Математические игры для дошкольников всех возрастных групп

Дидактические математические игры — средство расширения представлений об окружающем мире. В ходе занятий дети учатся нахождению причинно-следственных связей, анализу и сравнению объектов по разным параметрам, счету и использованию цифр. Математические игры сложны для дошкольников, быстро приводят к усталости и снижению познавательного интереса, поэтому проводить их долго нельзя: оптимальное время для младшей группы — 5 минут, для старшей — 15 минут.

Дидактические игры по математическому развитию

Представленная картотека дидактических игр по математике рекомендуется педагогам дошкольных учреждений и родителям. В ходе занятий дошкольники знакомятся со счетом, учатся работать с цифрами и геометрическими формами, сравнивать, сопоставлять, перечислять.

Дети занимаются

Задачи представленных в каталоге игр:

  • получение навыка использования цифр;
  • совершенствование умения вести счет, распределять числовые значения;
  • знакомство с числовыми и понятийными обозначениями времени, дней, месяцев;
  • развитие пространственной и плоскостной ориентации, умения определять и объяснять местоположение объектов относительно друг друга;
  • расширение представлений о геометрических фигурах;
  • развитие памяти, умения логически мыслить, рассуждать, анализировать, выдвигать предположения, подводить итоги, концентрировать внимание;
  • развитие творческого мышления, воображения.

Дидактические игры по математике в младшей группе

Представляем развивающие математические игры, с выполнением которых справятся младшие дошкольники.

Найди фигуру

Педагог раскладывает на столе в произвольном порядке 12 геометрических фигур разной величины и окраски. Он называет объект с определенными параметрами, например, большой зеленый треугольник, а воспитанник должен найти эту фигуру на столе, указать на нее пальцем.

Геометрические фигуры вокруг

Игра расширяет представления об основных геометрических объектах. Для занятия нужно подготовить изображения известных дошкольникам фигур. Задача игроков — найти в игровом помещении вещи, схожие по очертаниям с демонстрируемыми фигурами.

Разноцветные фигуры для детей

3 квадрата

Игра формирует навык соотношения объектов по величине, закрепляет в памяти соответствующие определения.

Педагог подготавливает 3 стопки разноразмерных квадратов. Себе берет 3 бумажные фигуры, остальные по 3 штуки раздает воспитанникам. В начале игры воспитатель поочередно демонстрирует квадраты детям, при этом объясняет, какого размера эти фигуры: «Этот большой, этот средний, а вот этот маленький». Далее дает команды: «Покажите самый маленький квадрат. А теперь большой. Покажите средний». Дети выполняют.

Три квадрата

На втором этапе игры воспитатель рассказывает, что из квадратов можно выстроить башенку, показывает, как это сделать. Крупный квадрат должен находиться внизу, на него ставится средний, а макушкой становится маленький. Воспитанники повторяют за педагогом.

Угости белочек и медвежат

Игра учит видеть, равны ли группы объектов разной величины. У игроков формируется понимание, что количество не определяется размером.

Воспитатель расставляет игрушечных зверят в ряд, объясняет, что они якобы пришли в гости, предварительно подготавливает изображения лесных угощений: орехов для белочек, земляники для медвежат. Интересуется у детей, хватит ли угощений, спрашивает, как это выяснить. Игроки подсчитывают, сколько игрушек пришло в гости, сравнивают количество. Далее дают зверятам лакомство: кладут рядом соответствующие изображения. Если число угощений оказалось недостаточным, дети добавляют, сколько нужно. Если лакомства слишком много, удаляют лишние картинки.

Угости белочек и медвежат

Уравняй

Педагог раскладывает счетные палочки в два столбца. Один столбец по количеству должен получиться больше, чем другой. Остальные палочки лежат в раскрытой коробочке. Задача — посредством дополнительных палочек уравнять количество объектов в столбцах. Завершив задание, игрок должен объяснить, как у него получился такой результат.

Счетные палочки

Дидактические игры по математике в средней группе

Представляем игры для детсадовцев средней группы, охватывающие широкий спектр математических знаний: арифметических, геометрических, логических.

Назови пропущенное число

Для игры нужно подготовить 10 карточек. На каждой изображен кружок с определенной цифрой от 1 до 10. Все изображения разного цвета.

Педагог раскладывает карточки в правильной последовательности цифр. Дети внимательно рассматривают изображения, убеждаются, что ни одна цифра не пропущена. Затем закрывают глаза, а воспитатель прячет одно изображение. Открыв глаза, дети пытаются вспомнить, кружок какого цвета исчез, какая цифра на нем была изображена.

Цифры от 1 до 10

Подсчитай по звуку

Для игры нужны карточки, изображающие объекты в количестве от 1 до 9. Педагог стучит в бубен определенное количество раз, дети внимательно слушают, подсчитывают количество ударов. Затем выбирают карточку, изображающую соответствующее число объектов.

Цифры 1-4

Цифры 5-8

Цифра 9

Математические загадки

Игра развивает навык счета. Воспитатель выкладывает несколько изображений объектов, выполненных в определенном количестве. Детям раздает нарисованные цифры. Далее зачитывает загадку про один из изображенных объектов, игроки ее отгадывают. Например: «Я с кулачок, красный бочок, прикоснешься — гладкое, откусишь — сладкое». Ответ: «Яблоко». Дети указывают на картинку, подсчитывают, сколько на ней яблок, поднимают соответствующую цифру.

Математические карточки для дошкольников

Геометрические рисунки

Для игры необходимо подготовить изображения 3-х объектов, выполненных из разных геометрических фигур: домик, елка с новогодними шариками, снеговик.

Дети внимательно рассматривают изображения, а педагог задает вопросы:

  • из каких фигур сделаны рисунки;
  • есть ли здесь треугольники, подсчитайте их;
  • есть ли квадраты, сколько их;
  • есть ли круги, подсчитайте их;
  • если ли еще фигуры, какие и в каком количестве;
  • сколько всего фигур на рисунке;
  • фигуры одинаковые или различаются по размеру;
  • каких фигур больше.

Домик из геометрических фигур

Елка и снеговик из фигур

Починим машину

Для игры требуется изображение автомобиля, составленное из геометрических форм. Один из игроков становится ведущим, остальные дети закрывают глаза. Ведущий прячет одну из фигур, составляющих машину. Игроки, открыв глаза, должны сказать, что исчезло. Игрок, первым правильно назвавший исчезнувшую часть, становится следующим ведущим. Игру можно усложнить: убирать не одну, а две фигуры.

Машина из фигур

Найди ошибку

Педагог раскладывает геометрические фигуры в ряд по определенным признакам. Один из объектов не соответствует объединяющему признаку. Например, все квадраты зеленые, а один синий. Или, в ряду среди треугольников находится круг. Игрок должен выявить ошибку.

Волшебный мешок

В непрозрачном полотняном мешке находятся геометрические фигуры. Игрок, погрузив руку внутрь, нащупывает предмет, называет, что это такое. Игру можно усложнить: педагог задает определенную фигуру, а ребенок пытается ее нащупать, отыскать среди остальных.

Красный мешочек

 

Смежные цифры

Игроки становятся в ряд. Ведущий бросает мяч каждому ребенку, называет цифру, например 5. Задача игрока, принявшего мяч, — назвать соседние цифры. В данном примере это 4 и 6.

Мяч

Калейдоскоп квадратов

Игра закрепляет представление о соотношении частей и целого, развивает цветовое восприятие. Для занятия нужны 36 бумажных квадратов 8×8 см. Фигуры должны быть разного цвета, причем оттенки должны четко различаться. Квадраты нужно произвольно разрезать. На задней стороне каждого кусочка изобразить номер.

Игроки выполняют следующие задания:

  • складывают из частей квадраты;
  • распределяют части фигур по цветам;
  • раскладывают кусочки в соответствии с номерами;
  • пытаются составить квадраты из несоответствующих по цвету кусочков.

Квадраты разных цветов

Опиши узор

Каждый игрок получает изображение, состоящее из разных геометрических фигур. Ребенок должен внимательно осмотреть свой узор, развернуто описать его. Например: «В верхнем правом углу находится овал, в верхнем левом — круг, в нижнем правом — треугольник, в нижнем левом — круг, а в середине — прямоугольник».

Матрешки

Игра формирует навык порядкового счета. Для нее нужно взять 5 платочков разного цвета, надеть на головы детей, ставших в ряд. Остальные игроки участвуют по очереди. Игрок подходит к матрешкам, те называют себя: «первая», «вторая» … «пятая». Игрок запоминает, под каким номером находятся матрешки с определенным цветом платка, затем отворачивается. Два человека в ряду меняются местами. Игрок, повернувшись обратно, должен сказать, что изменилось. Например: «Матрешка с зеленым платком была второй, стала четвертой. А матрешка с желтым платком была четвертой, стала второй».

Матрешки

Дидактические игры по математике в старшей группе

Представляем образовательные игры, соответствующие старшей возрастной группе детсада.

Самолеты

Игра знакомит с составом числа 10. Фланелеграф выступает в роли аэродрома. К нему прикрепляются изображения самолетов. Один из воспитанников становится диспетчером: отправляет в полет по одному самолету — убирает с фланелеграфа. Остальные игроки считают, сколько самолетов улетело, сколько осталось на аэродроме.

Фланелеграф с самолетами

Забавная геометрия

Для игры нужны счетные палочки. Дети складывают их так, чтобы вышли геометрические формы:

  • 3 одинаковых квадрата из 10-ти палочек;
  • 2 одинаковых квадрата из 7-ми;
  • 2 одинаковых треугольника из 5-ти;
  • 3 одинаковых треугольника из 7-ми;
  • 4 одинаковых треугольника из 9-ти;
  • один квадрат и 2 одинаковых треугольника из 5-ти;
  • один квадрат и 4 треугольника из 9-ти;
  • 2 квадрата и 4 одинаковых треугольника из 9-ти.

В последнем задании нужно из 7-ми палочек сделать квадраты, затем 2-мя оставшимися палочками разбить их на треугольники.

Что таким бывает?

Цель дидактической игры по математике — развитие представлений о базовых предметных величинах, формирование навыка определять сходство по размеру.

Педагог называет прилагательное, определяющее величину, бросает игрокам по очереди мяч, а те должны назвать объекты, соответствующие указанному определению. Например: «Высокий». Дети перечисляют: «Жираф, шкаф, дом, человек, гора». Аналогично для других определений: длинный, узкий, короткий, низкий, большой, маленький, широкий.

Мячик

Месяцы

Для игры нужны карточки, изображающие числа от 1 до 12. Дети разбирают карточки не глядя. Затем становятся в ряд соответственно полученным числам. Педагог говорит, что теперь ребята стали 12-ю месяцами года. Далее задает вопросы такого типа: «Третий месяц, какое твое имя? Апрель, какой ты по счету?».

На втором этапе игры педагог раскладывает на столе картинки, изображающие сезонные пейзажи и явления, соответствующие месяцам. Игроки разглядывают картинки, находят изображение, которое соответствует его месяцу.

Сезоны и месяцы

Подсчитай на ощупь

Для игры нужны картонные полоски с пришитыми к ним бусинами в количестве от 2 до 10. Игроки становятся в ряд, заводят руки за спину, получают от педагога полоски. Руки остаются за спиной, смотреть на полоски нельзя. Игровая задача — подсчитать количество бусин.

Воспитатель называет произвольную цифру, например, 3. Ребенок, насчитавший у себя такое же количество бусин, поднимает руку, показывает всем полоску. Затем педагог меняет полоски у игроков, игра продолжается.

Картонные полоски и бусины

Когда это происходит?

Игра закрепляет представление о временных отрезках суток, о том, чем положено заниматься в разные часы. Для занятия нужно подготовить крупное изображение часов со сдвигаемой стрелкой, а также картинки, на которых показано, чем занимаются люди в разное время суток. Педагог передвигает стрелку на определенное время, а дети выбирают соответствующую картинку. Например, когда стрелка перемещена на час, дети выбирают изображение обедающей семьи.

Режим дня

Сравни ленты

Игра тренирует навык сравнения по внешним параметрам. Для занятия нужны 7 лент, в разной степени широких и длинных.

Разложив ленты, воспитатель спрашивает у детей:

  • сколько здесь лент;
  • одинаковые они или разные;
  • какая лента самая длинная, короткая, узкая, широкая;
  • разложите ленты, начиная от самой короткой, закончив самой длинной;
  • где в получившемся ряду находится самая широкая лента, а где самая узкая;
  • разложите ленты от самой узкой к самой широкой;
  • где в получившемся ряду находится самая длинная лента, а где самая короткая.

Ленты

Подсчитай звуки оркестра

Для игры нужны знакомые дошкольникам музыкальные инструменты, по которым можно стучать: барабан, бубен, треугольник, игрушечный синтезатор. Сначала педагог демонстрирует воспитанникам, как звучат инструменты, затем прячет их за ширмой. Там воспитатель снова ударяет по определенному инструменту 2–5 раз, а дети должны сказать, что это звучало, сколько ударов они услышали. Игру можно усложнить, за раз ударять по 2–4 инструментам.

Музыкальные инструменты

Угостимся фруктами

Игра учит делению на разноразмерные части, расширяет тематический словарь. Педагог приносит фрукты, например, персики. Сетует, что на всех угощения не хватит. Спрашивает, что предпринять, чтобы каждый получил по кусочку персика. Дети советуют: «Поделить». Далее объясняют, как делят фрукты: «Пополам». Педагог разрезает персики. Но угощения все равно не хватает на всех. Тогда дети советуют: «Нужно разделить каждую половину на две части. Получатся четвертинки». Вот теперь всем хватает угощения.

Персик

Дидактические игры по математике в подготовительной группе

В подготовительной группе идет подготовка дошкольников к поступлению в школу. Дети уже обладают многими знаниями, поэтому игры становятся сложнее, обеспечивают развитие математических представлений, достаточное для беспроблемной учебы в начальных классах.

Украшаем елочку

Педагог прикрепляет к фланелеграфу, а также раздает воспитанникам изображения елочки и новогодних шариков. Он прикрепляет к елочке 4 игрушки с правой стороны, 2 с левой. Дети делают то же самое со своими елочками. Воспитатель предлагает сложить шарики: 4 + 2 = 6. Затем меняет шарики местами, получается 2 + 4 = 6. И так несколько раз с разным количеством игрушек. Игра формирует представление о том, что от перемены слагаемых сумма не меняется.

Сколько шариков на елочке для детей дошкольного возраста

Тропинка для Красной Шапочки

К фланелеграфу прикреплены изображения бабушкиного домика, Красной шапочки, лесных деревьев. Под каждым деревом — несложный арифметический пример, с которым справится дошкольник. Воспитанники поочередно подходят к фланелеграфу, решают пример, тем самым придвигают Красную Шапочку ближе к бабушкиному домику.

Тропинка с примерами для Красной Шапочки

Да или нет

Педагог записывает на доске арифметические примеры. Затем демонстрирует детям изображения чисел. Если число соответствует решению очередного примера, дети выкрикивают: «Да!». Если ответ неправильный, то кричат: «Нет!».

Примеры для дошкольников

Составь слово

Игра соревновательная. Воспитатель вывешивает в два столбца арифметические примеры. Участники каждой команды выходят их решать. Решивший пример игрок подходит к столу, на котором лежат картинки чисел, соответствующих решениям. Выбирает свое число, переворачивает картинку, а там изображена буква. Решив все примеры, команда получает слово. Побеждают те, кто выполнит задание быстрее.

Примеры для детского сада

Дидактические игры по математике своими руками

Чтобы усилить познавательный интерес дошкольников, рекомендуется делать для игр яркий, разнообразный и увлекательный материал. Сделать своими руками математические игры несложно, вот несколько интересных примеров:

  1. Вырезанные из бумаги яблоки с разным количеством семечек — от 1 до 10. К ним дети прикрепляют карточки с соответствующим изображением цифр.
  2. Математические четки — шнурок с нанизанными бусинами. При решении арифметического примера ребенок сдвигает бусины: отсчитывает первое число, затем второе. А после складывает или вычитает, определяет получившееся количество бусин.
  3. Продолжи ряд. На бумажных полосках изображены разные изогнутые линии. В начале вдоль этих полосок приклеены геометрические фигурки в определенной последовательности. Задача ребенка — продолжить ряд, используя дополнительные фигуры из коробочки.
  4. Вылови рыбку. На бумажных ведерках изображены цифры от 1 до 10. На рыбках — арифметические примеры. Дошкольник решает пример, смотрит на каком ведерке изображен ответ, помещает туда рыбку.
  5. В картонных листах определенного цвета прорезано несколько разных геометрических отверстий. Также вырезаны геометрические фигуры, соответствующие этим отверстиям по форме и цвету листа. Игровая задача — правильно разложить фигуры по отверстиям.

Изготавливая материал для игр, можно использовать любые подручные и природные средства. Главное — они должны быть безвредны для ребенка.