Проявления сенсорной и моторной алалии у детей – диагностика и коррекция

Алалия – отсутствие или выраженный дефицит формирования и восприятия речи при исключении интеллектуальных и слуховых патологий. Симптоматика определяется степенью дефекта, ребенок не владеет речью в школьном возрасте или строит грамматически неверные фразы, имеет скудный словарь. Самостоятельно родители не вылечат детскую алалию, требуется помощь нескольких специалистов, обучающие и коррекционные мероприятия.

Что такое алалия?

Термин состоит из двух греческих слов: а – частица отрицания, лалия – речь. То есть это отсутствие или неполноценность речи у ребенка при здоровом слухе и первичной интеллектуальной развитости. Алалия – медицинский термин, логопеды говорят «общее недоразвитие речи».

Согласно статистике, патология наблюдается у мальчиков в 2 раза чаще, чем у девочек. Ее выявляют у 1% детсадовцев и 0,5% учеников начальной школы.

Важная особенность речевой алалии у детей – дефектность всех составляющих речи: грамматики, фонетики, словаря. Патология протекает в легкой и тяжелой форме:

  1. При тяжелой алалии ребенок не понимает, что говорят обращающиеся к нему люди, общается лепетом или обрывками слов, либо речь вовсе отсутствует.
  2. При легкой форме речь зачаточная, проявляется ограниченным индивидуальным словарем, грамматическими ошибками, звуковыми и слоговыми искажениями, затрудненным обретением навыка чтения и письма. Познавательная активность низкая, в школьные годы с трудом формируются личностные качества.

Нередко отмечается невротический ответ на речевой дефект. Ребенок быстро утомляется, не способен концентрировать внимание, не стремится развиваться, контактировать с окружающим миром. Высока вероятность задержки психического развития вторичного характера.

Причины

Основной фактор, провоцирующий алалию, – органическое поражение центров головного мозга, отвечающих за понимание, анализ и воспроизведение речи, находящихся в корковой области больших полушарий.

Диагноз алалия ставится, если нарушение речевых зон произошло в период между внутриутробным развитием и 3-летним возрастом.

Причины повреждения мозга и последующей алалии в разные периоды онтогенеза:

  1. Внутриутробное развитие. У плода кора головного мозга повреждается чаще всего из-за гипоксии, недостаточности плацентарного питания, выраженного токсикоза, употребления беременной женщиной алкоголя и наркотиков, травмирования при падении матери на живот. На ЦНС эмбриона негативно влияют материнские хронические болезни (диабет, гипертония), также проникшие в организм через плаценту возбудители инфекционных патологий (герпеса, краснухи, токсоплазмоза).
  2. Родовой процесс. Повреждения мозга у младенца обусловлены недоношенностью, асфиксией (удушением) при затянувшемся прохождении по родовому каналу. Но самая распространенная причина – небрежные действия акушера. У ребенка травмируется ЦНС при вытягивании за голову акушерскими щипцами.
  3. Первые 3 года жизни. На возникновение алалии влияют перенесенные младенцем эндокринные патологии, рахит, грипп, пневмония, менингит, энцефалит. Речевую дисфункцию провоцируют черепно-мозговые травмы, недостаток питания, истощение организма, генетическая предрасположенность. Ключевой фактор, влияющий на здоровье и полноценное развитие головного мозга младенца, – социально-психологическая атмосфера: отношение родителей, уровень эмоциональных и бытовых контактов, педагогическое развитие, семейный климат.

Симптомы алалии

Главные симптомы алалии – отсутствие связи между словарным, смысловым и действенным элементами речи, скудность индивидуального словаря, искажение произношения. Речевые навыки формируются с замедлением, у дошкольников и даже школьников длительно сохраняются способы общения, типичные для более раннего возраста, например, лепет.

Неизбежны при алалии эмоционально-психические нарушения, проявляющиеся либо гиперактивностью, вспыльчивостью, неуравновешенностью, либо, наоборот, заторможенностью, апатией, нелюдимостью. Вторичные психические патологии, появляющиеся на фоне речевой аномалии, схожи с аутизмом, сопровождаются:

  • поведенческими проблемами;
  • эмоциональными колебаниями;
  • расторможенностью;
  • коммуникативными трудностями;
  • неумением сосредоточиться;
  • слабой заинтересованностью в чем-либо;
  • капризностью в питании.

Аутистические патологии иногда сочетаются с речевыми нарушениями. Это не совсем аутизм, а приобретенные органические расстройства, связанные с недоразвитостью подкорковых зон мозга. Настоящий аутизм выявляется реже, носит врожденный характер.

Кроме аутистических расстройств, при алалии отмечается торможение познавательного развития. При этом вторичной патологией становится умственная неразвитость. С 3 лет преобладает речевое развитие интеллекта. Если к этому возрасту ребенок не говорит, то мыслительные способности остаются на примитивном уровне. Поэтому так важна своевременная диагностика.

Формы алалии

Симптоматика речевой патологии неодинакова, ее определяют два вида алалии, развивающихся в зависимости от структуры поражения тканей мозга.

Логопеды выделяют импрессивное (сенсорное) нарушение, когда ребенок затрудняется воспринимать речь, но способен бессвязно и искаженно говорить. Существует экспрессивная алалия (моторная), когда есть понимание услышанного, но самостоятельное произношение невозможно. Помимо сенсорной и моторной форм, выделяют сенсомоторную (смешанную), характеризующуюся наиболее сложным течением.

Лечение назначают с учетом классификации алалии, поскольку без грамотного вмешательства импрессивный тип более вредит развитию ребенка, чем экспрессивный.

Формы алалии

Моторная

Экспрессивная недоразвитость – недопонимание того, что говоришь сам. Ее проявление – нарушение или дефектность аналитического и синтетического функционирования речевого анализатора, в результате чего артикуляционные элементы упрощаются и грубеют. Провоцирующий фактор – пораженное корковое окончание речевого анализатора (центра Брока в области лобной извилины мозга), отвечающего за воспроизведение речи.

При полноценном речевом аппарате ребенок не способен выразить свои мысли, хотя осознает чужие рассуждения.

Симптомы моторной алалии:

  • дефектность и неразвитость речи (с трудом понимаемый лепет, подражание произношению окружающих);
  • крайне скудный словарный запас (ребенок почти не запоминает новые понятия, в памяти закреплены в основном лишь повседневно употребляемые слова);
  • употребление преимущественно существительных в именительном падеже;
  • соединение слов без предлогов;
  • несвязность речи (больному недоступно последовательное и осмысленное изложение информации, понимание причинно-следственных связей, ориентировка во времени, выделение главных и второстепенных фактов);
  • употребление неправильных звуков в словах либо их слияние;
  • эмоциональная нестабильность (гиперактивность либо заторможенность);
  • быстрое переутомление;
  • слабая память, неумение концентрироваться, нарушенное восприятие окружающего мира;
  • проблемы с координацией движений, неразвитость мелкой моторики;
  • затруднения при самообслуживании.

При моторной алалии в период формирования фразовой речи произношение становится неровным, дерганным, со смазанными интонациями. Высока вероятность появления заикания, когда нарушена премоторная кора в левой части мозга.

Речь при алалии тяжелой степени, когда сильно повреждена кора мозга, отсутствует. Ребенок пытается общаться посредством мимики, телодвижений, размахивания руками.

Сенсорная

Импрессивная недоразвитость – недопонимание того, что говорят окружающие. Причина – поражение окончания коркового сенсорно-речевого анализатора (центра Вернике, находящегося позади верхней височной извилины), отвечающего за понимание устной и письменной речи. Отсутствует связь между восприятием на слух и смысловой наполненностью слов при здоровом слуховом аппарате.

При сенсорной алалии отмечаются следующие симптомы:

  • искажение или отсутствие понимания услышанного (при легкой форме ребенок воспринимает отдельные слова и даже фразы, если родитель произносит их постоянно с одинаковой интонацией, при тяжелой патологии у больного нет реакции даже на свое имя);
  • нарушенный фонематический слух;
  • заметное торможение интеллектуального развития;
  • чрезмерная активность речи, говорливость (при этом понять, что произносит ребенок, невозможно, так как это незавершенные слова, отдельные слоги, бессмысленные сочетания звуков);
  • непонимание, неосознание дефектности собственной речи;
  • гиперакузия – аномально острое, дискомфортное восприятие на слух некоторых звуков (отмечается не всегда);
  • затруднения при соотношении услышанного или произнесенного слова с реальным объектом;
  • избыток мимики и жестикуляции, взбалмошность;
  • гиперактивность, вспыльчивость, эмоциональные колебания, неумение концентрировать внимание, быстрое переутомление;
  • эхолалия – невольное, неосознаваемое повторение слов и словосочетаний, сказанных другими людьми.

При тяжелой сенсорной форме алалии возможны поведенческие проблемы, нарушения личности, умственная отсталость. Для такого ребенка затруднительно заниматься любым делом.

Смешанная

Чистая сенсорная форма патологии диагностируется редко, чаще дополняется определенными проявлениями моторного нарушения. Это сенсомоторная алалия, при которой ребенок с запозданием начинает говорить, затрудняется формировать слова и фразы, плохо понимает, о чем говорят окружающие. Словарный запас, даже повседневный, скуден.

Ребенок боится шума, склонен совершать однообразные действия, не способен адаптироваться в социуме, из-за чего трудно отличить сенсомоторное нарушение от аутичного заболевания.

Диагностика

Для постановки диагноза необходимо обследование детей с алалией несколькими специалистами: логопедом, неврологом, отоларингологом, психологом.

Диагностические мероприятия включают:

  1. Составление анамнеза. Педиатр опрашивает родителей, пытается пообщаться с ребенком. Важно узнать, какие симптомы наблюдаются у маленького пациента, есть ли у матери хронические патологии, как проходила беременность, были ли тяжелыми роды, как развивался физически и психически ребенок на начальном этапе жизни.
  2. Обследование на подтверждение неврологических патологий, определение степени повреждения коры головного мозга. Важно отличить алалию от нарушения слуха.
  3. Логопедическая диагностика. Специалист определяет степень развития устной речи, словарный запас, фонетическую и фонематическую корректность произношения, грамотность, восприятие и запоминание на слух, выясняет сроки речевого и психического развития ребенка.

Для оценки степени поражения детского мозга применимы следующие методы:

  • ЭЭГ (электроэнцефалография) – обнаружение патологических изменений по уровню электрической активности определенных зон коры мозга;
  • эхоэнцефалография – выявление деформации отделов головного мозга посредством ультразвукового воздействия;
  • КТ (компьютерная) и МРТ (магнитно-резонансная) томография – высокоточные методы анализа структурных изменений в головном мозге;
  • рентгенография черепа – выявление возможной деформации костей;
  • отоскопия и аудиометрия – отоларингологические способы отличить алалию от нарушений слуха.

Перечисленные методы диагностики алалии безвредны для организма ребенка.

Интерпретирует результаты обследования педиатр, он и ставит окончательный диагноз.

Ребенок на приеме у врача

Коррекция и лечение алалии

Родители должны морально подготовиться, что лечить ребенка придется долго и тяжело. Коррекция должна быть комплексной и регулярной, она займет несколько лет. Без терапии алалия будет прогрессировать.

В коррекционных и логопедических центрах практикуют психолого-педагогические методы. Для восстановления структуры мозга требуется терапия медикаментами.

Логопед регулярно и поэтапно занимается с больным ребенком, стимулируя развитие устной речи. К следующему этапу переходит только после закрепления предыдущего.

Последовательность логопедических занятий при алалии:

  1. Стимуляция подражательной активности. Увеличение количества понимаемых слов. Обучение составлению аморфных слов (фрагментарных из детской речи).
  2. Получение навыка образования словоформ. Построение фраз из двух слов. Продолжение увеличения количества понимаемых понятий.
  3. Формирование грамматически верной фразы из 2-3 слов. Проговаривание слов из 3 слогов.
  4. Получение навыка простой связной речи. Работа над правильным проговариванием звуков. Построение фраз, в которых до 5 слов.
  5. Построение сложных многословных предложений. Обучение изменению слов.

Важное логопедическое мероприятие для лечения алалии – артикуляционный массаж. Ребенку легче даются основные коррекционные занятия, когда у него развита мускулатура органов артикуляции. Для массажа требуются логопедические зонды. Курс включает 8-10 сеансов.

Логопед может научить родителей проведению артикуляционного массажа в домашних условиях. Вместо логопедических зонтов используйте металлическую чайную ложку или пальцы. Все действия повторяйте 5 раз, перед каждым упражнением и после него поглаживайте лицо ребенка.

Массаж проводите в теплой комнате. Перед процедурой обработайте руки антисептическим препаратом, согрейте их.

Массажные движения выполняйте в следующей очередности:

  • от центра лба к вискам;
  • на висках по движению стрелки;
  • вокруг век;
  • круговыми движениями на щеках;
  • между бровями;
  • нос, губы и язык.

Медикаментозная терапия – основная, ее цель – стимуляция восстановления корковых речевых центров. Применяют следующие препараты:

  1. Ноотропы. Стимулируют метаболизм в тканях головного мозга, делают нервные клетки более устойчивыми к вредным факторам. Детям наиболее часто назначают «Глицин», «Пирацетам».
  2. Антиоксиданты. Укрепляют нервные ткани, ускоряют их восстановление, повышают мозговую активность. Это «Токоферол», «Таксифолин».
  3. Препараты для улучшения циркуляции крови в мозге. Например, «Актовегин».

В действенности ноотропов и антиоксидантов при лечении алалии многие медицинские специалисты сомневаются. Зачастую улучшение речевых навыков связано с грамотной логопедической помощью и общеразвивающими занятиями, а его объясняют положительным действием вышеуказанных медикаментов. И уж точно улучшить речевые навыки ребенка не в силах витаминные комплексы и БАД.

При структурных патологиях коры головного мозга высокоэффективными оказываются физиотерапевтические мероприятия:

  • электрофорез;
  • магнитотерапия;
  • лазерная терапия;
  • дециметровая терапия;
  • иглорефлексотерапия;
  • электропунктура;
  • лечение водами.

Рассмотрим подробнее особенности логопедической терапии разных форм алалии.

Моторной

Поскольку патология системная, упражнения должны затрагивать все нюансы речевого развития. При моторном нарушении задачи логопеда:

  • стимулировать активность речи;
  • скорректировать произношение звуков;
  • развить связную фразовую речь;
  • расширить общий и повседневный словарь;
  • научить грамотному построению фраз.

Обязательные логопедические методы при моторной алалии – ритмика и массаж.

Сенсорной

При сенсорной форме алалии задачи логопеда:

  • сформировать грамматически правильную речь;
  • научить дифференциации фонем и неречевых звуков;
  • развить навык различения слов, соотнесения понятий с определенными объектами;
  • сформировать понимание словосочетаний и фраз.

При всех формах алалии при возможности не стоит затягивать с обучением ребенка письму и чтению, так ему будет легче закреплять логопедические навыки, следить за речью.

Смешанной

Поскольку смешанная форма алалии проявляется нарушением и понимания, и воспроизведения речи, то есть имеет наиболее тяжелую симптоматику, то терапия на нее почти не влияет. Несмотря на логопедические занятия и медикаментозное лечение, больной ребенок в психическом состоянии заметно отстает от сверстников.

Прогноз

Каков будет результат лечения, во многом зависит от выраженности органического поражения мозга. Если разрушенная зона небольшая, то структура нервных тканей позволит другим участкам ЦНС выполнять ее функцию. Если поражение коры обширное, результативность терапии низкая.

Еще прогноз при алалии определяется степенью искажения речи, запущенностью патологии, грамотностью, своевременностью, полнотой лечебных и восстановительных мероприятий. Если логопед приступил к работе с 3-4-летним ребенком, использует полный комплекс упражнений, то можно надеться на быстрое восстановление речевой способности.

При моторной форме алалии прогноз позитивней. При сенсорном и смешанном нарушении восстановление идет гораздо медленнее.

Если лечение начато с запозданием, когда ребенку исполнилось 5-6 лет, мозговая активность восстанавливается медленно, высока вероятность сохранения некоторых симптомов. При игнорировании медицинской помощи и попытках самостоятельного лечения ребенка есть риск развития осложнений.

Игнорирование необходимости терапии приводит к развитию дислексии и дисграфии, поскольку формирование навыков письма и чтения тоже контролируется речевым центром мозга. В результате обучение ребенка в общеобразовательной школе становится фактически невозможным.

Профилактика

Предупреждение появления алалии у ребенка зависит от действий матери. Она должна:

  • исключить вредные привычки (сигареты, алкогольные напитки, наркотические вещества);
  • перед зачатием пройти обследование на выявление хронических и инфекционных патологий, способных негативно повлиять на развитие плода в утробе;
  • при вынашивании ребенка остерегаться инфекционного поражения и обострения хронических патологий;
  • не принимать медикаменты без консультации с гинекологом;
  • проходить все назначенные наблюдающим врачом исследования для определения состояния плода;
  • регулярно общаться, играть, заниматься с ребенком с первого дня его жизни.

Такая профилактика обеспечивает полноценное развитие ЦНС младенца, в результате формирование речи будет своевременным. При малейших подозрениях на задержку психического и речевого развития ведите ребенка к педиатру.