Дислексия: формы, причины, симптомы, коррекция

Официально принятого обозначения этой патологии сегодня нет. Однако Международная ассоциация дислексии дала определение заболеванию. Это нарушение способности к обучению, проявляющееся невозможностью верного и быстрого узнавания слов, получения навыков письма. Патологическое явление имеет неврологическое происхождение, обусловлено неполноценными фонологическими частями языка. В статье даётся характеристика патологии, рассказывается, как проявляется дислексия, что это такое, чем вызвана, как корректируется.

Что такое дислексия?

Ребёнок пишет

Дислексия, что вызывает особые затруднения в получении навыка чтения, обусловлена исключительно недоразвитостью высших психических функций. По выраженности нарушения логопеды выделяют частичную патологию и алексию – полное отсутствие способности читать. Болезнь может быть отдельной, но чаще сочетается с дисграфией – нарушением способности писать.

Патологическое явление диагностируется почти у 5% детей с нормальным интеллектуальным уровнем. А у детей с речевыми дефектами и задержкой психического развития отмечается в 30–50% обращений. У мальчиков проблема фиксируется в 4 раза чаще, чем у девочек.

Причины

Последнее научное исследование показало, что патология очень часто обусловлена генетической предрасположенностью. Многие специалисты полагают, что нужно искать связь со скрытой леворукостью.

Девушка

Главный провоцирующий фактор – дисфункция мозга, вызванная определёнными биологическими воздействиями. Во время внутриутробного формирования поражение мозга у эмбрионов может возникать из-за:

  • малокровия у матери;
  • обвития или дефекта пуповины;
  • асфиксии плода;
  • пороков сердца у беременной женщины или эмбриона;
  • отслоения плаценты;
  • проблемных родов;
  • фетоплацентарной недостаточности.

К мозговой дисфункции у плода могут привести токсические и инфекционные поражения нервной системы, спровоцированные:

  • алкоголизмом матери или приёмом сильнодействующих медикаментов;
  • желтухой у младенца, возникшей сразу после рождения;
  • гриппом, корью и иными инфекционными болезнями у беременной женщины;
  • эритробластозом – несовместимостью материнской и эмбриональной крови.

Врождённый сбой функционирования мозга бывает связан с механическим повреждением при:

  • изгнании плода во время родов;
  • тяжёлых и длительных родах;
  • внутричерепном кровоизлиянии во время движения по родовым путям.

Даже если ребёнок родился здоровым, существуют факторы, провоцирующие торможение формирования коры головного мозга. Такими факторами являются:

  • черепно-мозговые травмы;
  • проникшая в мозговые ткани инфекция;
  • ветрянка, краснуха, корь и прочие «детские» инфекционные болезни;
  • хронические патологии с тяжёлым течением.

Дислексическое расстройство бывает симптомом:

  • ДЦП;
  • задержки формирования психики;
  • умственного отставания;
  • афазии – отсутствия или изменения сформировавшейся речи;
  • алалии – недоразвитости речевой способности при нормальном слухе и интеллекте;
  • дизартрии – неправильного произношения из-за поражения нервной системы.

А также трудности с чтением бывают следствием неблагоприятных социальных условий:

  • дефицита общения;
  • двуязычия в межнациональной семье;
  • педагогической запущенности, отсутствия воспитания.

Симптомы дислексии

Сравнение здорового ребёнка и дислектика

Можно подумать, что дислектик отстаёт в интеллекте и психике, так как отстаёт в письменных навыках. Но это не так. Неспособность верно писать не значит, что пациент, став взрослым человеком, будет ограниченным и слаборазвитым. Более того, среди дислектиков немало талантливых и знаменитых людей.

Изучая дислектическое расстройство, специалисты установили, что многие пациенты:

  • обладают широким кругозором;
  • любознательны;
  • способны глубоко фантазировать;
  • имеют хорошую интуицию;
  • самостоятельно формируют взгляд на окружающий мир.

Симптоматика патологии бывает различной, определяется возрастом пациента.

Признаки дислексии

При дислексии такие симптомы нельзя игнорировать, так как они сигнализируют о быстром прогрессировании патологии. При появлении хотя бы одного признака из нижеуказанных нужно насторожиться, а больше 5 признаков – причина незамедлительного обращения к врачу. К таким признакам относятся:

Занятие с ребёнком

  • несоблюдение порядка букв при образовании слов;
  • отказ от чтения вслух и написания текста;
  • несоблюдение порядка букв в словах, слов и чисел во фразах при написании и зачитывании;
  • проблематичное изучение алфавита и математических правил;
  • затруднённая ориентация в пространстве (правая и левая сторона);
  • рассеянность;
  • слабая память;
  • проблематичное выполнение примитивных просьб;
  • неправильный захват пальцами письменных принадлежностей;
  • трудности в получении навыков правописания и чтения.

У дошкольников

У малышей патология проявляется:

  • запоздалым формированием речевой способности;
  • затруднённым запоминанием слов и звукопроизношением;
  • слабой памятью (малыш долго думает почти над каждым словом);
  • проблематичным общением со сверстниками;
  • затруднённым изучением начальных навыков чтения и написания слов;
  • запутанным расположением букв в словах, слов во фразах при разговоре.

У младших школьников

Ребёнок с книгой

У детей, посещающих младшую школу, патологическое явление проявляется:

  • непониманием смысла слов;
  • вставлением во фразы одних слов вместо других (обычно это похожие либо по произношению, либо по значению слова);
  • неправильным склонением и временным употреблением слов;
  • переворачиванием или обратным порядком слов;
  • коверканьем букв;
  • неспособностью различать математические знаки;
  • затруднённым запоминанием услышанного;
  • нарушенной координацией движений;
  • неуклюжестью;
  • импульсивным поведением;
  • замедленным обучением.

У учеников средней школы

При дислексическом расстройстве:

  • скорость и чёткость чтения хуже, чем у сверстников;
  • категоричный отказ от чтения и написания любых текстов;
  • слабая память, неспособность планировать работу, придерживаться распорядка дня;
  • конфликтный уровень общения со сверстниками;
  • проблемы с чтением эмоций на лице и восприятием телодвижений;
  • нечитаемый почерк;
  • затруднённое проговаривание и написание слов.

У учеников старшей школы

Расстройство проявляется:

  • медленным чтением с множеством запинок и ошибок;
  • слабым письменным навыком;
  • трудностями при пересказе какой-либо информации;
  • неправильным проговариванием слов;
  • недостаточным пониманием поступающей информации;
  • слабой памятью;
  • заторможенностью в работе;
  • низкой приспособляемостью к новым условиям.

У взрослых

При установленном диагнозе отмечается:

  • затруднённое принятие информации и в устном, и в письменном виде;
  • рассеянность, забывчивость;
  • произношение, которое практически невозможно понять;
  • запутанная постановка слов и чисел во фразах;
  • недостаточность письменных навыков;
  • дизорфография – невозможность овладения орфографическими навыками;
  • неспособность планировать работу, правильно распределять время;
  • низкая организационная способность.

Механизмы дислексии

Кубики

Чтение, как психический и физиологический процесс, контролируется зрительным, речедвигательным и речеслуховым аппаратом. В процессе чтения:

  • распознаются и различаются буквы;
  • соотносятся с определёнными звуками;
  • звуки сливаются в слоги, слоги в слова, а слова во фразы;
  • осознаётся прочитанное.

Дислектическое расстройство подразумевает сбой поочерёдности и обязательности включения указанных этапов.

Психологи рассматривают механизм патологии относительно парциальной несформированности психики. При диагностике расстройства оказываются несформированными зрительное узнавание, пространственная ориентация, составляющие памяти, фонематическое принятие, лексический и грамматический речевой строй, зрительная и слуховая моторика, концентрация внимания, эмоциональные и волевые качества.

Классификация

Автоматизация звуков

Доктор педагогических наук Лалаева Раиса Ивановна создала классификацию патологии. По этой разработке расстройство процесса чтения делится на несколько видов. Формы дислексии следующие:

  1. Фонематическая. Самая распространённая форма у учеников начальной школы. Обусловлена недоразвитием функций, определяющих фонематическую систему. Каждая фонема имеет особенность звучания, позволяющую отличить её от другой фонемы. Если в слове изменяется или переставляется на другое место какая-либо фонема, то смысл слова становится другим (коза – коса, дом – лом, липа – пила). При фонематической патологии при прослушивании отмечается смешение незначительно различающихся звуков (ш-ж, с-ц). А также могут наблюдаться пропуск и искажение звуковых и слоговых структур.
  2. Семантическая. Имеет определение «механический способ чтения». В этом случае пациент не понимает смысла прочитанного, хотя технически читает верно. Провокаторами являются два фактора – затруднение звукослогового образования и расплывчатость осознания синтаксических связей в предложениях. Пациент читает слова изолированно, не находит связи с другими словами, из-за чего смысл фразы остаётся непонятным.
  3. Аграмматическая. Часто отмечается у детей с системной речевой недоразвитостью. Характерный нюанс – неверное установление падежных окончаний. В связке существительное-прилагательное неправильно установлены род, падеж, число. Глаголы третьего лица прошедшего времени имеют неверное окончание.
  4. Оптическая. Подразумевает трудность выявления и усвоения похожих по начертанию букв. Путаемые буквы могут различаться по наличию в структуре или расположению в пространстве своих частей (пример – М и Л, Г и Т, П и Н).
  5. Мнестическая. У пациента затруднено усвоение букв. Нарушено представление, какой буквой обозначается определённый звук.
  6. Тактильная. Характерна для слепых детей. Подразумевает затруднение опознавания азбуки Брайля.
  7. Моторная. Затруднено движение глаз при чтении.

Лечение дислексии

Дифференциальная диагностика дислексии сначала проводится педиатром, затем логопедом. Специалист собирает анамнез касательно здоровья матери в период беременности и нынешнего состояния организма малыша. Потом логопед проводит тесты на чтение, переписывание и написание на слух. В некоторых случаях дислексии специалист отправляет пациента на диагностику к офтальмологу или неврологу.

Лечение патологии осуществляется логопедическим коррекционным методом. Методика коррекции определяется конкретным патологическим явлением, включает:

  • нормализацию зрительно-пространственной ориентации, зрительного анализа;
  • устранение проблем со слуховой и зрительной памятью;
  • исправление произношения, формирование понятия о буквенном составе слов;
  • улучшение слогового синтеза и словарного запаса;
  • изучение грамматических речевых норм;
  • построение грамматических систем.

Для взрослых каждое упражнение в составе терапии более сложное, чем для детей, но схема занятий аналогичная.

К профилактике приступают до поступления детей в школу, развивают память, концентрацию внимания, зрительно-пространственную функцию, моторику пальцев, способность к анализу, лексический и грамматический речевой строй. Если подтверждено возникновение патологии, пациента отправляют к логопеду.