Дислексия: формы, причины, симптомы, коррекция
Официально принятого обозначения этой патологии сегодня нет. Однако Международная ассоциация дислексии дала определение заболеванию. Это нарушение способности к обучению, проявляющееся невозможностью верного и быстрого узнавания слов, получения навыков письма. Патологическое явление имеет неврологическое происхождение, обусловлено неполноценными фонологическими частями языка. В статье даётся характеристика патологии, рассказывается, как проявляется дислексия, что это такое, чем вызвана, как корректируется.
Содержание
Что такое дислексия?

Дислексия, что вызывает особые затруднения в получении навыка чтения, обусловлена исключительно недоразвитостью высших психических функций. По выраженности нарушения логопеды выделяют частичную патологию и алексию – полное отсутствие способности читать. Болезнь может быть отдельной, но чаще сочетается с дисграфией – нарушением способности писать.
Патологическое явление диагностируется почти у 5% детей с нормальным интеллектуальным уровнем. А у детей с речевыми дефектами и задержкой психического развития отмечается в 30–50% обращений. У мальчиков проблема фиксируется в 4 раза чаще, чем у девочек.
Причины
Последнее научное исследование показало, что патология очень часто обусловлена генетической предрасположенностью. Многие специалисты полагают, что нужно искать связь со скрытой леворукостью.
Главный провоцирующий фактор – дисфункция мозга, вызванная определёнными биологическими воздействиями. Во время внутриутробного формирования поражение мозга у эмбрионов может возникать из-за:
- малокровия у матери;
- обвития или дефекта пуповины;
- асфиксии плода;
- пороков сердца у беременной женщины или эмбриона;
- отслоения плаценты;
- проблемных родов;
- фетоплацентарной недостаточности.
К мозговой дисфункции у плода могут привести токсические и инфекционные поражения нервной системы, спровоцированные:
- алкоголизмом матери или приёмом сильнодействующих медикаментов;
- желтухой у младенца, возникшей сразу после рождения;
- гриппом, корью и иными инфекционными болезнями у беременной женщины;
- эритробластозом – несовместимостью материнской и эмбриональной крови.
Врождённый сбой функционирования мозга бывает связан с механическим повреждением при:
- изгнании плода во время родов;
- тяжёлых и длительных родах;
- внутричерепном кровоизлиянии во время движения по родовым путям.
Даже если ребёнок родился здоровым, существуют факторы, провоцирующие торможение формирования коры головного мозга. Такими факторами являются:
- черепно-мозговые травмы;
- проникшая в мозговые ткани инфекция;
- ветрянка, краснуха, корь и прочие «детские» инфекционные болезни;
- хронические патологии с тяжёлым течением.
Дислексическое расстройство бывает симптомом:
- ДЦП;
- задержки формирования психики;
- умственного отставания;
- афазии – отсутствия или изменения сформировавшейся речи;
- алалии – недоразвитости речевой способности при нормальном слухе и интеллекте;
- дизартрии – неправильного произношения из-за поражения нервной системы.
А также трудности с чтением бывают следствием неблагоприятных социальных условий:
- дефицита общения;
- двуязычия в межнациональной семье;
- педагогической запущенности, отсутствия воспитания.
Симптомы дислексии
Можно подумать, что дислектик отстаёт в интеллекте и психике, так как отстаёт в письменных навыках. Но это не так. Неспособность верно писать не значит, что пациент, став взрослым человеком, будет ограниченным и слаборазвитым. Более того, среди дислектиков немало талантливых и знаменитых людей.
Изучая дислектическое расстройство, специалисты установили, что многие пациенты:
- обладают широким кругозором;
- любознательны;
- способны глубоко фантазировать;
- имеют хорошую интуицию;
- самостоятельно формируют взгляд на окружающий мир.
Симптоматика патологии бывает различной, определяется возрастом пациента.
Признаки дислексии
При дислексии такие симптомы нельзя игнорировать, так как они сигнализируют о быстром прогрессировании патологии. При появлении хотя бы одного признака из нижеуказанных нужно насторожиться, а больше 5 признаков – причина незамедлительного обращения к врачу. К таким признакам относятся:
- несоблюдение порядка букв при образовании слов;
- отказ от чтения вслух и написания текста;
- несоблюдение порядка букв в словах, слов и чисел во фразах при написании и зачитывании;
- проблематичное изучение алфавита и математических правил;
- затруднённая ориентация в пространстве (правая и левая сторона);
- рассеянность;
- слабая память;
- проблематичное выполнение примитивных просьб;
- неправильный захват пальцами письменных принадлежностей;
- трудности в получении навыков правописания и чтения.
У дошкольников
У малышей патология проявляется:
- запоздалым формированием речевой способности;
- затруднённым запоминанием слов и звукопроизношением;
- слабой памятью (малыш долго думает почти над каждым словом);
- проблематичным общением со сверстниками;
- затруднённым изучением начальных навыков чтения и написания слов;
- запутанным расположением букв в словах, слов во фразах при разговоре.
У младших школьников
У детей, посещающих младшую школу, патологическое явление проявляется:
- непониманием смысла слов;
- вставлением во фразы одних слов вместо других (обычно это похожие либо по произношению, либо по значению слова);
- неправильным склонением и временным употреблением слов;
- переворачиванием или обратным порядком слов;
- коверканьем букв;
- неспособностью различать математические знаки;
- затруднённым запоминанием услышанного;
- нарушенной координацией движений;
- неуклюжестью;
- импульсивным поведением;
- замедленным обучением.
У учеников средней школы
При дислексическом расстройстве:
- скорость и чёткость чтения хуже, чем у сверстников;
- категоричный отказ от чтения и написания любых текстов;
- слабая память, неспособность планировать работу, придерживаться распорядка дня;
- конфликтный уровень общения со сверстниками;
- проблемы с чтением эмоций на лице и восприятием телодвижений;
- нечитаемый почерк;
- затруднённое проговаривание и написание слов.
У учеников старшей школы
Расстройство проявляется:
- медленным чтением с множеством запинок и ошибок;
- слабым письменным навыком;
- трудностями при пересказе какой-либо информации;
- неправильным проговариванием слов;
- недостаточным пониманием поступающей информации;
- слабой памятью;
- заторможенностью в работе;
- низкой приспособляемостью к новым условиям.
У взрослых
При установленном диагнозе отмечается:
- затруднённое принятие информации и в устном, и в письменном виде;
- рассеянность, забывчивость;
- произношение, которое практически невозможно понять;
- запутанная постановка слов и чисел во фразах;
- недостаточность письменных навыков;
- дизорфография – невозможность овладения орфографическими навыками;
- неспособность планировать работу, правильно распределять время;
- низкая организационная способность.
Механизмы дислексии
Чтение, как психический и физиологический процесс, контролируется зрительным, речедвигательным и речеслуховым аппаратом. В процессе чтения:
- распознаются и различаются буквы;
- соотносятся с определёнными звуками;
- звуки сливаются в слоги, слоги в слова, а слова во фразы;
- осознаётся прочитанное.
Дислектическое расстройство подразумевает сбой поочерёдности и обязательности включения указанных этапов.
Психологи рассматривают механизм патологии относительно парциальной несформированности психики. При диагностике расстройства оказываются несформированными зрительное узнавание, пространственная ориентация, составляющие памяти, фонематическое принятие, лексический и грамматический речевой строй, зрительная и слуховая моторика, концентрация внимания, эмоциональные и волевые качества.
Классификация
Доктор педагогических наук Лалаева Раиса Ивановна создала классификацию патологии. По этой разработке расстройство процесса чтения делится на несколько видов. Формы дислексии следующие:
- Фонематическая. Самая распространённая форма у учеников начальной школы. Обусловлена недоразвитием функций, определяющих фонематическую систему. Каждая фонема имеет особенность звучания, позволяющую отличить её от другой фонемы. Если в слове изменяется или переставляется на другое место какая-либо фонема, то смысл слова становится другим (коза – коса, дом – лом, липа – пила). При фонематической патологии при прослушивании отмечается смешение незначительно различающихся звуков (ш-ж, с-ц). А также могут наблюдаться пропуск и искажение звуковых и слоговых структур.
- Семантическая. Имеет определение «механический способ чтения». В этом случае пациент не понимает смысла прочитанного, хотя технически читает верно. Провокаторами являются два фактора – затруднение звукослогового образования и расплывчатость осознания синтаксических связей в предложениях. Пациент читает слова изолированно, не находит связи с другими словами, из-за чего смысл фразы остаётся непонятным.
- Аграмматическая. Часто отмечается у детей с системной речевой недоразвитостью. Характерный нюанс – неверное установление падежных окончаний. В связке существительное-прилагательное неправильно установлены род, падеж, число. Глаголы третьего лица прошедшего времени имеют неверное окончание.
- Оптическая. Подразумевает трудность выявления и усвоения похожих по начертанию букв. Путаемые буквы могут различаться по наличию в структуре или расположению в пространстве своих частей (пример – М и Л, Г и Т, П и Н).
- Мнестическая. У пациента затруднено усвоение букв. Нарушено представление, какой буквой обозначается определённый звук.
- Тактильная. Характерна для слепых детей. Подразумевает затруднение опознавания азбуки Брайля.
- Моторная. Затруднено движение глаз при чтении.
Лечение дислексии
Дифференциальная диагностика дислексии сначала проводится педиатром, затем логопедом. Специалист собирает анамнез касательно здоровья матери в период беременности и нынешнего состояния организма малыша. Потом логопед проводит тесты на чтение, переписывание и написание на слух. В некоторых случаях дислексии специалист отправляет пациента на диагностику к офтальмологу или неврологу.
Лечение патологии осуществляется логопедическим коррекционным методом. Методика коррекции определяется конкретным патологическим явлением, включает:
- нормализацию зрительно-пространственной ориентации, зрительного анализа;
- устранение проблем со слуховой и зрительной памятью;
- исправление произношения, формирование понятия о буквенном составе слов;
- улучшение слогового синтеза и словарного запаса;
- изучение грамматических речевых норм;
- построение грамматических систем.
Для взрослых каждое упражнение в составе терапии более сложное, чем для детей, но схема занятий аналогичная.
К профилактике приступают до поступления детей в школу, развивают память, концентрацию внимания, зрительно-пространственную функцию, моторику пальцев, способность к анализу, лексический и грамматический речевой строй. Если подтверждено возникновение патологии, пациента отправляют к логопеду.
Страдаю дислексией с детства. Пробовала разные методы. Лечить нужно на начальной стадии заболевания в детском возрасте, взрослому человеку проблематичней.