Дизартрия: что это, причины развития, симптомы, лечение
Человек отличается от животных наличием речи – сложной, структурированной, многофункциональной системы. При нарушениях речевой функции, не обусловленных конкретными заболеваниями, необходима логопедическая и медицинская помощь. Одним из патологических состояний, требующих коррекции, является дизартрия – искаженное проговаривание звуков. У маленьких детей, у которых артикуляционная система находится на стадии формирования, выявить патологию проблематично. Но по мере взросления дефект речи становится все заметнее.
Содержание
Дизартрия у детей что это?

Дизартрия – это расстройство речи, которое выражается в искаженном или затрудненном проговаривании звуков, слов, фраз. Патология вызывается повреждениями мозга или артикуляционной системы (чаще всего нервными нарушениями в области голосовых связок, мягкого неба, лицевой мускулатуры, отсутствием или искривлением зубов).
За речевой дизартрией следует письменная. Ребенок испытывает затруднения в обучении письму, поскольку неправильно произносит звуки и слова. При тяжелой форме заболевания речь настолько искажена, что понять ее окружающим практически невозможно. В итоге больной вынужден находиться в изоляции от общества, навык письма так и остается несформированным.
Причины дизартрии
По этиологии выделяют две формы дизартрии: первичную и вторичную. Первичная форма – детская. Она не является следствием искажения или потери речевой способности, а отмечается у детей с определенными врожденными заболеваниями, чаще всего с ДЦП.
Около 70% всех случаев детской дизартрии спровоцировано церебральным параличом. Чем тяжелее паралич, тем более выражено нарушение произношения. Так, проблемы с речью незначительны при параличе нижних конечностей, но часто отмечаются при половинном, почти всегда при полном параличе.
Если ребенок не паралитик, то причинами, спровоцировавшими проблему, могут быть:
- патологические явления в период внутриутробного развития (скачки артериального давления, судороги, сильный токсикоз);
- гипоксия плода в материнской утробе;
- беременность с конфликтом резус-факторов;
- алкогольная или наркотическая зависимость беременной женщины;
- травмы или удушение плода при родовом процессе;
- гемолитическая анемия у младенца;
- билирубиновая энцефалопатия у новорожденного ребенка;
- инфекционные патологии, перенесенные матерью в начале беременности;
- олигофрения.
Дизартрия у детей бывает не только врожденным, но и приобретенным в возрасте до 2 лет заболеванием. Провокаторами нарушения речи могут стать:
- менингит;
- черепно-мозговая травма;
- тяжелое инфекционное кишечное заболевание;
- повышение внутричерепного давления.
Приобретенная форма – взрослая. У взрослых людей патология характеризуется резким проявлением симптомов, поэтому не заметить ее невозможно. Приобретенная форма отмечается при:
- инсульте;
- травмах мозга;
- энцефалите;
- рассеянном склерозе;
- болезни Лу Герига;
- сирингобульбии;
- паркинсонизме;
- токсоплазмозе;
- туберкулезе центральной нервной системы;
- нейросифилисе;
- миастении.
Речевые симптомы
При заболевании сбивается речевое дыхание. Больной дышит часто, прерывисто, наблюдается неполный вдох. Отмечаются симптомы, обусловленные артикуляционными нарушениями:
- спазмы ротовых, шейных, губных, языковых мышц;
- снижение тонуса лицевой мускулатуры;
- отсутствие мимических рефлексов;
- низкая подвижность языка;
- поражение нервных тканей, приводящее к ослаблению мышц.
Фиксируются признаки, спровоцированные искажением звукопроизношения:
- недоразвитость речи;
- проглатывание звуков;
- слабый голос;
- искажение и расплывчатость произносимого;
- неправильный ритм дыхания;
- отсутствие связи между мимикой и произносимым;
- медленное, нечеткое, монотонное произношение;
- смягчение твердых фонем;
- немота (если паралич полный).
Родителям следует обратить внимание на симптомы, сигнализирующие о развитии дизартрии у младенца. Это позволит своевременно приступить к лечению. У больного младенца отмечают:
- нарушение сосательной функции;
- протекание молока между материнской грудью и губами ребенка;
- частые покашливания и срыгивания во время кормления;
- неправильное жевание и глотание;
- гнусавый или хриплый голос;
- отсутствие или позднее появление лепета.
Формы дизартрии
Неврологическая классификация патологии основана на синдромах и участке локализации поражения речевого аппарата. Выделяют следующие виды дизартрии:
- Бульбарная форма дизартрии. Обусловлена повреждением нервных ядер в продолговатом мозге. Патология проявляется отсутствием рефлексов и мимики, нарушением сосательной, глотательной, жевательной функции, слюнотечением. Артикуляция односложная и нечеткая: все согласные имеют щелевое звучание, типичны гнусавость, осиплость, хриплость голоса.
- Псевдобульбарная. Спровоцирована повреждением корково-бульбарного пути. Псевдобульбарная, проявляющаяся центральным параличом и гипертонусом мышц дизартрия вызывает затруднение перехода с одного артикуляционного движения на другое. Особенно сложно двигать языком: перемещать из стороны в сторону, поднимать кончик, удерживать в поднятом положении. Характерны нарушение глотательной функции, усиленный глоточный рефлекс, чрезмерное вытекание слюны. Речь растянутая, нечеткая, гнусавая, неправильно проговариваются сонорные, шипящие, свистящие фонемы.
- Подкорковая. Обусловлена повреждением подкорковых мозговых ядер. Характеризуется присутствием гиперкинеза – внезапных, непроизвольных, вызванных ошибочной командой мозга движений артикуляционных и мимических мышц. При попытке разговора гиперкинез провоцирует мышечный спазм. Нарушены тембр и сила голоса, пациент неправильно ставит ударения, периодически гортанно выкрикивает. Возможно возникновение заикания, нарушения темпа произношения.
- Мозжечковая. Вызвана повреждением мозжечка и окружающих нервных тканей. Характеристика патологии следующая: нарушение речевой координации (дрожание языка, неровная речь, выкрики), невнятность и замедленность произношения, неправильное проговаривание губных и переднеязычных фонем. Возможны двигательные проблемы: шаткая походка, неловкие телодвижения, плохая координация.
- Корковая. Спровоцирована точечными повреждениями коры мозга. Характеризуется полным или частичным нарушением речи, слабыми произвольными артикуляционными движениями. Речевое дыхание и голос в норме.
Существует также логопедическая классификация дизартрии, основанная на степени восприятия речи окружающими. Выделяются следующие виды патологии:
- I степень (или стертая дизартрия) – дефектность произношения заметна только логопеду;
- II степень – произношение в общем понятное, но окружающие замечают незначительное искажение;
- III степень – понимают пациента только близкие люди;
- IV степень – пациент немой, либо его разговор не понятен даже близким людям.
Лечение дизартрии
Обследуют и проводят терапию невролог и логопед. Полнота обследования определяется конкретным предполагаемым заболеванием. Неврологическая диагностика для выявления дизартрии включает энцефалографию, электромиографию, магнитно-резонансную томографию головного мозга, транскраниальную магнитную стимуляцию.
Логопедический процесс постановки диагноза включает анализ речевых и артикуляционных нарушений. Логопед устанавливает, есть ли стертая форма развития дизартрии, оценивает функциональность артикуляционной системы, полноту артикуляционных движений, активность мимики и лицевой мускулатуры, особенности речевого дыхания.
Учитывается анамнез развития речи ребенка. Диагностика нарушения устной речи подразумевает анализ произношения (четкости звучания, ритма, темпа, постановки ударений), соотношения артикуляции, дыхания и голоса, восприятия фонем, правильности построения лексического и грамматического речевого строя. Диагностика письменной речи включает упражнения на переписывание текста, диктанты, чтение и пересказ прочитанного.
Лечение разных форм дизартрии нацелено на исправление артикуляции, чтобы пациент мог без затруднений общаться и учиться.
Терапия комплексная, включает:

- прием медикаментов;
- лечебную физкультуру;
- занятия с логопедом.
Медикаментозный терапевтический метод подразумевает прием «Глицина» и прочих ноотропных препаратов.
Гимнастика проводится с целью тонизирования лицевых мышц. Хорошее воздействие на мускулатуру артикуляционной системы оказывает массаж. Также рекомендуются дыхательные упражнения Стрельниковой, при которых ребенок учится правильно проговаривать звуки, слова и фразы. Дошкольник может заниматься дома с родителями, а может у логопеда.
Самостоятельно лечить тяжелое нарушение речи невозможно, дизартрия требует медицинской помощи. Коррекция дизартрии выбирается исходя из выраженности симптомов.
Помимо медикаментозных и логопедических мер, для детей можно применять анималотерапию, сенсорную терапию, изотерапию. Стертая форма дизартрии у детей дошкольного возраста требует поэтапного выполнения следующей коррекционной работы:
- массажа лицевых мышц;
- артикуляционных упражнений;
- автоматизации произношения;
- восстановления речи.
У взрослых пациентов расстройством речевой функции занимается афазиолог – взрослый логопед. Специалист работает с людьми, перенесшими инсульт или другое нарушившее речь заболевание, помогает восстанавливать как устные, так и письменные речевые способности.
Дизартрия – заболевание излечимое. Главное, терпение и настойчивость. При невыраженной патологии речевая способность полностью восстанавливается. При тяжелой форме речевая функция улучшается до определенной стадии. Меры предупреждения болезни у младенцев с повреждением мозга начинаются с первых недель жизни.
Профилактика дизартрии у детей и взрослых подразумевает предотвращение инфекционных заболеваний, поражающих мозг, черепно-мозговых травм, отравлений токсинами.