Дизартрия: что это, причины развития, симптомы, лечение

Человек отличается от животных наличием речи – сложной, структурированной, многофункциональной системы. При нарушениях речевой функции, не обусловленных конкретными заболеваниями, необходима логопедическая и медицинская помощь. Одним из патологических состояний, требующих коррекции, является дизартрия – искаженное проговаривание звуков. У маленьких детей, у которых артикуляционная система находится на стадии формирования, выявить патологию проблематично. Но по мере взросления дефект речи становится все заметнее.

Дизартрия у детей что это?

Ребёнок

Дизартрия – это расстройство речи, которое выражается в искаженном или затрудненном проговаривании звуков, слов, фраз. Патология вызывается повреждениями мозга или артикуляционной системы (чаще всего нервными нарушениями в области голосовых связок, мягкого неба, лицевой мускулатуры, отсутствием или искривлением зубов).

За речевой дизартрией следует письменная. Ребенок испытывает затруднения в обучении письму, поскольку неправильно произносит звуки и слова. При тяжелой форме заболевания речь настолько искажена, что понять ее окружающим практически невозможно. В итоге больной вынужден находиться в изоляции от общества, навык письма так и остается несформированным.

Причины дизартрии

Ребёнок на приёме у специалиста

По этиологии выделяют две формы дизартрии: первичную и вторичную. Первичная форма – детская. Она не является следствием искажения или потери речевой способности, а отмечается у детей с определенными врожденными заболеваниями, чаще всего с ДЦП.

Около 70% всех случаев детской дизартрии спровоцировано церебральным параличом. Чем тяжелее паралич, тем более выражено нарушение произношения. Так, проблемы с речью незначительны при параличе нижних конечностей, но часто отмечаются при половинном, почти всегда при полном параличе.

Если ребенок не паралитик, то причинами, спровоцировавшими проблему, могут быть:

  • патологические явления в период внутриутробного развития (скачки артериального давления, судороги, сильный токсикоз);
  • гипоксия плода в материнской утробе;
  • беременность с конфликтом резус-факторов;
  • алкогольная или наркотическая зависимость беременной женщины;
  • травмы или удушение плода при родовом процессе;
  • гемолитическая анемия у младенца;
  • билирубиновая энцефалопатия у новорожденного ребенка;
  • инфекционные патологии, перенесенные матерью в начале беременности;
  • олигофрения.

Дизартрия у детей бывает не только врожденным, но и приобретенным в возрасте до 2 лет заболеванием. Провокаторами нарушения речи могут стать:

  • менингит;
  • черепно-мозговая травма;
  • тяжелое инфекционное кишечное заболевание;
  • повышение внутричерепного давления.

Приобретенная форма – взрослая. У взрослых людей патология характеризуется резким проявлением симптомов, поэтому не заметить ее невозможно. Приобретенная форма отмечается при:

  • инсульте;
  • травмах мозга;
  • энцефалите;
  • рассеянном склерозе;
  • болезни Лу Герига;
  • сирингобульбии;
  • паркинсонизме;
  • токсоплазмозе;
  • туберкулезе центральной нервной системы;
  • нейросифилисе;
  • миастении.

Речевые симптомы

Занятия с логопедом

При заболевании сбивается речевое дыхание. Больной дышит часто, прерывисто, наблюдается неполный вдох. Отмечаются симптомы, обусловленные артикуляционными нарушениями:

  • спазмы ротовых, шейных, губных, языковых мышц;
  • снижение тонуса лицевой мускулатуры;
  • отсутствие мимических рефлексов;
  • низкая подвижность языка;
  • поражение нервных тканей, приводящее к ослаблению мышц.

Фиксируются признаки, спровоцированные искажением звукопроизношения:

  • недоразвитость речи;
  • проглатывание звуков;
  • слабый голос;
  • искажение и расплывчатость произносимого;
  • неправильный ритм дыхания;
  • отсутствие связи между мимикой и произносимым;
  • медленное, нечеткое, монотонное произношение;
  • смягчение твердых фонем;
  • немота (если паралич полный).

Родителям следует обратить внимание на симптомы, сигнализирующие о развитии дизартрии у младенца. Это позволит своевременно приступить к лечению. У больного младенца отмечают:

  • нарушение сосательной функции;
  • протекание молока между материнской грудью и губами ребенка;
  • частые покашливания и срыгивания во время кормления;
  • неправильное жевание и глотание;
  • гнусавый или хриплый голос;
  • отсутствие или позднее появление лепета.

Формы дизартрии

Формы дизартрии

Неврологическая классификация патологии основана на синдромах и участке локализации поражения речевого аппарата. Выделяют следующие виды дизартрии:

  1. Бульбарная форма дизартрии. Обусловлена повреждением нервных ядер в продолговатом мозге. Патология проявляется отсутствием рефлексов и мимики, нарушением сосательной, глотательной, жевательной функции, слюнотечением. Артикуляция односложная и нечеткая: все согласные имеют щелевое звучание, типичны гнусавость, осиплость, хриплость голоса.
  2. Псевдобульбарная. Спровоцирована повреждением корково-бульбарного пути. Псевдобульбарная, проявляющаяся центральным параличом и гипертонусом мышц дизартрия вызывает затруднение перехода с одного артикуляционного движения на другое. Особенно сложно двигать языком: перемещать из стороны в сторону, поднимать кончик, удерживать в поднятом положении. Характерны нарушение глотательной функции, усиленный глоточный рефлекс, чрезмерное вытекание слюны. Речь растянутая, нечеткая, гнусавая, неправильно проговариваются сонорные, шипящие, свистящие фонемы.
  3. Подкорковая. Обусловлена повреждением подкорковых мозговых ядер. Характеризуется присутствием гиперкинеза – внезапных, непроизвольных, вызванных ошибочной командой мозга движений артикуляционных и мимических мышц. При попытке разговора гиперкинез провоцирует мышечный спазм. Нарушены тембр и сила голоса, пациент неправильно ставит ударения, периодически гортанно выкрикивает. Возможно возникновение заикания, нарушения темпа произношения.
  4. Мозжечковая. Вызвана повреждением мозжечка и окружающих нервных тканей. Характеристика патологии следующая: нарушение речевой координации (дрожание языка, неровная речь, выкрики), невнятность и замедленность произношения, неправильное проговаривание губных и переднеязычных фонем. Возможны двигательные проблемы: шаткая походка, неловкие телодвижения, плохая координация.
  5. Корковая. Спровоцирована точечными повреждениями коры мозга. Характеризуется полным или частичным нарушением речи, слабыми произвольными артикуляционными движениями. Речевое дыхание и голос в норме.

Существует также логопедическая классификация дизартрии, основанная на степени восприятия речи окружающими. Выделяются следующие виды патологии:

  • I степень (или стертая дизартрия) – дефектность произношения заметна только логопеду;
  • II степень – произношение в общем понятное, но окружающие замечают незначительное искажение;
  • III степень – понимают пациента только близкие люди;
  • IV степень – пациент немой, либо его разговор не понятен даже близким людям.

Лечение дизартрии

Обследуют и проводят терапию невролог и логопед. Полнота обследования определяется конкретным предполагаемым заболеванием. Неврологическая диагностика для выявления дизартрии включает энцефалографию, электромиографию, магнитно-резонансную томографию головного мозга, транскраниальную магнитную стимуляцию.

Логопедический процесс постановки диагноза включает анализ речевых и артикуляционных нарушений. Логопед устанавливает, есть ли стертая форма развития дизартрии, оценивает функциональность артикуляционной системы, полноту артикуляционных движений, активность мимики и лицевой мускулатуры, особенности речевого дыхания.

Учитывается анамнез развития речи ребенка. Диагностика нарушения устной речи подразумевает анализ произношения (четкости звучания, ритма, темпа, постановки ударений), соотношения артикуляции, дыхания и голоса, восприятия фонем, правильности построения лексического и грамматического речевого строя. Диагностика письменной речи включает упражнения на переписывание текста, диктанты, чтение и пересказ прочитанного.

Лечение разных форм дизартрии нацелено на исправление артикуляции, чтобы пациент мог без затруднений общаться и учиться.

Терапия комплексная, включает:

Комплексная терапия
Комплексный характер логопедического воздействия при дизартрии
  • прием медикаментов;
  • лечебную физкультуру;
  • занятия с логопедом.

Медикаментозный терапевтический метод подразумевает прием «Глицина» и прочих ноотропных препаратов.

Гимнастика проводится с целью тонизирования лицевых мышц. Хорошее воздействие на мускулатуру артикуляционной системы оказывает массаж. Также рекомендуются дыхательные упражнения Стрельниковой, при которых ребенок учится правильно проговаривать звуки, слова и фразы. Дошкольник может заниматься дома с родителями, а может у логопеда.

Самостоятельно лечить тяжелое нарушение речи невозможно, дизартрия требует медицинской помощи. Коррекция дизартрии выбирается исходя из выраженности симптомов.

Помимо медикаментозных и логопедических мер, для детей можно применять анималотерапию, сенсорную терапию, изотерапию. Стертая форма дизартрии у детей дошкольного возраста требует поэтапного выполнения следующей коррекционной работы:

  • массажа лицевых мышц;
  • артикуляционных упражнений;
  • автоматизации произношения;
  • восстановления речи.

У взрослых пациентов расстройством речевой функции занимается афазиолог – взрослый логопед. Специалист работает с людьми, перенесшими инсульт или другое нарушившее речь заболевание, помогает восстанавливать как устные, так и письменные речевые способности.

Дизартрия – заболевание излечимое. Главное, терпение и настойчивость. При невыраженной патологии речевая способность полностью восстанавливается. При тяжелой форме речевая функция улучшается до определенной стадии. Меры предупреждения болезни у младенцев с повреждением мозга начинаются с первых недель жизни.

Профилактика дизартрии у детей и взрослых подразумевает предотвращение инфекционных заболеваний, поражающих мозг, черепно-мозговых травм, отравлений токсинами.