Стертая дизартрия: причины и симптомы патологии, методы лечения
Нарушения фонетики и просодики бывают спровоцированы неглубоким изменением мышечной иннервации органов артикуляции. В этом случае диагностируется стертая дизартрия у маленьких детей – легкая форма патологии, проявляющаяся нечеткостью произношения и невыразительностью речи из-за искаженного звучания фонем. Несмотря на невыраженную симптоматику, патология требует лечения. При игнорировании терапевтических мероприятий симптомы усугубляются, пациент сталкивается с нарушением восприятия, не может правильно читать и писать.
Содержание
Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста – что это?
В логопедии под стертой дизартрией подразумевается патология, при которой искажаются фонетические и просодические элементы речи из-за органического поражения головного мозга.
Термин ввела в науку логопед О. А. Токарева. Она раскрыла понятие «стертая дизартрия», дала определение невыраженной форме заболевания.
Патологию из-за смазанного течения можно выявить у ребенка только по достижению 5-летнего возраста. Назначается длительный курс комплексной терапии, включающей прием медикаментов и логопедические занятия. Терапевтический комплекс назначается каждому пациенту в индивидуальном порядке, универсальной схемы лечения пока нет.
Причины
Стертая форма дизартрии – это детское заболевание. Факторы, провоцирующие его, воздействуют на организм ребенка еще на внутриутробном этапе развития.
Наиболее частые причины патологии:
- задержка эмбрионального развития из-за недостаточного поступления кислорода через плаценту;
- резус-конфликт матери и эмбриона;
- тяжело протекающая беременность (токсикоз, высокое кровяное давление, диабет, патологии почек у вынашивающей женщины);
- инфекционные болезни, перенесенные беременной женщиной на поздних сроках вынашивания (гепатит, герпес, токсоплазмоз, цитомегалия);
- осложненные роды (длительное нахождение плода в безводном пространстве, недолгая асфиксия, применение вакуум-экстракции или щипцов для ускорения родоразрешения);
- органические поражения головного мозга в младенческом возрасте, связанные с перенесенным менингитом, энцефалитом или иным инфекционным заболеванием (в группе риска находятся младенцы, патологически реагирующие на введение любой вакцины).
Ребенка, на организм которого воздействовал хотя бы один из вышеперечисленных факторов, обязательно наблюдает детский невролог. Если спустя год наблюдения признаков органического поражения мозговых тканей нет, то маленький пациент снимается с учета. Если отмечаются подозрительные симптомы, то медицинский мониторинг продолжается.
Классификация
Пациенты со стертой дизартрией делятся на три группы по степени нарушения речевого развития:
- Коммуникативная способность развита, но имеются проблемы с восприятием и применением предлогов и сложных глаголов. Речевые связи хорошие, словарный запас достаточный для возраста ребенка. Вызывает затруднение произношение сложных в артикуляционном плане слов. Возможна затрудненная пространственная ориентация.
- Помимо нарушения произношения звуков и неразвитой интонационной способности, отмечается изменение фонематического восприятия. Совершаются ошибки в проговаривании похожих фонем и слов. Словарный запас недостаточный для возрастной группы. Вызывает затруднение образование слов, согласование частей речи при построении предложения.
- Отмечается выраженное речевое и фонематическое нарушение. Словарный запас низкий. Возникают проблемы при построении слогов. Не соблюдаются грамматические нормы.
Эта условная классификация необходима, чтобы разделить детей в дошкольных и школьных учреждениях для проведения терапии.
Симптомы стертой дизартрии
Симптоматика определяется степенью выраженности патологии, возрастом ребенка, особенностями его речевого аппарата. Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста характеризуется смазанностью признаков. В отдельных случаях родители вовсе не замечают у ребенка каких-либо патологических изменений.
Чаще всего диагностируют заболевание у детей, с рождения наблюдавшихся у логопеда и детского невролога по тем или иным причинам. Диагностика дизартрии осуществляется по нескольким симптоматическим категориям, описанным ниже.
Общая моторика
Отмечаются скованность, ограниченность телодвижений, быстрое мышечное переутомление. Ребенку сложно стоять на одной ноге, прыгать, ходить по узкому пути.
Нарушение моторики особенно проявляется при попытках танцевать, совершать спортивные упражнения и иные схематически четкие и ритмичные движения. Пациент не чувствует ритм, не может в него влиться.
Мелкая моторика у детей с дизартрией
Нарушение мелкой моторики становится заметным, когда ребенок начинает обслуживать сам себя. У него возникают затруднения в совершении простых манипуляций: застегивании пуговиц, размешивании напитка ложкой, завязывании шнурков. Больной ребенок отказывается от игр и занятий, требующих работы руками: от рисования, вырезания ножницами, создания поделок из пластилина.
У школьников возникают трудности с письмом: при написании слов буквы заменяются похожими по звучанию, не получается держать темп письма, даже при медленном написании получается непонятный и уродливый почерк.
Особенности артикуляционного аппарата
Отмечаются скупая мимика, низкий тонус лицевых мышц, постоянное нахождение рта в приоткрытом состоянии. Слабые мышцы не позволяют сжать губы в трубочку, активность движения языка низкая. Из-за этого произносимые звуки искажаются, сливаются, интонация утрачивает четкость.
Особенности звукопроизношения у детей
Стертая форма дизартрии у детей проявляется искажением и смешиванием фонем, иногда они вовсе пропускаются в словах (но пациент может проговаривать их в отдельности). Речь невнятная, неразборчивая, что обусловлено проблемным произношением шипящих и межзубных звуков. Больному сложно произносить длинные слова, состоящие из множества слогов.
Нарушения просодики при дизартрии
Интонация при стертой дизартрии невыраженная. Отмечаются проблемы с высотой и силой голоса, выдохи при разговоре слабые. Тембр неправильный, в большинстве случаев слишком быстрый, возможно появление гнусавости. Ребенок говорит монотонно, при долгом разговоре речь утрачивает внятность, голос постепенно слабеет. Голос не имеет глубины и силы, повысить его не получается. Маленький пациент не умеет подражать голосам животных и птиц.
Из-за слабого выдоха некоторые дети начинают говорить на вдохе, прерываясь и захлебываясь. Есть дети, у которых получается самостоятельно контролировать речь. У них произношение звуков нормальное, но скандированное (как будто они говорят заученные фразы), отмечаются только просодические нарушения.
Нарушение речевого развития у детей
Нарушение речевого развития определяется степенью выраженности стертой дизартрии. На начальном этапе у больного наблюдаются затруднения в просодике и восприятии звуков. Речевой аппарат и ориентационные способности в норме.
На второй стадии нарушение фонематического восприятия и просодические проблемы сопровождаются затрудненным произношением звуков, совершением грамматических и лексических ошибок в словах.
В тяжелом случае наблюдаются разнообразные нарушения звукового восприятия, произношения слогов и слов.
Стертая дизартрия у взрослых
Для взрослых патология нехарактерна, но все же встречается. Стертая дизартрия диагностируется при:
- опухолях в центральных зонах головного мозга;
- ухудшении циркуляции крови в мозговых тканях;
- демиелинизирующей болезни ЦНС;
- инсульте;
- сифилисе, поразившем мозговые ткани;
- черепно-мозговой травме;
- гнойнике в мозжечке;
- отравлении тяжелыми токсинами;
- паркинсонизме;
- рассеянном склерозе;
- тяжелом инфекционном поражении организма;
- кровоизлиянии в мозг;
- тяжелых нервных патологиях;
- аутоиммунных заболеваниях, поразивших нервные и мышечные ткани;
- сосудистых патологиях;
- спинальной мышечной атрофии;
- олигофрении.
В зрелом возрасте патогенез дизартрии обусловлен длительным нахождением в бессознательном состоянии из-за поразившего организм заболевания или черепно-мозговой травмы.
Иногда провокатором патологии становится некачественно проведенное хирургическое вмешательство на головном мозге. С легкой дизартрией могут столкнуться люди, злоупотребляющие спиртными напитками, не соблюдающие дозировку и курс приема определенных медикаментов, принимающие наркотики. В группе риска, не считая младенцев, находятся подростки и старики. У людей среднего возраста болезнь почти не диагностируется.
Дизартрия имеет приобретенную этиологию, не передается по наследству. Передаваться могут только некоторые заболевания головного мозга, провоцирующие нарушение речи.
Осложнения
Нарушения звукопроизношения и просодики вызывают изменения фонематического восприятия. Причем пациент затрудняется воспринимать не только близкие, но и далекие по звучанию и артикуляционному формированию звуки.
В результате возникают трудности в понимании слогового деления слов, словообразования. Отмечаются грамматические ошибки, лексическая скудность, заторможенность мыслительного процесса, низкое усвоение семантики. Школьник с дефектом речевого развития не может нормально усваивать образовательную программу, вследствие чего развивается дисграфия – нарушение процесса письма.
Коррекция стертой дизартрии
Стертая форма дизартрии у детей дошкольного возраста требует комплекса мер, лечение обычно длительное, включает:
- прием медикаментов;
- коррекционные логопедические занятия;
- сеансы у психолога.
С ребенком должны заниматься родители, логопеды, медицинские специалисты. Основа терапии – развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики. Проводятся логопедические упражнения, в домашних условиях делается массаж лицевой мускулатуры. Хороший эффект дает метод дыхательной гимнастики, помогающей вернуть плавность и четкость произношения. Рекомендуются игры, в которых подразумевается взаимодействие пальцев и мелких предметов.
Назначаются седативные средства для нормализации состояния нервной системы, ноотропы для стимуляции работы головного мозга. Длительность курса и дозировка устанавливаются медицинским специалистом.
Сеансы у психолога необходимы для устранения скованности, закомплексованности, связанной с речевыми дефектами.
Упражнения при стертой дизартрии
Рекомендуется делать дыхательную гимнастику, разработанную педагогом А. Н. Стрельниковой: резко вдыхать при наклонах, выдыхать при распрямлении тела.
Логопеды предлагают различные коррекционные упражнения для мышц губ, щек, языка, челюстей, которые после консультации можно проводить самостоятельно. Из простых упражнений можно отметить:
- поочередное и одновременное надувание щек;
- втягивание щек между челюстями;
- рассасывание сахара или конфеты за щекой;
- вибрационные движения губ;
- открытие и закрытие рта со щелканьем зубами;
- вытаскивание зажатой в зубах марли или бумаги;
- облизывание губ.
Хороший эффект в развитии звукопроизношения дают скороговорки и стишки.
Артикуляционная гимнастика
Стертая дизартрия устраняется посредством гимнастики, лечение должно проводиться регулярно. Оно укрепляет лицевую мускулатуру, формирует навык правильного произношения, вырабатывает сильный и ровный воздушный поток, необходимый для правильного продуцирования звуков.
Гимнастические упражнения проводятся по принципу подражания. Логопед показывает, как надо двигать языком и челюстями, маленький пациент повторяет. На занятиях часто используются предметы, предназначенные для сжимания зубами или губами.
Посредством артикуляционной гимнастики:
- расслабляются напряженные лицевые мышцы;
- тонизируются органы артикуляции;
- ставится сильный голос;
- вырабатывается правильное произношение;
- укрепляются лицевые и языковые мышцы;
- улучшается циркуляция крови в лицевых тканях.
При регулярном проведении занятий с логопедом и дома формируется правильное и четкое произношение звуков и слов.
Логопедический массаж при стертой дизартрии
Логопедический массаж для детей – обязательный пункт коррекции дизартрии. Он проводится либо в рамках логопедических занятий, либо отдельными сеансами. Необходим для подготовки лицевых и ротовых мышц к правильной артикуляции.
Как проводить массаж в домашних условиях, родителям рассказывает логопед. Движения осуществляются пальцами или используя зонды для логопедического массажа.
Стертая форма развития дизартрии не угрожает физическому здоровью ребенка, однако мешает полноценному общению, выбору профессии, вызывает комплексы и психологические проблемы. Поэтому с лечением заболевания затягивать не стоит.