Варианты проведения дидактической игры «Части суток» для дошкольников разных возрастных групп

Дидактическая игра «Части суток» для дошкольников — средство ознакомления дошкольников со сменой времени суток, с событиями и занятиями, типичными для каждого часа. Знакомить детей с данными понятиями рекомендуется уже во 2-ой младшей группе. Существует несколько вариаций игры, предназначенных для разных возрастных групп детского сада.

Цель дидактической игры «Части суток»

Цель — обучение навыку различения времени суток, расширение соответствующих знаний.

Задачи:

  • формирование временных представлений;
  • усвоение и закрепление знаний об утре, вечере, дне и ночи;
  • улучшение зрительного восприятия;
  • обучение умению создавать мысленные образы на основе визуальной информации;
  • развитие воображения.

Части суток

Дидактическая игра «Части суток» в средней группе

Дошкольники лучше усваивают сложную для них информацию через визуальное ее представление. Поэтому наиболее эффективны игры на ознакомление с частями суток, использующие наглядный материал.

Для проведения данной познавательной игры необходимо подготовить 4 картонных листа: белый или голубой пусть будет утро, желтый или оранжевый — день, серый или синий — вечер, а черный пусть означает ночь. Еще нужно изготовить из цветной бумаги 4 дома с окнами. У двух домов окна должны быть белыми — это соответствие утреннему и дневному времени. У третьего дома окно желтое — это обозначение горящего вечернего света. А у четвертого дома окно темно-синее или черное — это соответствие ночному времени, когда все спят. Также нужно вырезать из цветной бумаги желтое утреннее солнышко и оранжевое дневное, облака, звездочки и лунный серп.

Игровая задача — разложить бумажные объекты по картонным листам так, чтобы получились пейзажи разного времени суток. Раскладывая объекты, дошкольники быстро запоминают визуальные особенности всех частей суток. Вот как должны выглядеть итоговые картинки:

  • утро — дом с белым окном и желтое солнышко на белом или голубом картоне, можно добавить облачко;
  • день — дом с белым окном и рыжее солнце на желтом или оранжевом картоне;
  • вечер — дом с желтым окошком и облака на сером или синем фоне;
  • ночь — дом с темным окном, луна и звезды на черном картоне.

Дидактическая игра «Части суток — когда это бывает»

Эта вариация игры рекомендуется для дошкольников старшей группы. Игра знакомит ребят с тем, что делают, чем занимаются люди в разное время суток. Такое занятие здорово тренирует навык создания мысленных визуальных образов, основываясь на зрительном и слуховом принятии информации.

Для проведения игры требуется наглядный материал. Нужно сделать из картонных листов изображения четырех домов. Каждый дом символизирует определенное время суток. Также необходимы сюжетные изображения, отражающие действия людей с утреннего пробуждения до вечернего укладывания спать.

С представленным наглядным материалом можно играть двумя способами:

  1. Педагог раздает воспитанникам карточки, изображающие действия людей. Каждый игрок по очереди объясняет, что изображено на его картинке, что делает человек. Затем дошкольник выдвигает предположение, в какое время суток чаще всего так действуют люди. Если ответ правильный, педагог соглашается, затем просит игрока положить свою карточку на соответствующий дом.
  2. Педагог называет часть суток и указывает пальцем на соответствующий дом. Воспитанник должен мимикой и телодвижениями показать определенное действие, какое могут выполнять люди в данное время суток. Остальные ребята ищут среди карточек соответствующую.

Младшая группа

Для малышей рекомендуется этот вариант игры, обучающей различению частей суток. Для занятия подготавливается наглядное пособие: сюжетные изображения, представляющие разное время суток. Это может быть, например, один и тот же пейзаж, но в разное время. Также для игры нужна большая кукла с подвижными конечностями.

Педагог берет куклу, начинает посредством нее демонстрировать разные человеческие действия. Например, кукла чистит зубы, одевается, играется, принимает ванну, кушает, идет на прогулку и прочее. Ребята, внимательно следя за действиями куклы, должны говорить, в какое время суток человек может выполнять данные действия. Педагог показывает картинки, соответствующие указанному времени.

Задания

Подвижная игра

Эта вариация игры тоже рекомендуется для младших дошкольников, хотя при желании в нее могут играть ребята всех возрастных групп. Эта игра не только знакомит дошкольников с частями суток, но и способствует общему физическому развитию, тренирует скорость реакции и концентрацию внимания. Для занятия нужно подготовить 4 пейзажных изображения, отражающих части суток.

Игру следует проводить на игровой площадке или в спортивном зале, где твердое и гладкое покрытие. Педагог чертит мелком на полу большой круг, разделенный на 4 сектора. Либо можно изобразить четыре больших дома. Каждый сектор соотносится с определенным временем суток, на него нужно положить соответствующее изображение.

Педагог зачитывает короткие стишки или загадки о частях суток, а ребята запрыгивают в соответствующий сектор круга. Можно сделать игру на выбывание: игрок, запрыгнувший в неправильный сектор, выбывает.