«Чей, чья, чьё» – образовательная речевая игра для старших дошкольников

Дидактическая игра «Чей, чья, чьё» – эффективный метод совершенствования речи, улучшения ее грамматического строя. Дошкольники учатся правильно формировать предложения с притяжательными прилагательными, развивают свое зрительное восприятие, концентрацию внимания, воображение и творческие способности, навык самостоятельной и коллективной работы.

Знакомимся с животными

Занятие предназначено для дошкольников подготовительной группы как дополнительный этап образовательного процесса. Цель дидактической игры «Чей, чья, чьё» – обучение корректному использованию притяжательных прилагательных при формировании предложений.

Задачи:

  • формирование навыка правильного практического употребления прилагательных, их согласования с существительными;
  • обучение навыку давать полные, развернутые, грамотно построенные ответы на вопросы;
  • расширение индивидуального словаря;
  • развитие любознательности, расширение представлений об окружающем мире;
  • воспитание заботливого отношения к природе;
  • развитие зрительного и слухового восприятия информации;
  • формирование умения сотрудничать, налаживать общение.

Для игры подготовьте наглядный материал: картинки, изображающие животных, или игрушки в виде разных зверюшек. Показывайте детям поочередно изображения или игрушки, задавайте вопросы касаемо свойств и частей демонстрируемых объектов, а воспитанники должны дать ответ в форме притяжательного прилагательного. Например, покажите изображение лисы, спросите: «Чей это пышный хвост?». Дети должны ответить «Лисий».

Аналогично с другими местоимениями. К примеру:

  • изображение собаки – «Чья это лапа?» – «Собачья»;

Собака

  • изображение зайца – «Чьё это длинное ухо?» – «Заячье»;

Заяц

  • изображение павлина – «Чьи это красивые перья?» – «Павлиньи».

Павлин

Когда воспитанники научатся называть прилагательные, глядя на вспомогательные изображения, задание можно усложнить: убрать наглядный материал.

Если ребенок затрудняется с ответом, назовите правильное слово сами, но не подчеркивайте в общении с воспитанником тот факт, что он не знает, как отвечать. При регулярном проведении игры дошкольник быстро запомнит правильное употребление прилагательных.

Прогулка по лесу

Игру можно организовать в форме слайдов. Расскажите воспитанникам, что они сейчас отправятся на прогулку в лес, где познакомятся с животными.

Первый слайд изображает животных, приветствующих пришедших в лес ребят. Объясните дошкольникам, что у каждого зверя свой голос. Далее проигрываются голоса разных лесных животных, а дети угадывают, кому они принадлежат. При каждом воспроизведении звука спрашивайте: «Чей это голос?». Воспитанники отвечают.

Второй слайд изображает детенышей зверей. Расскажите детям, что детеныши потерялись, плачут. Нужно помочь им вернуться к мамам. Далее задавайте вопросы такого плана: «Чья мама медведица?». Дети отвечают: «Медвежонка». Или: «Чья мама волчица?» – «Волчонка».

Третий слайд изображает жилища диких животных. Расскажите воспитанникам, что звери, пока искали потерявшихся детенышей, заблудились, не могут вернуться домой. Нужно им помочь. Далее указывайте на каждое изображение на слайде, задавайте вопрос такого плана: «Чьё это жилище?». Дети отвечают, например: «Беличье». Также говорят как оно называется: «Дупло. Это беличье дупло». Или: «Чьё это жилище?» – «Лисье» – «Это нора. Лисья нора».