Игра «Что сначала, что потом?» для развития логики и речи у старших дошкольников
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» вырабатывает навык определения последовательности явлений и событий. Дети учатся составлять логические цепочки – это важный этап интеллектуального развития, подготовки к школе. Занятие предназначено для детсадовцев старшей группы (с 5 лет), младших школьников, а также обучающихся с задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи, умственной отсталостью.
Содержание
Цели и задачи
Представленные пособия многофункциональны, позволяют придумывать разнообразные задания. Подходят для проведения занятий по изучению предложно-падежных форм.
Цель дидактической игры «Что сначала, что потом?» – обучение связному выражению мыслей вслух, выявлению причинно-следственной связи в заданной ситуации.
Задачи игры «Что сначала, что потом?»:
- получение навыка составления сложных предложений и рассказов по представленной теме;
- расширение индивидуального словаря;
- развитие способности логически мыслить;
- улучшение речевых навыков;
- расширение знаний об окружающем мире;
- формирование навыка систематизации обретенных знаний.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»
Для занятия необходимо распечатать картинки на плотных листах, вырезать, ламинировать для длительной эксплуатации.
Первый вариант
Набор карточек изображает бытовые и природные процессы по любой тематике на выбор. Картинки сгруппированы попарно или по трое. Каждая группа отражает, что представляет собой объект или явление сначала, что с ним происходит потом, что становится результатом. Задача игрока – составить логическую цепочку.
Примеры групп картинок для игры:
- гусеница – куколка – бабочка;
- ягоды малины – варенье;
- яйцо – цыпленок;
- семечко – растение;
- корова – молоко;
- ржаные колосья – замес теста – хлеб;
- помидоры – кетчуп;
- овощи – суп;
- снежинки – снеговик;
- цветок на ветке – созревшее яблоко и т.д.
Все сочетания должны быть просты, понятны для детей дошкольного возраста.
Ход игры:
- Предложите игроку рассмотреть карточки.
- Пусть определит причину и следствие, разложит картинки от начала к концу процесса.
- Ребенок должен объяснить, почему выбрал такую последовательность.
- Пусть по каждой группе картинок составит предложение, грамотно произнесет его вслух.
Второй вариант
Эта игра «Что сначала, что потом?» для дошкольников подразумевает правильную раскладку карточек от начального, до конечного состояния объекта. Можно использовать изображения разной сложности в зависимости от уровня развития ребенка: от геометрических фигур до предметов окружающего мира.
Примеры групп картинок для игры:
- четверть круга, половина, три четверти, целый круг;
- стебель с одним цветком, тремя, пятью, семью;
- цветок с двумя лепестками, четырьмя, шестью, восьмью;
- игрушечная пирамидка с одним кольцом, тремя, пятью, собранная до конца и т.д.
Задача игрока – правильно разложить карточки в ряд, рассказать, как изображенный объект меняется от начала до конца.
Третий вариант
Игра представляет собой наборы из 4-х или 6-ти сюжетных картинок для составления рассказов. Получающийся при составлении карточек сюжет должен быть понятным для дошкольника, не содержащим скрытого смысла. Например, 4 картинки: папа подготовил инструменты – сделал скворечник – прибил его к стволу дерева – к корму слетелись птицы. Задача ребенка – понять сюжет, изложить его устно.