Игра по речевому развитию «Чья вещь» для младшей дошкольной группы
Дидактическая игра «Чья вещь» — средство речевого развития дошкольников 3–4 лет. Занятие, проводимое в групповой форме, подразумевает рассматривание сюжетных иллюстративных изображений с дальнейшим анализом сюжета и отношений между изображенными персонажами.
Цель дидактической игры «Чья вещь»
Цель — тренировка навыка согласования притяжательных местоимений с другими частями речи.
Игра выполняет обучающие, воспитательные и развивающие задачи:
- обучает составлению словесного описания по сюжету иллюстрации с использованием наводящих вопросов и подсказок;
- учит правильному проговариванию и употреблению слов по смыслу;
- закрепляет знания о визуальных признаках объектов, о палитре и формах;
- учит грамотно и содержательно отвечать на вопросы;
- формирует навык выявления связей между объектами;
- развивает речевые навыки;
- совершенствует воображение, образное восприятие;
- развивает память, мышление;
- воспитывает усидчивость, наблюдательность, умение концентрировать внимание;
- прививает любознательность, интерес к восприятию иллюстративной и словесной информации;
- воспитывает дружелюбное и заботливое отношение к живым существам.
Дидактическая игра «Чья вещь» в младшей группе
Существуют два варианта проведения игры. Рассмотрим первый.
Игра состоит из 2-х этапов. На первом этапе воспитатель раскладывает перед ребятами небольшие предметы, например, игрушки, или их изображения. В течение нескольких минут воспитанники рассматривают полученные предметы, обсуждают их особенности и качества.
Педагог просит ребят закрыть глаза, отвернуться. Затем он убирает со стола 5 предметов или изображений. Ребята открывают глаза. Воспитатель демонстрирует по очереди предметы, которые забрал, при этом спрашивает: «Чья вещь?». Ребенок, узнавший свой предмет, должен поднять руку, ответить развернутой фразой, например: «Это мой маленький синий мяч». Если «хозяин» так и не узнает свою вещь, то она остается у педагога. В конце игры выявляются игроки, оставшиеся без предметов, они считаются проигравшими.
Далее игру можно повторить. Но только ребята должны поменяться предметами или картинками.
На втором этапе педагог демонстрирует воспитанникам сюжетную композицию «Котенок, не уходи от нас». Она должна быть большого формата, чтобы детям было хорошо видно. Ребята рассаживаются перед картиной на стулья.
Педагог начинает рассказ: «Ребята, как вы считаете, зверята обижаются, когда дети не хотят играть с ними? Я вот знакома с котиком, который так обиделся на друзей, что собрался уходить к другим детишкам. Посмотрите на него, вот он нарисован на картине». Дошкольники внимательно рассматривают иллюстрацию, обсуждают сюжет.
Через несколько минут педагог продолжает разговор: «Котенок симпатичный? Понравился вам? Попробуйте его описать?». Дети развернутыми фразами пытаются описать изображенное животное, при необходимости воспитатель их корректирует. Педагог продолжает рассказ: «Посмотрите, котик так обижен, что не хочет даже смотреть на бывших друзей. Они поняли свою ошибку, хотят ее исправить, чтобы пушистый друг не ушел от них. Скажите, что каждый из ребят сделал, чтобы наладить дружбу с котенком?».
Дети говорят, что девочка села перед котенком на колени, собирается его гладить, ласкать. Возможно, она собирается сказать ласковые слова. Педагог спрашивает, какие именно слова следует говорить в таких случаях. Второй друг — мальчик — принес котику бумажный бантик на ниточке, так как знает, что тот любит играть с такой игрушкой. А второй мальчик принес пушистому другу кусочек колбасы. Мальчики тоже что-то говорят котенку. Педагог спрашивает, какие слова будут уместны в такой ситуации, получится ли наладить дружбу с котиком.
В конце игры воспитатель советует ребятам отправиться к своим игрушкам — куклам и плюшевым зверятам — приласкать их, погладить, ведь они тоже нуждаются в заботе и любви.
Дидактическая игра «Чья вещь» во второй младшей группе
Этот вариант игры тоже предназначен для 2 младшей группы.
Игра тоже состоит из 2-х этапов. Первый этап аналогичен предыдущему варианту дидактической игры, а второй этап тоже подразумевает рассматривание сюжетных картин.
Для второго этапа игры используется сюжетная композиция «Улетел воздушный шарик». Дети рассаживаются перед иллюстрацией, педагог спрашивает у них, как они думают, что случилось по сюжету картины, как может завершиться ситуация. Ребята предполагают, что девочка расстроена, потому что она нечаянно выпустила из руки воздушный шарик, он улетел.
Далее педагог спрашивает, что дети могут сказать о стоящих рядом с девочкой мальчиках. Ребята предполагают, что один из мальчиков намеревается отдать девочке один из своих шариков, чтобы она не расстраивалась. Дошкольники должны предположить, какого цвета шарик мальчик хочет отдать девочке, а также сделать вывод, правильно ли поступает мальчишка. Дети должны обратить внимание, что мальчик что-то говорит девочке. Пусть подумают, какими могут быть слова, подходящие для данной ситуации.
Далее дошкольники обращают внимание на второго нарисованного мальчика. У него три шарика, но он не спешит ими делиться. Педагог должен объяснить воспитанникам, что не стоит спешить с осуждением мальчика. Возможно, дело не в жадности, а в том, что мальчишка просто пока не знает, как правильно поступать в таких случаях.
В конце игры педагог спрашивает воспитанников, понравилась ли им рассмотренная картина. Можно попросить ребят составить по сюжету изображения небольшой рассказ. Можно поощрить воспитанников за хорошую работу, подарить каждому воздушный шарик.
очень помогло