Игра «Цепочка» для развития речевых и коммуникативных навыков у дошкольников

Дидактическая игра «Цепочка» — средство обучения старших дошкольников грамоте. Посредством занятия ребенок обретает навык простого анализа звуков, у него развивается фонематический слух. Игра «Собери цепочку» используется детсадовскими педагогами, логопедами, подходит и для домашних занятий. С ее помощью возможна работа над автоматизацией звуков, проговаривание которых вызывает затруднения у ребенка.

Дидактическая игра «Цепочка слов»

Цель — развитие навыка выделения звуков при произношении слов.

Для занятия нужны карточки, изображающие материальные объекты. Причем они должны быть подобраны так, чтобы последний звук одного слова был первым звуком следующего. Для примера: сом — мост — танк — карандаш — шар — ракета — аист — такси — индюк — кот.

Игра «Цепочка слов»

Педагог раскладывает карточки на игровом столе. Одну из картинок делает первой в ряду. Объясняет воспитанникам, что они должны продолжить ряд в определенной последовательности, с учетом первых и последних звуков в названиях изображенных объектов. При прикладывании картинки к ряду, игрок должен четко произносить слово с выделением искомого звука. Если найдутся несколько объектов с нужным звуком, то карточку в ряд кладет игрок, первым нашедший подходящее изображение.

Когда цепочка будет составлена, педагог просит воспитанников всем вместе назвать вслух изображенные предметы, с выделением первой и последней фонем.

Цепочка слов для детей

Логические цепочки

Игра развивает образное, речевое и логическое мышление, формирует навык анализа, сравнения, классификации, группирования, развивает память и концентрацию внимания. Посредством занятия дошкольники знакомятся с природными объектами, расширяют представления об окружающем мире, учатся оперировать понятиями, соотнося их со смыслом.

Для игры необходимо подготовить карточки, изображающие объекты живой и неживой природы, и игрушку волчок с указателем. Воспитанники рассаживаются за столом, педагог раскладывает картинки кольцом, в центр ставит волчок, запускает его. Остановившись, игрушка указывает на определенную карточку. Дети рассматривают ее, говорят, какой объект изображен — относящийся к живой или неживой природе, затем составляют логические цепочки, используя глаголы и прилагательные. Например, снег — объект неживой природы, холодный, белый, пушистый, мягкий.

Живая и неживая природа для детей

Дидактическая игра «Пищевые цепочки»

Игра, предназначенная для дошкольников подготовительной группы, расширяет и закрепляет представления о пищевых связях в природе. Предварительно педагог должен напомнить воспитанникам, что такое пищевые цепочки. На занятии дошкольники учатся правильно составлять цепочки питания водоемов, лесов, лугов, полей.

Для занятия нужны карточки, изображающие лесных, луговых, полевых животных и птиц, обитателей природных водоемов, а также растения, являющиеся кормом. Дети рассматривают картинки, составляют их в ряд по принципу «кто кем кормится». Вот примеры:

  • для водоема — «ряска — карась — щука»;
  • для луга — «кузнечик — ящерица — ястреб»;
  • для леса — «желуди — кабан — волк»;
  • для поля — «пшеница — мышь — змея».

Составив верную пищевую цепочку, игрок получает значок. Победителем становится тот, кто соберет наибольшее количество значков.