Каталог дидактических игр по теме «Цвета» для дошкольников всех возрастных групп

Дидактические игры по цветам для детей — средство расширения кругозора. Знакомясь с цветами и оттенками, дошкольники получают еще один способ классификации объектов окружающего мира. Расширяется представление ребенка о разнообразии и сложности всего, что его окружает. Изучать цвета в детском саду нужно во всех возрастных группах, постепенно усложняя задания.

Цель дидактической игры «Цвета»

Цель представленных в каталоге игр — закрепление представлений об основных цветах и их оттенках, расширение кругозора, развитие памяти, способности логически мыслить, анализировать.

Краски

С самого раннего возраста ребенок начинает осознавать, что мир наполнен разными оттенками. Как только малыш начнет возиться с посудой, игрушками, можно знакомить его с палитрой. Поначалу занятия должны ограничиваться обращением внимания малыша на то, какого цвета его одежда, окружающие предметы.

Важно, чтобы ребенок осознал разделение окружающих объектов по их свойствам. Взрослый, указывая на какой-либо объект, должен говорить малышу, например, не «красный цветок», а «это цветок, он красный». Ведь первое словосочетание воспринимается ребенком как единое слово. Но не только цветок может быть красным. В красный может быть окрашена одежда малыша, папина машина и много что еще.

Беседовать с малышом о цветах следует максимально часто. Если ознакомление с палитрой вызывает у дошкольника затруднения, то рекомендуется начать с основных тонов. Причем важно, чтобы предметы, на которые указывает взрослый, были чистого цвета, точно соответствующего названному. То есть, если взрослый называет синий колер, то и демонстрируемый для наглядности объект должен быть синим, а не голубым, сливовым, бирюзовым или иным схожим.

В 3-4-летнем возрасте дошкольник начинает активно познавать мир. И главное средство познания — опыт, накопленный органами чувств. Для нормального восприятия мира в детском возрасте ключевым является расширение представлений о внешних особенностях объектов. Расширяя детские представления о признаках объектов, необходимо применять разделение по сенсорным эталонным значениям: 7 спектральных оттенков, 5 геометрических фигур, 3 размера.

В повседневности дошкольник беспрерывно воспринимает разнообразие окружающей палитры. Но если представления о внешних свойствах объектов усваиваются без упорядочивания, то они имеют поверхностный уровень. Поэтому так важно применять дидактические игры как средство ознакомления дошкольников с внешними признаками объектов, внедрения правильного сенсорного восприятия, развития речевых навыков и познавательного уровня.

Представленные в каталоге игры на закрепление цветов пригодятся и педагогам в детском саду, и родителям, которые заботятся о развитии своего ребенка.

Дидактическая игра «Цвета» в младшей группе

Предлагаем несколько простых и увлекательных игр, которые познакомят младших дошкольников с базовой палитрой, научат различать оттенки, распределять объекты в соответствии с ними.

Зимняя палитра

Педагог демонстрирует воспитанникам картинки, изображающие варежки разных оттенков. Затем раскладывает перед ребятами карточки, на которых нарисованы другие предметы зимнего гардероба разных цветов. Игровая задача — составить комплекты одежды по цвету. Например, к зеленым варежкам нужно подобрать зеленые сапожки, шапку, шарфик, куртку.

Составь комплекты одежды по цвету

Что исчезло?

Для игры нужно подготовить несколько одинаковых изображений, различающихся только цветом. Например, изображений бабочек. Педагог раскладывает картинки в радужном порядке. Затем просит воспитанников закрыть глаза, отвернуться. Когда ребята выполняют просьбу, воспитатель убирает одну бабочку, либо меняет бабочек местами. Открыв глаза, дошкольники пытаются выяснить, что изменилось в ряду картинок.

Что изменилось на картинке?

Шарики

Для игры нужны вырезанные из цветного картона изображения воздушных шариков и отдельно палочек аналогичного цвета, к которым они прицепляются. Педагог хаотично раскладывает шары и палочки на столешнице. Ребята рассматривают материал, затем подбирают к каждому шарику палочку соответствующего колера.

Дождик

Из разноцветного картона нужно вырезать тучи и отдельно дождевые капли. Воспитатель раскладывает перед ребятами материал. Те должны распределить изображения: под каждую тучу положить капли аналогичного колера. Важно, чтобы каждый дошкольник проговаривал в слух, что делает. Например, «желтая капля из желтой тучи».

Положи под каждую тучу капли аналогичного колера

Ежики

Для игры необходимы бельевые прищепки разных цветов. Также нужно вырезать из картона контурные фигурки ежиков. Цвет глазок ежиков должен соответствовать прищепкам. Задача игрока — нацепить прищепки на спину ежика, выбрав соответствующие по колеру экземпляры. Игра здорово развивает не только цветовое восприятие, но и воображение, мелкую моторику.

Нацепи прищепки на спину ежика, выбрав соответствующие по колеру экземпляры

Камушки

Эта игра тоже способствует улучшению моторики пальцев рук. Для ее проведения нужно подготовить 3 тарелки основных цветов: красную, синюю, желтую. Также необходимо собрать небольшие камушки, разделить на 3 кучки, затем каждую окрасить в соответствующий цвет. Игровая задача — распределить камушки по тарелкам в соответствии с оттенком.

Распредели камушки по тарелкам в соответствии с оттенком

Цветной лед

Игра замечательно развивает цветовое восприятие у малышей. Для занятия нужно подготовить лед в кубиках. Причем каждый кубик должен иметь свой оттенок. Для этого в воду перед замораживанием следует добавить краситель. Также нужны стаканчики с теплой водой.

Игра заключается в том, что ребята берут понравившиеся ледяные кубики, погружают в воду, следят за тем, как при растворении льда смешиваются оттенки, что получается. Желательно, чтобы на один стакан приходилось не более 2-х оттенков, иначе с высокой вероятностью получится «грязный» цвет.

Дидактическая игра «Цвета» в средней группе

Предлагаем несколько игр по теме «Цвета», подходящих для дошколят средней возрастной группы.

Разноцветная гирлянда

Для занятия нужно подготовить небольшие кружочки разных цветов. Педагог раскладывает на горизонтальной поверхности несколько кружков в ряд, соблюдая определенную очередность оттенков. Задача игроков — продолжить выкладывание гирлянды с соблюдением установленной последовательности.

Продолжи выкладывание гирлянды с соблюдением установленной последовательности

Разложи по цвету

Для проведения игры необходимо, чтобы дошкольники были знакомы с понятием радужного спектра, с распределением входящих в его состав колеров. Для занятия нужно подготовить игровое поле с контурным изображением воздушных шаров. Также отдельно нужно вырезать из плотной бумаги цветные изображения шаров разных оттенков.

Игру можно проводить в несколько этапов:

  1. Дети должны разложить шары в ряду в правильной последовательности, соответствующей спектру радуги. Они должны выбрать 7 цветов, точно соответствующих известной фразе про охотника и фазана.
  2. Педагог раскладывает на игровом поле цветные шары. Помимо цветов, соответствующих радужному спектру, воспитатель использует другие оттенки. Задача игроков — найти лишние колеры, убрать эти шары из палитры.
  3. Педагог раскладывает только те шары, что относятся к радужной последовательности. Но кладет их неправильно, в нарушенной очередности. Игровая задача — найти ошибку, сделать правильный спектр.

Разложи шары в ряду в правильной последовательности, соответствующей спектру радуги

Кулинарная палитра

Игра развивает ассоциативное мышление, расширяет индивидуальный тематический словарь. Для занятия нужно подготовить палитру и изображения фруктов и овощей. Педагог демонстрирует картинку, просит отыскать на палитре соответствующий оттенок, называть его. Например:

  • Это лимон. Он какой? — Желтый. А как еще можно назвать этот цвет? — Лимонный.
  • Это Слива. Она какая? — Фиолетовая. Как еще обозвать этот цвет? — Сливовый.

Важно, чтобы дети в ходе игры получили представление о том, что разность оттенков одного цвета может быть минимальной. Например, тот же сливовый цвет можно назвать фиолетовым, хотя он незначительно отличается от него, имеет более близкий к бордовому тон.

Отыщи на палитре соответствующий оттенок, назови его

Разноцветное соревнование

Для занятия необходимы флажки красного, желтого, синего цветов. Каждый ребенок должен получить флажок. У педагога должны быть все три флажка. По свистку ребята разбегаются по игровой площадке, начинают бегать, дурачиться, прыгать. Со следующим звуковым сигналом педагог поднимает флажок определенного цвета, например, желтого. Все ребята, у которых флажок тоже желтый, должны подбежать к воспитателю. Выбывает игрок, сориентировавшийся позже товарищей, добежавший до педагога последним. Игра продолжается, игроки снова разбегаются.

Подбери по цвету

Для занятия нужны изображения распустившихся бутонов в разных стилях и оттенках. Все картинки нужно разрезать пополам, перемешать. Игровая задача — найти половинки изображений, правильно составить все растения. Когда картинки будут составлены, педагог предлагает воспитанникам распределить бутоны по стилистике изображения.

Цветы

Дидактическая игра «Цвета» в старшей группе

Предлагаем несколько игр по изучению цветов для дошкольников старшего возраста.

Что таким бывает?

Педагог спрашивает, что бывает определенного цвета, а воспитанники перечисляют. Например:

  • Что бывает синим? — море, небо, река, глаза, василек;
  • Что бывает желтым? — солнце, подсолнух, одуванчик, лимон;
  • Что бывает зеленым? — трава, огурец, дерево, кузнечик, лягушка.

Что таким бывает?

Природа-художник

Игра учит ассоциировать разные сезоны года с определенной гаммой. У детей формируется представление о «теплых» и «холодных» оттенках, о ярких и блеклых, о насыщенных и пастельных.

Для игры нужны полоски палитры, изображающей несколько оттенков в ряд. Каждая палитра должна соответствовать цветовому решению определенного пейзажного изображения. Задача игроков — внимательно рассмотреть изображения, найти для каждого пейзажа подходящую палитру. Важно, чтобы игроки рассказали о выбранной палитре, какие оттенки преобладают: нежные, мрачные, теплые, светлые, холодные или иные.

Дидактическая игра «Цвета» в подготовительной группе

Предлагаем игры для изучения палитры в подготовительной группе детского сада.

Какого цвета?

Эта игра учит дошкольников разграничивать термины «цвет», «оттенок». У ребят развивается ассоциативное восприятие, расширяется индивидуальный словарь.

Для занятия нужны картинки, изображающие объекты, которые ассоциируются с определенными оттенками. Например: ягоды малины — малиновый цвет, ветка сирени — сиреневый цвет и прочее. Также нужны оттеночные палитры: на каждый цвет несколько оттенков. Игровая задача — выбрать на палитре оттенок, соответствующий изображенному объекту. Например, на палитре оттенков красного цвета ребенок должен выбрать малиновый оттенок, соответствующий ягодам малины, но не розовый, не бордовый, не какой-либо другой.

Найди цвет

Игра учит получать новые оттенки, смешивая базовые цвета. У дошкольника формируется представление о понятиях «основной» и «составной» цвет.

Для занятия нужно подготовить акварельные или гуашевые краски, а также карточки, изображающие основные колеры — синий, красный, желтый, и составные, получающиеся при смешении указанных трех. Педагог берет две карточки, просит ребят подумать, какой колер получится при смешении этих цветов. Затем воспитанники проверяют свои умозаключения, смешивая краски.