Кто где живет – дидактическая игра для дошкольников для развития памяти, мышления, воображения
Дидактическая игра «Кто где живет» – увлекательное занятие для дошкольников 3-5 лет, развивающее воображение, мышление, память, речевые навыки и моторику пальцев рук, обогащающее словарный запас. Используя карточки с иллюстрациями, дети сопоставляют сельскохозяйственных животных, лесных зверей, птиц, рыб с местами, где они живут, с природными и построенными человеком жилищами.

Дидактическая игра «Кто где живет»
В познавательную игру играет средняя группа детсадовцев.
Воспитатель подготавливает для урока карточки, изображающие диких и сельскохозяйственных животных, птиц, рыбок, насекомых (можно взять из детского лото), а также картинки, изображающие места и территории обитания всех этих живых существ.
Цели и задачи
Цель дидактической игры «Кто где живет» – развитие способности соотносить животное с местообитанием, формирование представления о жизни в природе или рядом с человеком.
Задачи:
- расширение представления о диких и хозяйственных животных;
- ознакомление с названиями, внешностью, местами обитания объектов живой природы;
- развитие умения узнавать животное и место его обитания по иллюстративному образу;
- развитие речевых навыков, увеличение словарного запаса;
- формирование способности к сравнительному и обобщающему анализу, к выведению вывода;
- развитие памяти, логического мышления, воображения, визуальной оценки;
- стимуляция любознательности, стремления к коллективной работе, эмоциональной отзывчивости;
- формирование заботливого отношения к объектам природы.
Ход игры
Дидактическая игра «Где живут животные» подходит для индивидуального и коллективного обучения.
Воспитатель предлагает воспитанникам рассмотреть карточки, изображающие зверей, птиц, рыбок, насекомых. Рассказать, какие бывают животные (дикие и хозяйственные). Дикие звери и птицы обитают в природных условиях, не нуждаются в помощи человека, самостоятельно добывают пищу, делают логова и гнезда. А домашние питомцы не могут существовать без человеческой помощи, получают корм от хозяина, живут в построенном им жилище.
Далее воспитатель говорит, что у каждого зверя есть жилище, нужно только помочь его найти. Воспитанники должны каждую карточку с животным правильно положить на картинку, изображающую место обитания.
Если иллюстраций много, детям может быть сложно сориентироваться. В этом случае игру лучше разделить, разбив картинки на 2-3 группы, например, «лесные» и «домашние».
Воспитатель задает вопросы о каждом животном:
- это дикое или хозяйственное;
- почему оно домашнее;
- чем помогает человеку (для хозяйственных);
- где живет (дети должны найти картинку).
Например:
- Собака – домашний питомец, живет рядом с человеком, охраняет жилище, человек строит для него будку.
- Волк – дикий зверь, обитает в лесу, сторонится человека, живет в логове.
Аналогично рассматриваются другие иллюстрации: лошадь – в конюшне, муравей – в муравейнике, рыбка – в аквариуме, белка – в дупле, пингвин – на льдине, паук – на паутине, кит – в океане, верблюд – в пустыне, пчела – в улье, барсук – в норе, ласточка – под крышей в гнезде и так далее.
Игра продолжается, пока все карточки не будут распределены по правильным картинкам с местами обитания.