Каталог игр на тему «Дикие животные» для всех дошкольных возрастных групп

Дидактическая игра «Дикие животные» — материал, помогающий расширить и закрепить представления о живой природе, об окружающем мире. В каталоге представлены игры для групповых и индивидуальных занятий в разных возрастных группах детского сада. Игровая форма занятий наилучшим способом обеспечивает разностороннее развитие дошкольников: интеллектуальное, физическое, творческое, сенсорное, речевое.

Младшая группа

Предлагаем несколько дидактических игр, подходящих для дошколят 2–4-летнего возраста.

Угощение для зверят

Игра закрепляет представление о том, чем кормятся в природе дикие животные. Для занятия необходимы карточки, изображающие представителей фауны и их естественный корм.

Дети, рассмотрев картинки, должны соединить их попарно «животное + подходящий корм». Например, «кабан + желуди», «медведь + малина», «белка + лещина», «заяц + трава».

Кто что ест?

Звериные пазлы

Дидактическая игра обучает навыку складывания целого из частей, развивает мышление, визуальное восприятие, умение сосредотачиваться. Для работы нужны карточки, изображающие диких зверей, произвольно разрезанные на 4 части.

Педагог раздает пазлы воспитанникам, просит собрать изображение. Выполнив задание, игрок говорит, какое животное у него получилось.

Разрезные картинки животных

Звериные тени

Дидактическая игра совершенствует логическое мышление и зрительное восприятие. Игровой материал — карточки, на которых с одного края изображены вертикально в ряд дикие животные, а с другого края — их силуэтные образы в другом порядке.

Игровая задача — подобрать к каждому изображению зверя идентичный силуэт, соединить их нарисованной карандашом или фломастером линией.

Найди тень

Жилища для зверей

Игра формирует и закрепляет представление о местах обитания представителей фауны наших лесов, тренирует употребление существительных в предложном падеже.

Педагог закрепляет на доске карточки, на которых изображены лесные животные. На столе перед воспитанниками раскладывает изображения разных звериных жилищ. Каждый игрок по очереди берет картинку жилища, ставит под изображением зверя, который в нем живет. При этом развернутой фразой говорит, где обитает животное. Например: «Белка живет в дупле», «Бобр живет в хатке», «Медведь живет в берлоге».

Кто где живет?

Как двигаются животные?

Игру можно использовать в качестве физкультминутки.

Педагог демонстрирует воспитанникам изображения зверей и птиц. Ребята должны показать, как эти животные передвигаются. Например, когда воспитатель показывает картинку зайца, дети должны прыгать, прижав руки к груди. Когда демонстрирует изображение медведя, должны косолапить, переваливаться с ноги на ногу. Когда показывает синицу, должны быстро взмахивать руками, имитируя шустрый птичий полет.

Дидактические игры «Дикие животные» в средней группе

Предлагаем каталог дидактических игр для ребят 4–5-летнего возраста.

Назови лишнего

Дидактическая игра учит классифицировать объекты по определенным признакам. В данном случае по признаку принадлежности к диким зверям или домашним питомцам. Для занятия необходимы карточки, изображающие диких зверей, обитающих на разных континентах, и домашних питомцев. С этим игровым материалом можно проводить дидактические игры «Домашние животные».

Воспитатель раскладывает перед ребятами в ряд пять картинок. Задача игроков — найти лишнее изображение. Вот несколько примеров для игры:

  • волк, рысь, собака, енот;
  • олень, лошадь, жираф, бегемот;
  • петух, индюк, утка, сорока;
  • тигр, куница, лиса, кошка.

4 лишний

Спрятавшиеся животные

Игра развивает концентрацию внимания, воображение, мыслительные способности. Для занятия необходимы карточки, изображающие наложенные друг на друга контуры зверей.

Игровая задача — найти всех зверей, изображенных на картинке, назвать каждого.

Геометрические картинки

Цель игры — закрепление базовых геометрических представлений, обучение навыку схематичного выкладывания объектов из фигур, развитие воображения, творческих способностей.

Педагог раскладывает перед воспитанником вырезанные из бумаги геометрические фигуры, просит составить из них по образцу образ зверя или птицы. Ребенок, хорошо справляющийся с заданием, может пофантазировать: попробовать составить изображение не по шаблону, а по собственному представлению.

Животные-гиганты

Дидактическая игра используется как вспомогательное занятие при прохождении темы «Словообразование».

Педагог называет животное, затем спрашивает, как можно было назвать его, если бы оно было гигантским, жило бы в мире великанов. Например, воспитатель говорит: «Заяц». Ребенок: «Зайчище». Или: «Барсук» — «Барсучище», «Медведь» — «Медведище».

Как разговаривают животные?

Подвижная игра способствует общему физическому развитию, совершенствует координацию движений и скорость реакции, а также расширяет индивидуальный тематический словарь.

Ребята становятся в ряд. Педагог бросает мяч каждому игроку по очереди, при этом называет дикое животное. Игрок, бросив мяч обратно, должен сказать, как животное разговаривает. Например, «волк — воет», «лиса — лает», «белка — цокает», «медведь — рычит».

Мяч

Что умеют животные?

Игра учит грамотному построению предложений, активизирует тематический словарь. Для занятия нужны картинки, изображающие разные действия диких зверей.

Педагог задает вопрос, например: «Что умеет делать барсук?». Ребенок должен найти соответствующую картинку, развернуто ответить по ней: «Барсук умеет рыть нору».

Дикие животные

Цель дидактической игры «Дикие животные» — расширение и закрепление представлений о повадках, образе жизни, местах обитания диких зверей, обучение навыку составления описаний, воспитание уважительного и заботливого отношения к живой природе.

Каждый игрок по очереди загадывает дикое животное, но не говорит товарищам, кого загадал. Он развернуто описывает загаданного зверя, а остальные ребята должны по описанию догадаться, о ком идет речь.

Дидактические игры «Дикие животные» в старшей группе

Представляем несколько дидактических игр для дошкольников 5–6 лет.

Звериные семьи

Игра учит правильному произнесению названий диких зверей и их детенышей.

Педагог называет зверя-папу, а воспитанники должны назвать зверя-маму и детеныша. Вот примеры для понимания игры:

  • медведь — медведица, медвежонок;
  • лис — лисица, лисенок;
  • олень — олениха, олененок;
  • бобр — бобриха, бобренок.

Угадай по описанию

Игра формирует навык узнавания объектов по описанию.

Педагог перечисляет прилагательные, характеризующие животное, а воспитанники должны догадаться, о ком идет речь. Вот несколько примеров:

  • пугливый, ушастый, быстрый, длинноногий, шустрый — заяц;
  • клыкастый, серый, голодный, злющий, опасный — волк;
  • маленькая, пушистая, хвостатая, ловкая, проворная — белка;
  • косолапый, сердитый, бурый, большой, мохнатый — медведь.

Угадай по описанию животное

Ласковые названия

Дидактическая игра учит грамотному употреблению уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Педагог предлагает воспитанникам представить, что дикие звери вдруг стали домашними. Они хотят, чтобы их приласкали, погладили, ласково назвали. Воспитатель называет животное, а дети формируют уменьшительно-ласкательную форму названия. Например: «белка — белочка», «заяц — зайчик», «волк — волчок», «лиса — лисичка», «еж — ежик», «барсук — барсучок».

Опиши зверей

Игра учит правильному употреблению прилагательных в речи, согласованию их с существительными по роду. Для работы нужны иллюстрации диких зверей.

Педагог демонстрирует изображение лесного зверя, ребята должны дать ему описание в форме перечисления прилагательных. Например:

  • лиса какая? — рыжая, хитрая, ловкая, красивая, пушистая, хвостатая, изящная;
  • медведь какой? — бурый, грозный, мощный, косолапый, сердитый, большой, мохнатый;
  • енот какой? — полосатый, шустрый, ловкий, чистоплотный, смешной, забавный;
  • олень какой? — стройный, стремительный, рогатый, красивый, изящный, благородный;
  • белка какая? — крохотная, ловкая, шустрая, деловитая, хвостатая, юркая, пушистая.

Бывает ли так?

Дидактическая игра развивает логическое мышление, учит рассуждать, строить умозаключения.

Педагог рассказывает историю о лесных животных, их повадках и образе жизни. Ребята должны внимательно слушать. В рассказе будут смысловые ошибки, которые дошкольники должны обнаружить, исправить, сказать правильно.

Дидактические игры «Дикие животные» в подготовительной группе

Предлагаем дидактические игры для дошкольников, готовящихся к поступлению в школу.

Посчитай зверят

Игра учит счету и согласованию существительных с числительными.

Педагог называет животное. Воспитанники называют этих же зверей в количестве трех и пяти особей. Например:

  • одна рысь — три рыси — пять рысей;
  • один енот — три енота — пять енотов;
  • одна куница — три куницы — пять куниц;
  • один олень — три оленя — пять оленей.

Чья эта часть тела?

Дидактическая игра учит грамотному формированию притяжательной формы прилагательных.

Педагог говорит, например: «Ухо лисы». Ребенок должен сказать: «Лисье ухо». Вот несколько примеров по аналогии:

  • нос ежа — ежиный нос;
  • лапа волка — волчья лапа;
  • хвост белки — беличий хвост;
  • шерсть рыси — рысья шерсть;
  • рога лося — лосиные рога.

Скажи наоборот

Игра знакомит дошкольников с понятием «антонимы».

Педагог начинает фразу с описательным прилагательным, а дети должны ее завершить с употреблением антонима. Вот несколько примеров для игры:

  • медведь крупный, а мышь… маленькая;
  • у лисы хвост пушистый, у бобра… голый;
  • черепаха медлительная, а заяц… быстрый;
  • лось сильный, а косуля… слабая.

Составь рассказ

Игра учит дошкольников грамотному составлению рассказов с ориентацией на план.

Педагог предлагает ребятам план построения текста, включающий название животного, место обитания, внешние особенности, рацион, повадки. По представленным пунктам дети должны рассказать об определенном лесном звере.