Каталог дидактических игр для разностороннего развития детей 4 лет

Дидактические игры для детей 4 лет — средство физического, интеллектуального, речевого, сенсорного, психического развития. В этом возрасте дошколята с необычайной быстротой усваивают информацию, активно проявляют любознательность и фантазию, у них закрепляются личностные качества. Поэтому дидактические игры должны прививать начальные знания по школьным дисциплинам, развивать воображение, знакомить с окружающим миром.

Представляем картотеку дидактических игр для детей 4 лет для разностороннего развития и расширения представлений об окружающем мире.

Кто как говорит?

Игра расширяет индивидуальный тематический словарь, развивает скорость реакции.

Дети становятся в ряд. Воспитатель по очереди бросает мяч каждому игроку, называет животное или птицу. Ребенок, бросив мяч обратно, должен сказать, какие звуки издает этот представитель животного мира. Например, лев рычит, собака лает, лошадь ржет, мышь пищит, гусь гогочет, овца блеет.

Кто как говорит?

Чей дом?

Цель этой дидактической игры для детей 4 лет, как и предыдущей, — расширение представлений об окружающем мире, о природе. У детей закрепляется грамотное формирование предложений с предложным падежом.

Как и в предыдущем случае, педагог бросает мяч стоящим в ряд игрокам. Он задает вопрос: «Кто живет в…». А поймавший мяч ребенок отвечает. Например: «Кто живет в конуре?» — «Собака». Или: «Кто живет в скворечнике?» — «Скворец». Можно усложнить задание, чтобы дошкольники научились правильно конструировать предложения. Пусть ребята отвечают полной фразой. Например: «Пчела живет в улье».

Кто где живёт?

Что для кого?

Игра знакомит с профессиями, с оснащением и оборудованием для разных работ. Также она закрепляет формирование речевых конструкций с творительным падежом существительных.

Для игры необходимы карточки, изображающие людей разных профессий, а также небольшие изображения разных инструментов и приспособлений для этих специалистов. Ребята должны внимательно рассмотреть картинки, назвать профессии и оборудование. Далее педагог демонстрирует по очереди изображения инструментов, просит сказать, какому специалисту они могут понадобиться. При правильном ответе изображение кладется на соответствующую картинку профессии. В ходе игры педагог задает наводящие вопросы. К примеру: «На чем играет скрипач?» — «На скрипке», «Чем медсестра колет лекарство?» — «Шприцем», «Чем режет продукты повар?» — «Ножом».

Профессии для детей

Какое время суток?

Игра закрепляет представление о делении суток на временные отрезки. Для занятия нужны сюжетные карточки, изображающие жизнь ребенка в детском саду и дома с утра до ночи: пробуждение, зарядка, умывание, завтрак и так далее. На каждое время суток должно приходиться несколько изображений.

Педагог раздает по одной карточке каждому ребенку. Затем произносит слово «утро». Карточки над головой поднимают дети, у которых сюжет картинки происходит утром. Далее воспитатель произносит слово «день», «вечер», «ночь». Ребята поднимают соответствующие карточки. В ходе игры педагог может спрашивать выбранных наугад игроков, почему они подняли свою карточку. Дети должны отвечать развернутыми фразами.

Какое время суток?

Где это можно делать?

Игра активизирует употребление глаголов в речи.

Педагог спрашивает, дети отвечают, используя несколько вариантов глаголов. Например: «Что можно делать на огороде?» — «Садить растения, собирать урожай, полоть, поливать, окучивать, удобрять». Или: «Что можно делать на море?» — «Купаться, загорать, строить замки из песка, собирать ракушки».

Где это можно делать?

Он-она-они

Игра обучает согласованию глаголов с местоимениями.

Воспитатель произносит две фразы с местоимениями в единственном числе. Дети продолжают третьей фразой с местоимением во множественном числе. Например:

  • «Он поливал. Она поливала» — «Они поливали»;
  • «Он бежал. Она бежала» — «Они бежали»;
  • «Он мастерил. Она мастерила» — «Они мастерили»;
  • «Он читал. Она читала» — «Они читали».

Противоположности

Игра расширяет индивидуальный словарь, учит подбирать слова с противоположным значением.

Воспитатель произносит начало фразы, раскрывающее признак одного объекта, а ребята должны завершить предложение, сказав противоположный признак другого объекта. Варианты для примера:

  • конфета сладкая, а лук… горький;
  • летом дни длинные, а зимой… короткие;
  • река широкая, а ручей… узкий.

Противоположности для детей

Летает или не летает

Задачи дидактической игры для дошкольников 4 лет — расширение представлений об окружающем живом и неживом мире, развитие концентрации внимания, тренировка памяти и воображения.

Дошкольники становятся в круг. Педагог называет какой-либо объект. Это может быть представитель животного мира или созданный руками человека предмет. Дети должны поднять руки над головой, если объект способен летать. Если нет, то руки должны оставаться опущенными. Ошибившийся ребенок выходит из круга. Игра продолжается до определения победителя.

Летает или не летает?

Найди одинаковые картинки

Дидактическая игра развивает наблюдательность, концентрацию внимания, навык нахождения визуальных сходств и различий.

Дошкольники рассаживаются за столом. Воспитатель раскладывает перед ними 10–15 предметных картинок. Все изображения разные, кроме двух. Задача ребят — отыскать одинаковые картинки, сказать, что на них изображено. Одинаковые изображения откладываются. Далее педагог раскладывает картинки в другом порядке, незаметно кладет еще одну картинку, аналогичную одной из разложенных. Дети опять должны найти одинаковые изображения. И так, пока все пары не будут составлены.

Сложность игры должна заключаться в том, что изображенные предметы могут быть очень похожими, но не одинаковыми. Например, могут быть изображены красные чайники, только один в горошек, а другой сплошного цвета. Или две груши, одна с листочком на черенке, а другая без него.

Предметные карточки

Сельские работники

Игра расширяет представления о сельскохозяйственной деятельности, развивает мышление, сообразительность и концентрацию внимания. Для занятия нужны сюжетные картинки на тему сельскохозяйственных работ, разрезанные на несколько произвольных частей.

В начале игры воспитатель беседует с ребятами о сельском хозяйстве, труде на земле. Дошкольники вспоминают, какие есть профессии, связанные с аграрным производством, какие используются машины и агрегаты. Затем педагог раскладывает перед воспитанниками части изображений, просит собрать картинки по принципу пазлов. Каждый игрок складывает свое изображение. Выигрывает ребенок, справившийся с заданием раньше товарищей.

Сельское хозяйство

Определи лишнее растение

Дидактическая игра закрепляет представление дошкольников о разнообразии растительного мира, о делении растений на деревья, кустарники и травянистые виды.

Педагог произносит три вида растений, один из них лишний, так как отличается от двух других по своей жизненной форме. Дети выявляют лишнее растение. Например:

  • сирень, черемуха, тополь, жасмин;
  • вяз, малина, береза, рябина;
  • ромашка, клевер, земляника, ясень.

Четвёртый лишний

Детективы

Игра совершенствует умение мыслить ассоциативно.

Педагог выбирает ребенка, которому достается роль бандита. Остальные ребята играют детективов. Воспитатель рассказывает историю о том, как бандит совершил преступление, поэтому теперь вынужден скрываться от детективов. С этой целью он замаскировался. Ребенок, играющий бандита, уходит в другое помещение, где заранее подготовлены вещи и приспособления, помогающие ему изменить внешность. Замаскировавшись, игрок выходит к товарищам. Те должны внимательно рассмотреть его, выявить изменения во внешности.

Транспортное домино

Игра закрепляет представления о разных видах транспорта. Для занятия необходимо сделать 24 карточки, состоящие из 2-х частей. Каждая часть изображает определенный вид транспортного средства.

Играют 4 или 6 ребят. Им нужно раздать карточки поровну. Игровые правила аналогичны стандартному домино. Нужно класть картинки с одинаковыми видами транспорта впритык друг к другу: грузовик к грузовику, вертолет к вертолету и так далее. Игрок, выложивший последнюю карточку, выигрывает, если у остальных ребят карточки еще остались.

Транспортное домино

Забывчивый художник

Игра развивает зрительное восприятие и воображение, учит грамотному употреблению существительных в родительном падеже. Для работы нужны предметные изображения. У каждого изображенного объекта должна отсутствовать какая-то часть.

Педагог предлагает воспитанникам внимательно рассмотреть картинки. Затем задает по изображениям вопросы, например: «Чего нет у зайчика?» — «Ушей», «Без чего девочка не может выйти на прогулку?» — «Без ботинок». Когда дети ответят на все вопросы, можно предложить им дорисовать недостающие части объектов.

Что забыл нарисовать художник

Синонимы

Игра учит подбирать схожие по смыслу слова, выбирать наиболее подходящие определения.

Перед началом игры педагог должен объяснить воспитанникам, что один и тот же объект можно охарактеризовать разными словами. Далее воспитатель говорит фразу о каком-либо объекте или явлении, а дети подбирают подходящие определения. Например:

  • Катин щенок забавный… веселый, игривый, шаловливый, смешной;
  • В норе спрятался трусливый кролик… пугливый, трясущийся, боязливый, испуганный;
  • В конце осени установилась тоскливая погода… унылая, печальная, грустная, хмурая.

Что ты слышишь?

В программу обучения обязательно должны входить музыкальные дидактические игры для детей 4 лет. Представленная игра развивает слуховое восприятие, учит концентрировать внимание и словесно объяснять услышанные звуки.

В другом помещении либо за ширмой педагог прячет музыкальные инструменты и разнообразные предметы, способные издавать звуки: шуршащие, звенящие, стучащие и прочие. Один из ребят приглашается за ширму. Там он выбирает любой инструмент или предмет, начинает издавать звуки. Остальные ребята должны догадаться, что это звучит. Если дошкольники определяют источник звука правильно, то стоящий за ширмой игрок выходит оттуда, показывает инструмент или предмет. Если ребята затрудняются с ответом, игрок за ширмой повторяет воспроизведение звука.

Использованный предмет не нужно выносить из-за ширмы. Его может использовать следующий игрок, только издавать звуки громче или тише, чтобы запутать товарищей. Важно, чтобы в процессе узнавания звука дети называли обозначающий его глагол: шуршит, звенит, пищит и так далее.

Из чего сделан предмет?

Игра учит выявлять материал изготовления предметов, распределять объекты по происхождению. У дошкольников активизируется тематический индивидуальный словарь, развиваются концентрация внимания и тактильное восприятие. Для занятия нужны небольшие предметы, изготовленные из разных материалов: древесины, стекла, пластмассы, металла, резины, меха и прочих.

Педагог кладет предметы в непрозрачный мешок. Затем подзывает воспитанника, просит погрузить руку в мешок, нащупать предмет, сказать, из какого материала он изготовлен. Вынимать предмет можно только после того, как будет дан ответ.

Разноцветные флажки

Игра совершенствует зрительное восприятие, память, концентрацию внимания, закрепляет представление об основных цветах. Для работы нужны небольшие бумажные флаги основных цветов, а также вырезанные из картона круги аналогичных колеров.

Педагог раздает флажки воспитанникам. Затем выкладывает на столе кружочки в ряд в определенном порядке. Задача игроков — выстроиться в таком же порядке. Игру можно усложнить: дать ребята возможность внимательно рассмотреть ряд кружков, затем зарыть его, пусть дошкольники выстроятся в ряд по памяти.

Сравнения

Игра учит образованию сравнительной степени прилагательных. Для занятия необходимы предметные изображения.

Выкладывая соответствующие картинки перед игроком, воспитатель произносит фразу. А ребенок должен ее завершить. Например:

  • рябина высокая, а дуб…выше;
  • у мыши норка глубокая, а у крота… глубже;
  • у дедушки молоток большой, а у строителя… больше.

Спортивные пазлы

Дидактическая игра уточняет представления о видах спорта, воспитывает стремление к здоровому образу жизни, развивает сосредоточенность и концентрацию внимания. Для занятия нужно изготовить сюжетные картинки на тему разных видов спорта, разрезать их на 6 произвольных частей.

Педагог раскладывает части картинок перед воспитанниками. Каждому ребенку достается по одному изображению. Игровая задача — сложить картинку по принципу пазлов. Выигрывает дошкольник, справившийся с задачей быстрее товарищей. Сложив пазлы, каждый игрок должен рассказать, что видит на картинке, как называется вид спорта и участвующий в нем спортсмен.

Спортивные пазлы

Книжные сыщики

Игра прививает навык соотношения текста с определенным изображением, развивает скорость мышления. Для занятия нужны богато иллюстрированные книги.

Педагог загадывает каждому воспитаннику букву, затем раздает книги, просит отыскать на страницах иллюстрацию, начинающуюся на эту букву. Можно организовать соревновательную игру: победителем становится игрок, нашедший наибольшее количество подходящих иллюстраций.

Открытая книга

Определи положение

Игра совершенствует пространственную ориентацию, учит определять положение объектов относительно наблюдателя. Закрепляется правильное употребление терминов «сзади», «впереди», «справа», «слева», «сверху», «снизу», «далеко», «близко». Для занятия нужны небольшие предметы, игрушки.

Предметы воспитатель раскладывает в разных частях игрового помещения. Далее расставляет ребят. Спрашивает у каждого игрока по очереди, в каком пространственном положении от него находится тот или иной объект.

Чья часть тела?

Игра расширяет индивидуальный тематический словарь, учит грамотному употреблению притяжательной формы прилагательных.

Ребята выстраиваются в ряд. Воспитатель бросает мяч каждому ребенку по очереди, задает вопрос. Игрок, бросив мяч обратно, отвечает с употреблением притяжательного определения. Например:

  • Крыло вороны чье? — Воронье;
  • Хвост лисы чей? — Лисий;
  • Голова лошади чья? — Лошадиная;
  • Лапы кошки чьи? — Кошачьи.

Больше-меньше

Игра закрепляет употребление понятий «больше», «меньше», «один», «много», «равное количество». Для занятия нужны карточки разных цветов.

Педагог кладет перед воспитанником, например, 8 синих и 5 оранжевых карточек. Просит сказать, каких карточек больше. Затем добавляет еще 6 оранжевых. Просит сказать, что изменилось, каких карточек стало больше.

Карточки разных цветов