Картотека дидактических игр для разностороннего развития детей 1 младшей группы
Дидактические игры в первой младшей группе — фактически единственный способ обучения и воспитания. Дошколятам 2–3 лет сложно сосредотачиваться, длительное время концентрироваться на выполнении умственной или механической работы. А в игровом формате образовательный процесс проходит легко и увлекательно. Цели дидактических игр в 1 младшей группе — активизация словаря, формирование первичных математических представлений, расширение кругозора, сенсорное, речевое, интеллектуальное и физическое развитие.
Содержание
Картотека дидактических игр в 1 младшей группе
Возраст 2–3 года — оптимальный период для активизации речи, для постепенного перевода ребенка к игровой деятельности. В картотеке представлены игры, способствующие разностороннему развитию дошкольника 1 младшей возрастной группы.
Игры для сенсорного развития и расширения кругозора
Представленные игры знакомят дошкольников с цветами и формами, расширяют представление об окружающем мире, развивают мелкую моторику и восприятие информации органами чувств.
Петушок
Цель дидактической игры — привитие навыка различения основных цветов спектра. Для работы требуется изображение петушка без хвоста, а также бельевые прищепки красного, желтого, синего и зеленого цветов.
Педагог объясняет воспитанникам, что петушок растерял разноцветные перья от хвоста. Нужно помочь ему собрать их, восстановить красивый хвост. Воспитатель раскладывает перед ребенком прищепки, затем просит: «Прицепи к петушку красное перышко». Игрок выполняет задачу. Другому ребенку педагог предлагает прицепить желтое перышко. Третьему — зеленое. Четвертому — синее.
Чей детеныш?
Игра знакомит с взрослыми и маленькими животными, учит соотносить визуальную информацию. Для занятия необходимы изображения животных и их детенышей.
Педагог раздает ребятам картинки взрослых животных. Каждый игрок должен отыскать соответствующее изображение детеныша, сказать, как называется животное-родитель и животное-ребенок.
Бусы для куклы
Игра совершенствует моторику пальцев и кистей, учит группировать объекты по цвету. Для занятия нужны разноцветные шнурочки и бусины аналогичных цветов с отверстиями.
Педагог представляет ребятам четырех кукол. У одной красное платье, у другой зеленое, у третьей желтое, у четвертой синее. Куклы собрались в гости. Они хотят быть нарядными, но у них нет украшений к платью. Чтобы куклы не расстраивались, воспитатель предлагает воспитанникам изготовить для них бусы. На красный шнурок ребята надевают бусины красного цвета. Получившиеся бусы предназначены для куклы в красном платье. Изготовление бус других цветов аналогичное.
Покорми животных
Игра расширяет и закрепляет представление о домашних питомцах, стимулирует память и мыслительную деятельность, воспитывает заботливое отношение к животным. Для работы нужны изображения домашних животных и предназначенных для них кормов.
Дошколята играют парами. К разложенным изображениям выходит первая пара игроков. Один ребенок берет картинку животного. Второй игрок должен найти изображение подходящего корма.
Маленькие экспериментаторы
Игра расширяет кругозор, стимулирует познавательную активность.
Воспитатель предлагает ребятам представить себя работниками химической лаборатории. Затем он берет большую стеклянную банку, наполняет ее водой, добавляет акварельную краску любого яркого цвета. Дошкольники говорят, что получилось: жидкость красивого, интенсивного цвета.
Далее педагог ставит перед детьми три небольшие прозрачные емкости. Подойдут пластиковые стаканы. В них нужно налить разное количество ранее приготовленного концентрированного раствора: первый стаканчик заполнить на 2/3, второй — наполовину, третий — на 1/3. В оставшийся объем педагог заливает воду. Ребята смотрят, что получилось, говорят, что насыщенность цвета жидкости в разных стаканчиках неодинаковая. Пусть дошкольники расставят стаканчики по возрастанию или убыванию интенсивности цвета акварельного раствора.
Чудесный мешок
Игра совершенствует тактильное восприятие, тренирует память и мышление, развивает воображение. Для занятия необходимо положить в непрозрачный мешок знакомые дошкольникам небольшие вещи.
Педагог подзывает ребят к себе по очереди. Каждому игроку завязывает глаза, предлагает опустить руку в мешок, вытащить один предмет, определить на ощупь, что это такое.
Можно ли это съесть?
Дидактическая игра развивает концентрацию внимания и скорость мышления, учит делению на категории по определенным признакам.
Ребята выстраиваются в ряд. Педагог называет растение, бросает мячик игроку. Тот должен поймать мяч, если названное растение или его плод можно употреблять в пищу. Если нет, игрок должен отбить мячик.
Маленькие дизайнеры
Для игры, развивающей воображение, мелкую моторику и творческие способности, требуются газетные и журнальные вырезки, открытки, ленты, шнурочки, бусины, кусочки ткани и прочие декоративные материалы.
Воспитатель кладет на стол ватман или картонный лист большого формата. Смазывает клеем один декоративный элемент, например открытку, дает ее первому ребенку, чтобы тот наклеил ее на бумажную основу. Смазывает клеем другой элемент, дает его второму игроку. И так далее. Важно, чтобы ребята сами выбирали материал, который хотят приклеить. Получившийся коллаж можно повесить на стену в детсадовской группе.
Мир вокруг нас
Дидактическая игра расширяет индивидуальный словарь дошкольника, тренирует способность мыслить, концентрировать внимание.
Игру можно проводить в помещении или во дворе. Педагог просит воспитанников осмотреться вокруг. Дошколята должны назвать как можно больше окружающих объектов. Воспитатель должен кратко рассказывать о каждом названном объекте.
Бутылочки
Игра улучшает мелкую моторику, повышает точность глазомера.
Дошколята рассаживаются за столом. Воспитатель ставит перед ними пластиковые бутылочки с горлышками разного диаметра, отдельно кладет крышки. Дети должны подобрать ко всем бутылочкам крышки, сначала прикрутить их, затем открутить.
Речевые
Предлагаем несколько игр для речевого развития и совершенствования артикуляционного аппарата, подходящих для дошколят 2–3 лет.
Скажи лаково
Дидактическая игра знакомит с уменьшительно-ласкательными суффиксами, учит их правильному употреблению. Для работы необходимы карточки, изображающие животных.
Педагог демонстрирует ребятам изображение какого-либо животного, например, зайца. Дети говорят название животного, затем формируют уменьшительно-ласкательную форму — зайчик.
Хорошие и плохие поступки
Цель дидактической игры — развитие речи и умения строить монолог, расширение представлений о правильности и неправильности поступков, формирование навыка оценки действий других людей, воспитание отзывчивости, доброжелательности, сочувствия. Для работы требуются сюжетные иллюстрации, отражающие разные человеческие поступки.
Педагог раздает воспитанникам картинки. Игрок, внимательно рассмотрев изображение, говорит, что видит, дает свою оценку действиям персонажей. Например: «Мальчик сломал игрушку девочки. Девочка заплакала. Мальчик поступил плохо, нельзя ломать чужие игрушки».
Домики для животных
Игра закрепляет правильное звукопроизношение, улучшает речевое дыхание. Для работы необходимы изображения домашних животных, взрослых и маленьких, и однообразных домиков. Материал для дидактической игры можно изготовить своими руками, распечатать в цветном виде, вырезать. Желательно, чтобы у домиков были раскрывающиеся ставни.
Педагог демонстрирует воспитанникам изображение собаки, спрашивает, что это за животное. Затем говорит, что у взрослой собаки громкий лай: «Гав-гав!». Потом показывает изображение щенка, говорит, что он лает не так громко. Подражая лаю щенка, произносит приглушенным голосом: «Гав-гав». Аналогично для кошки с котенком, свиньи с поросенком, коровы с теленком и других домашних животных.
Далее воспитатель незаметно для детей прячет изображения животных под домики. Затем, указав на определенный домик, издает звук какого-нибудь животного. Ребята по звуку должны угадать, кто поселился в домике.
Зверята и игрушки
Игра закрепляет правильное звукопроизношение, развивает способность менять речевую интонацию. Для занятия нужны иллюстрации животных и игрушек.
Дошколята рассаживаются перед воспитателем. Когда тот демонстрирует картинку животного, ребята должны издать такой же звук, какой издает это животное. Когда педагог показывает изображение игрушки, дети должны хором сказать, что это за игрушка.
Сдуй листок
Игра может использоваться как часть артикуляционной гимнастики.
Педагог кладет на ровную горизонтальную поверхность перед каждым ребенком древесный листок. Игровая задача — сдуть лист на пол. В процессе сдувания дети должны произносить звукосочетание «пф-ф-ф-ф-ф».
Безграмотный Петрушка
Игра тренирует правильное произношение слов и слуховое восприятие, совершенствует выразительность интонаций.
Воспитатель говорит, что кукла Петрушка принесла чудесный мешок, в котором много всяких картинок. Петрушка будет доставать изображения, говорить, что там нарисовано. Педагог, говоря за куклу, должен нарочно коверкать слова, пропускать буквы. Например, не «елка», а «олька». Или, не «собачка», а «абачка». Дети должны внимательно слушать, исправлять неправильные слова.
Музыкально-дидактические
Предлагаем несколько игр, знакомящих дошколят с миром музыки, звуков, музыкальных инструментов, развивающих слуховое восприятие.
Дождь и солнце
Дидактическая игра совершенствует восприятие изменений музыкального настроения, характера мелодии, учит соотносить свои действия с услышанными звуками. Для занятия необходимы музыкальные записи, своим характером отображающие солнечную и дождливую погоду, и зонт, который следует закрепить под потолком так, чтобы дети могли под ним прятаться.
Педагог рассказывает ребятам, что осенью погода часто меняется. То светит ласковое солнце, то идет дождь. Воспитатель включает музыку, которая в игре будет означать солнечную погоду. Затем мелодию, означающую дождь. Он просит воспитанников представить, будто они отправились осенью на прогулку в парк.
Далее ребята занимают просторное игровое помещение. Когда включается «солнечная» музыка, дети начинают бегать по игровой площадке, танцевать, вертеться. Когда мелодия сменяется на «дождливую», ребята должны быстренько спрятаться под зонт.
Веселый бубенчик
Игра учит соотносить свои действия со звучащим музыкальным инструментом, концентрировать слуховое внимание.
Дошкольники садятся перед воспитателем. Каждый ребенок получает флажок. Педагог берет бубенчик, начинает им звенеть. Когда он звенит громко, ребята размахивают флажком над головой. Когда тихо, дети опускают флажок.
Что это звучит?
Игра закрепляет в памяти звучание разных музыкальных инструментов.
Сначала педагог демонстрирует воспитанникам музыкальные инструменты, играет на них, чтобы дети запомнили звуки. Далее прячет инструменты за перегородкой или в соседнем помещении. Дети рассаживаются, начинают внимательно слушать. Педагог играет за перегородкой мелодию, а ребята должны сказать, какой музыкальный инструмент звучит.
По ФЭМП
Предлагаем игры, помогающие формировать начальные математические представления у младших дошкольников. Можно использовать эти дидактические игры во 2 младшей группе, когда у детей 3–4 лет активно закрепляются представления о формах и размерах объектов окружающего мира.
Медвежья семья
Цель дидактической игры — формирование навыка различения больших, средних и маленьких объектов, закрепление в памяти названий размеров. Для занятия необходимы три игрушечных медведя (крупный, среднего размера и маленький), три коробочки разной величины, обвязанные подарочными лентами.
Воспитатель напоминает ребятам русскую народную сказку о трех медведях, затем предлагает отправиться в гости к этому лесному семейству. Но с собой нужно взять три коробочки с подарками. Расставив игрушечных медведей перед ребятами, педагог просит подумать, кто из них медведь-папа, кто мама, а кто медвежонок. Дети должны сделать правильный вывод, исходя их размеров игрушек: папа самый большой, мама поменьше, а медвежонок самый маленький.
Далее педагог просит воспитанников подарить семье медведей подарки. Дети опять делают вывод, исходя из размеров коробочек. Самый большой подарок предназначается папе-медведю, чуть поменьше — маме-медведице, а самый маленький — медвежонку. В соответствии с выводами дошколята расставляют подарки рядом с медведями.
Осенние листья
Дидактическая игра учит составлению целого из частей. Для занятия необходимы изображения разноцветных осенних листьев, разрезанные на несколько произвольных частей.
Воспитатель предлагает ребятам собрать листочки. Когда дошкольники выполнят задание, педагог должен акцентировать внимание на том, что листья бывают разного размера и цвета.
Лишняя фигура
Игра учит дифференцировать объекты по цвету и форме, развивает зрительное восприятие и мыслительные способности. Для работы требуется несколько картонных красных треугольников, красных прямоугольников, зеленых кругов. Все фигуры должны быть разного размера.
Педагог выкладывает по три фигуры в ряд. Две должны быть одинаковыми, а третья отличаться от них по одному или двум признакам: цвету и величине. Ребята называют геометрические формы, затем пытаются определить, какая фигура лишняя, аргументируют свое мнение.
Игрушки на машине
Игра учит соотношению объектов по величине. Для занятия нужны игрушки разного размера, а также игрушечные автомобили: большая и маленькая.
Педагог рассказывает ребятам, что игрушки захотели покататься на машине. Но большие игрушки не вместятся в маленькую машину. Игровая задача состоит в том, чтобы распределить игрушки по машинам. Дети усаживают маленькие игрушки в маленький автомобиль, крупные — в большой.
Мячики
Игра учит распределению предметов по величине и цвету. Для занятия нужны большие и маленькие мячи разных цветов, а также корзины для спортивного инвентаря.
Педагог просит воспитанников распределить мячи по корзинам: в одну большие, в другую маленькие. Беря очередной мяч, ребенок должен называть его цвет.
Чаепитие
Дидактическая игра учит сравнению численности групп предметов.
Воспитатель предлагает ребятам устроить для кукол чаепитие. Дошколята рассаживают любимых кукол за стол. Педагог ставит на стол чашки, но их количество должно быть на единицу меньше, чем игрушек. Воспитатель говорит, что одна из кукол заплакала. Дети должны выяснить, почему. Они, расставив чашки перед куклами, выясняют, что одной игрушке не хватило посуды. Воспитатель предлагает подумать, как помочь кукле. Ребята отвечают, что нужно взять еще одну чашку.
Сказки
Игра учит азам счета, сопоставлению объектов по величине. Для игры используются сюжеты трех сказок: «Репка», «Теремок» и «Колобок». Воспитатель сначала читает дошкольникам сказки, чтобы они вспомнили сюжеты. Затем начинает задавать вопросы: «Сколько героев вытягивали репку?», «Скольких зверей Колобок встретил по дороге?», «Сколько зверей поселилось в тереме?», «Кто из жителей теремка самый крупный?», «А самый маленький?» и так далее.