Каталог дидактических игр для разных классов школы
Дидактические игры в школе на уроке — отличный способ закрепления усвоенных знаний и навыков. Такие занятия имеют учебно-познавательную направленность, особенно полезны для школьников начальной школы. Дети лучше усваивают учебный материал, у них сохраняется интерес к образовательному процессу.
Содержание
Цели и задачи
Цель дидактической игры «Школа» — усвоение и закрепление знаний и умений, имеющих наибольшую значимость в образовательном процессе.
Задачи:
- расширение способов познавательной деятельности;
- совершенствование общих учебных умений;
- формирование навыков, важных для практической деятельности;
- привитие интереса к трудовой активности;
- расширение кругозора;
- стимуляция мыслительной деятельности, развитие интеллекта;
- развитие творческих способностей;
- воспитание прилежности, усидчивости, самостоятельности, умения сотрудничать.
Особенности дидактических игр в школе
Дидактические игры делятся на несколько видов в зависимости от уроков и тематических занятий, на которых их можно использовать: русский язык, ознакомление с окружающим миром, математика, развитие речи, интеллекта, логики, физических способностей.
Игровой процесс состоит из вводной части, собственно игры, заключения. Педагог объявляет название и тематику игры, организует игроков, рассказывает об использовании материалов и принадлежностей, следит за выполнением игрового процесса, при необходимости корректирует действия участников или показывает на своем примере, подводит итоги.
Некоторые игры способствуют не закреплению материала, а усвоению основной учебной нагрузки. Особенно часто такие обучающие, а не закрепляющие занятия применяются в начальной школе.
Важно, чтобы педагог своим примером показывал интерес к игровому процессу, заряжал учащихся. Для этого в играх могут использоваться ситуации неожиданности или таинственности. Если отношение учителя к занятию безразличное, то интерес ребят быстро угаснет.
Проводя обучающие игры, важно учитывать возраст учащихся, уже полученные ими знания и умения. Необходимо применять разнообразные методы и материалы. Важно, чтобы школьники научились самостоятельно анализировать, строить выводы, высказывать аргументы, развернуто и грамотно отвечать на вопросы, отстаивать свое мнение.
Дидактическая игра в школьном образовательном процессе:
- самый доступный вид детской учебной деятельности;
- эффективное средство формирования умственных, личностных и психических качеств;
- действенное мотивационное средство;
- механизм получения навыка работы по алгоритмам;
- способ обучения групповой работе;
- средство контроля и формирования рейтинга учеников.
Дидактические игры «Школа» в подготовительной группе
Приступать к проведению образовательных дидактических игр рекомендуется уже в подготовительной группе детского сада. Важно не только прививать дошкольникам базовые знания, чтобы дальнейший образовательный процесс не оказался для них слишком сложным, но и знакомить с особенностями обучения в школе, со школьными принадлежностями и дисциплинами.
Предлагаем несколько занятий, подходящих для ребят подготовительной группы.
Беседа «Школьные принадлежности»
Педагог организует поход с ребятами в канцелярский отдел магазина. Там рассказывает о каждом виде товара на прилавке, для чего он нужен в школе.
Один и много
Педагог называет слово на школьную тематику в единственном числе, воспитанники говорят это же слово во множественном числе. Например:
- карандаш — карандаши;
- ранец — ранцы;
- тетрадь — тетради;
- звонок — звонки;
- линейка — линейки.
Посчитай-ка
Педагог называет школьный предмет. Дети говорят, как звучит этот же предмет в 3-х и 5-ти экземплярах. К примеру:
- ручка — три ручки — пять ручек;
- учебник — три учебника — пять учебников;
- парта — три парты — пять парт;
- пенал — три пенала — пять пеналов.
Чем это делают?
Педагог называет действие, воспитанники говорят, какой школьной принадлежностью это делают:
- чертят — карандашом;
- пишут — ручкой;
- рисуют — кистью;
- разрезают — ножницами;
- клеят — клеем.
Назови признаки
Педагог называет школьный предмет, дети вспоминают характерные для него признаки:
- ранец — прямоугольный, кожаный, тканевый, яркий, удобный;
- ручка — тонкая, длинная, шариковая, гелевая, синяя;
- мел — белый, писчий, хрупкий, разноцветный.
Назови лишнее слово
Педагог называет четыре слова, из которых дети выбирают лишнее по смыслу:
- пакет, портфель, авоська, мешок;
- тахта, диван, пуфик, парта;
- карандаш, рубанок, фломастер, ручка;
- учебник, газета, журнал, открытка.
Дидактические игры в начальной школе
Предлагаем некоторые образовательные и развивающие игры, подходящие для начальных классов.
Что здесь должно быть?
Для игры нужна таблица из 9-ти секций. К каждой из 8-ми секции прикреплено изображение предмета. Предметы разнятся по размеру и цвету в определенной очередности. Последняя секция пустая. Ребята, определив очередность, должны сказать, предмет какого цвета должен находиться в пустой секции.
На что похоже?
Учитель раскладывает перед ребятами картинки геометрических фигур. Предлагает подумать и сказать, на какие предметы и живые объекты похожи фигуры. Можно предложить ученикам подрисовать фломастерами недостающие части предметов.
Что спряталось?
Для игры нужна картинка лесной опушки, на которой необходимо найти всех спрятавшихся насекомых. Для облегчения поиска видна малая часть каждого насекомого. Ребята должны развернуто говорить, где видят спрятавшегося жучка, с употреблением предлогов «под», «в», «за», над», «на».
Какая посуда разбилась?
Для игры нужно подготовить карточки с изображением разных видов посуды. Учитель выкладывает их в ряд в количестве не менее 5 штук. Ученики вслух перечисляют каждый вид, затем закрывают глаза, отворачиваются. Педагог убирает одну карточку. Открыв глаза, ребята должны сказать, какой предмет посуды разбился.
Скажи правильно
Учитель говорит логически неверное словосочетание. Ученики должны опровергнуть сказанное, произнести правильную фразу. Например: «мяч квадратный» — «нет, круглый», «сосулька горячая» — «нет, холодная», «молоко черное» — «нет, белое».
На чем растет плод?
Педагог спрашивает, на каком дереве растет определенный плод, дети отвечают:
- яблоки — на яблоне;
- сливы — на сливе;
- груши — на груше;
- желуди — на дубе;
- каштаны — на каштане;
- шишки — на елке и сосне;
- сережки — на березе.
Сыщик
Учитель прячет в классе небольшой предмет. Задача учеников — отыскать эту вещь, ориентируясь на оставленные педагогом подсказки. Это могут быть значки, прикрепленные на стены стрелки, звуковые сигналы.
Волшебное слово
Учитель перед стартом игры объясняет детям, какие произносимые им слова будут считаться «волшебными». Например, это слова, которые начинаются на букву «к». Затем педагог начинает читать какой-нибудь рассказ или просто произносить слова наугад. А ребята должны хлопать в ладоши каждый раз, как услышат «волшебное» слово.
Закончи фразу
Педагог начинает фразу на тему живой природы, ученики заканчивают:
- сова охотится ночью, а спит в дупле… днем;
- заяц летом серый, а зимой… белый;
- воробей чирикает, а утка… крякает;
- у лисы хвост длинный, у зайца… короткий;
- медведь хищник, а олень… травоядный;
- лебедь белый, а ворона… черная.
Дидактические игры в средней школе
Вот несколько дидактических игр, подходящих для учащихся средней школы.
Составь слова
Для игры нужно подготовить набор разных слогов в виде маленьких карточек. Эти карточки нужно положить в коробку. Игровая задача — вытаскивать карточки по очереди, пытаться составить из слогов слова.
Замени понятие признаком
Учитель произносит словосочетание, а ребята меняют его так, чтобы оно содержало определение. Например:
- сок томата — томатный сок;
- лист осины — осиновый лист;
- кора дуба — дубовая кора;
- хвост собаки — собачий хвост;
- нора кролика — кроличья нора;
- шишка сосны — сосновая шишка.
Подходящие словечки
Педагог произносит слова, относящиеся к разным частям речи: прилагательным, существительным, глаголам. Все они должны соответствовать теме «Животный мир». Ребята должны хлопать, когда услышат слово, которое можно применить к описанию зайца. Вместо зайца можно определить любое другое животное.
Телеграфисты
Педагог называет слово, а ученики должны хлопнуть столько раз, сколько слогов в этом слове.
Спортивные суффиксы
Учитель называет слово, а ребята должны приседать, если в нем есть суффикс. Если слово не содержит суффикса, ученики поднимают руки над головой. В конце игры желательно, чтобы ребята перечислили все суффиксы, которые услышали.
Числа-соседи
Дети становятся в круг. Учитель входит в центр круга. Он бросает мяч каждому ученику по очереди, называет любое число от 1 до 50. Ребенок, поймавший мяч, должен быстро назвать числа, стоящие впереди и позади названного числа. Если ученик медлит с ответом или ошибается, то выбывает из игры.
Волшебный сундук
Для этого занятия, посвященного декоративно-прикладному творчеству, нужно подготовить сундук, в который необходимо положить произведения народных ремесел: вышитые полотенца, игрушки, керамическую посуду и прочее. Каждый ученик по очереди берет из сундука вещь, называет ее, рассказывает, для чего она предназначена, как ее использовали, какой мастер ее изготовил.
Узнай по описанию
Для игры нужно подготовить картинки разных предметов и живых объектов. Учитель берет одну картинку, не демонстрирует ее ученикам, подзывает к себе одного ребенка, показывает изображение только ему. Ребенок начинает описывать то, что увидел на картинке, не называя этот предмет. Ученики должны догадаться по описанию, о чем идет речь.
Полезные вещи
Учитель называет знакомый ученикам предмет. Дети говорят, для чего предмет нужен. Затем педагог спрашивает, для чего еще можно приспособить эту вещь, помимо основной функции. Например, названный предмет — стакан. Дети скажут, что из него пьют напитки. Также его можно использовать для создания папье-маше, в него можно ставить ручки и карандаши.
Запретные слова
Педагог до старта игры говорит ученикам, какое слово запрещено произносить. Желательно, чтобы это было прилагательное, которое обозначает расцветку или размер объекта. К примеру, запретными выбраны определения «маленький», «сильный» и «голубой».
Дети становятся в ряд. Учитель бросает каждому по очереди мяч. Говорит, например: «Солнце желтое, а небо…». Ребенок захочет сказать «голубое», но вместо этого должен назвать другое слово, обозначающее цвет: лазурное, серое, черное. Или: «Мышь слабая, а медведь… мускулистый, крепкий, могучий (вместо сильного)». Или: «Горошина маленькая, а дерево… высокое, раскидистое, крупное (вместо большого)». Важно, чтобы ребята придумывали действительно подходящие, корректные слова.
Дидактические игры в старшей школе
Вот несколько дидактических игр, которые подойдут для дополнительных занятий в старшей школе.
Одинаковые слоги
Учитель пишет на доске слова, у которых пропущен первый и последний слоги. Причем эти слоги одинаковые. Задача учеников — расшифровать слова. Например:
- **леч** — колечко;
- **туш** — катушка;
- **ри** — царица.
Добавь гласные
Учитель пишет на доске слова, пропуская гласные. Задача учеников — восстановить слова за определенное время. Например: «к_к_р_з_» — «кукуруза», «т_р_лк_» — «тарелка», «в_н_гр_д» — «виноград». На 20 слов отводится 3 минуты. Педагог отсчитывает время секундомером.
Путаница
Учитель записывает на доске фразы, у которых перепутаны буквы. Игровая задача — понять, что написано. Желательно использовать не случайные фразы, а знакомые детям из образовательного процесса, например, названия литературных произведений.
Каллиграфы
Ученики получают задание: изобразить на бумаге две небольшие фигуры или две литеры. Причем рисовать оба объекта они должны одновременно, используя обе руки. Например, левой рукой рисовать стрелку, правой писать букву «А». Важно, чтобы ребята выполняли задание аккуратно. На выполнение одного задания дается минута.
5 слов
Учитель просит ребят вспомнить 5 слов на конкретную букву с определенным числом слогов. Например, на букву «Л» с 3-мя слогами: лопата, линейка, ловелас, лампочка, лимонад.
Продолжи стихотворение
Педагог начинает зачитывать стихотворение, произносит 2 первые строки. Ребята должны продолжить произведение, придумать 2 завершающие строки.
Заполни квадрат
Для игры нужны две квадратные таблицы, разбитые на 12 или 16 секций. Первую таблицу нужно заполнить двузначными и трехзначными числами в произвольном порядке. Вторую оставить пустой. Задача игрока — за минуту заполнить второй квадрат аналогичными числами, но поставив их в порядке убывания либо возрастания в каждом ряду.