Каталог дидактических игр для дошкольников второй младшей группы

Дидактические игры во второй младшей группе — средство разностороннего развития: эстетического, познавательного, математического, речевого, коммуникативного, сенсорного. Такая форма образовательного процесса имеет особую значимость в младшей возрастной группе детсада, поскольку малыши 3–4 лет не способны воспринимать фактическую информацию, для усвоения знаний и навыков им нужны сюжетные действия и образы.

Цель дидактической игры во второй младшей группе

Цель — совершенствование познавательной активности, обучение навыку последовательного выполнения умственных и физических операций, речевое, интеллектуальное и физическое развитие, коррекция коллективного и самостоятельного поведения.

Задачи:

  • улучшение памяти, воображения, мыслительной активности, концентрации внимания, наблюдательности;
  • речевое развитие, расширение индивидуального словаря;
  • расширение базовых математических знаний и представлений, освоение счета;
  • совершенствование сенсорного восприятия, знакомство с формами, размерами, цветами, временными и пространственными понятиями;
  • расширение кругозора;
  • воспитание коммуникабельности, прилежности, ответственности, иных личностных качеств, необходимых для социального взаимодействия.

Картотека дидактических игр во второй младшей группе

Игры для дошкольников 3–4-летнего возраста должны способствовать разностороннему развитию. Ведь этот возраст ребенка благоприятен и для речевого, сенсорного, творческого развития, и для получения первых знаний, и для совершенствования мелкой моторики. Поэтому картотека обязательно должна включать игры, которые знакомят с окружающим миром, учат правильно говорить, корректно общаться и воспринимать словесную информацию, формируют первые математические представления, в основном касающиеся геометрии, а также развивают творческие навыки.

Дидактические игры для расширения кругозора и знакомства с природой

Эти игры направлены на ознакомление с окружающим миром, воспитание уважительного отношения к природе. Многие педагоги делают дидактические игры во второй младшей группе своими руками. Это не представляет большой сложности, а дидактический материал сохраняется на многие годы.

Друзья человека

Игра расширяет представление о домашних животных, об их образе жизни, повадках, о правильном уходе за ними. У дошкольников формируется понятие о необходимости заботиться о питомцах.

Для игры необходимы карточки, изображающие домашних животных, и небольшие картинки, иллюстрирующие жилища питомцев, корм, предметы ухода.

Педагог раздает воспитанникам большие карточки, себе оставляет маленькие картинки, переворачивает их на столе иллюстрациями вниз. Далее он берет произвольную картинку, показывает ее детям, спрашивает, для какого животного предназначен нарисованный объект. Ребенок, считающий, что это нужно для его питомца, поднимает руку, аргументирует свое мнение.

Где это растет?

Игра формирует представление о разнице между овощами и фруктами.

Для занятия нужны карточки, изображающие разные культурные растения. Педагог раскладывает их перед воспитанниками, просит сформировать две стопки. Одна стопка — огород, вторая — сад. Половина игроков — команда садоводов, вторая половина — команда огородников. По сигналу ребята начинают разбирать карточки. На формирование стопок отводится определенное время. Команда, которая первой завершила работу, выполнила задание правильно, побеждает.

Что съедобное?

Игра формирует у дошкольников младшей группы представление о том, какие плоды растений являются съедобными, а какие употреблять в пищу нельзя. Также занятие способствует физическому развитию, улучшает координацию.

Для игры нужен мяч. Дети становятся в ряд или круг. Воспитатель бросает мяч каждому игроку по очереди, называет плод, относящийся к фруктам, ягодам или овощам. Если названый плод съедобный, игрок ловит мяч, если несъедобный, отбивает.

Найди кролика

Игра закрепляет знания о растениях, их названиях и внешнем виде, о местах произрастания и значимости в экосистеме.

Для проведения игры дошкольники с педагогом отправляются в парк, сквер или другую зеленую зону. С собой нужно взять игрушечного кролика. Педагог прячет игрушку под каким-либо деревом или кустом так, чтобы ребята этого не видели. Затем начинает описывать растение, под которым спрятан кролик. Ребенок, первым предположивший по описанию, что это за растение, отправляется искать игрушку. Если его предположение оказалось неправильным, право ответить предоставляется другим ребятам.

Сначала и потом

Игра закрепляет представление дошкольников о стадиях зрелости плодов, об особенностях роста и развития растений и животных.

Для занятия нужны карточки, изображающие несколько степеней зрелости разных растений и несколько градаций развития разных животных. На один вид живого организма достаточно 3–5 градаций. Для древесного вида, например, это будет семя, росток, молодое растение, взрослое дерево.

Педагог раздает карточки ребятам. По сигналу игроки должны как можно быстрее сгруппироваться по видам растений и животных, затем в своей группе встать в ряд в том порядке, в каком идет развитие живого организма.

Грибники

Игра расширяет представление дошкольников младшей группы о съедобных и ядовитых грибах, о правилах поведения в лесу во время «тихой охоты».

Для занятия нужны карточки, изображающие грибы, произрастающие в наших лесах, также корзинка или ее изображение. Педагог раздает воспитанникам карточки. Каждый игрок называет свой гриб, рассказывает о нем все, что знает. Воспитатель может дополнить информацию. Если гриб съедобный, воспитанник кладет карточку в корзину, если нет, откладывает картинку в сторону.

Детки с ветки

Игра расширяет представление о том, какие листья, плоды и семена формируются у разных видов деревьев, учит правильному поведению на природе.

Для игры необходимо подготовить листья и плоды разных видов деревьев, засушить их. Само занятие проходит осенью в парке или иной зеленой зоне, где отмечается разнообразие древесных культур. Педагог перед прогулкой раздает воспитанникам по листочку или семянке. Дети, прохаживаясь между деревьями, пытаются отыскать аналогичный материал, сравнивают листья и плоды, находящиеся у них в руках и растущие на ветвях. Затем, усвоив информацию, по сигналу ребята бегут к тому дереву, с которого собран их природный материал.

Угадай животное

Игра закрепляет представление о внешности живых организмов разных видов, положительно влияет на память.

Для занятия необходимы карточки, изображающие разные виды млекопитающих, рыб, птиц, насекомых. Воспитатель раздает изображения ребятам. Каждый игрок по очереди, не показывая товарищам свою карточку, пытается описать свой вид животного так, чтобы остальные догадались, о ком идет речь. Если ребята знают загадки о животных, могут их загадывать.

Дидактические игры по развитию речи во 2 младшей группе

Эти игры направлены на расширение индивидуального словаря по разным темам, на совершенствование навыка грамотного и корректного разговора.

Давайте знакомиться!

Игра учит корректно и правильно знакомиться, представляться, расширяет словарный запас добавлением вежливых и учтивых слов.

Ребята садятся друг напротив друга. Педагог объясняет на примере, как правильно здороваться, представляться. Воспитанники по очереди встают с места, подходят к товарищу, здороваются с ним так, как сделал воспитатель.

Плохой или хороший поступок

Игра формирует у младших дошкольников представление о том, какие поступки считаются хорошими, а каких нужно избегать. Занятие воспитывает доброжелательность, чувство эмпатии.

Для игры нужно подготовить карточки, изображающие разные ситуации. Педагог переворачивает картинки изображением вниз. Каждый игрок по очереди подходит к столу, берет карточку, рассматривает сюжетное изображение, затем оценивает ситуацию. Например, на карточке изображен мальчик, отнявший у сестры игрушку. Дошкольник должен не просто сказать, что это плохой поступок, но и развернуто аргументировать свое мнение.

Скажи комплимент

Игра учит любезному обращению к собеседнику, умению деликатно и вежливо вести диалог, воспитывает дружелюбное, приветливое отношение к окружающим.

Ребята становятся в круг, берут друг друга за руки. Первый игрок, выбранный жеребьевкой, говорит соседу справа комплимент. Второй игрок говорит третьему, и так далее. Желательно, чтобы фразы не повторялись. Если игроку сложно придумать новый комплимент, товарищи ему помогают.

Речевой светофор

Игра учит правильному произношению и восприятию слов на слух. Ребята учатся выявлять речевые ошибки.

Игроки получают по два кружочка: зеленый и красный. Зеленый необходимо поднимать над головой, услышав верное произношение слова, красный — если слово произнесено ошибочно. Педагог демонстрирует воспитанникам изображение какого-либо объекта, произносит несколько вариантов его названия, один из которых правильный. Например: тарелка, талелка, тарелька. Ребята поднимают зеленый кружок, затем два раза красный.

Позовем маму

Игра закрепляет правильное проговаривание звуков, совершенствует интонационную составляющую речи.

Педагог раздает воспитанникам картинки детенышей разных диких и домашних животных. Каждый игрок говорит, детеныш какого вида у него изображен. Например, утенок. Затем педагог спрашивает, как зовут маму этого детеныша. Ребенок отвечает, что ее зовут утка. Педагог просит воспитанника помочь потерявшемуся детенышу найти маму, для этого ее нужно правильно позвать. Ребенок произносит: «Кря-кря-кря!».

Дидактические игры для сенсорного развития

Игры на сенсорное развитие формируют и дополняют представления младших дошкольников о формах, размерах, цвете, текстуре и прочих признаках окружающих объектов. Дети учатся оценивать визуально и на ощупь, ориентироваться в пространстве, анализировать, находить сходства и различия, разбираться в оттенках палитры. Такие игры обычно дают первичные научные знания, развивают мелкую моторику и личностные качества, необходимые для успешного обучения в школе.

Бусы для куклы

Игра совершенствует мелкую моторику, положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Основная цель — обучение группированию предметов по цвету.

Для занятия нужны разноцветные шнурки и колечки. Педагог ставит перед ребятами куклу. Рассказывает, что кукла собирается в гости, но у нее нет красивого украшения. Чтобы кукла не расстроилась, дети должны изготовить для нее бусы под платья разного цвета, чтобы можно было ходить в гости в разных нарядах.

Воспитатель ставит перед ребятами коробочку со шнурками и колечками, предлагает изготовить бусы. Нюанс в том, что цвет шнурков должен совпадать с цветом колечек. В конце работы педагог завязывает концы шнурочков, надевает бусы на шею кукле.

Колечки

Назови лишнее

Игра учит дифференцировать объекты по цвету и размеру, совершенствует логическое мышление и зрительное восприятие.

Для занятия нужны треугольники, квадраты и круги разных размеров и цветов. Педагог раскладывает фигуры перед воспитанниками в ряд, просит сказать, какой объект лишний, аргументировать свое мнение. В ряду все фигуры, кроме одной должны быть одинаковыми.

Подарки

Игра учит сравнению объектов по величине, закрепляет понятия «маленький» и «большой», «узкий» и «широкий», «толстый» и «тонкий».

Педагог предлагает воспитанникам сделать подарки куклам. Каждый игрок выбирает изображение куклы. Все игрушки на картинках имеют разный размер, причем не только в высоту, но и в ширину. Для каждой куклы необходимо выбрать подарочную коробку соответствующего размера. Например, если кукла стройная и высокая, то подарок должен быть узким и длинным. Выбирая подарочную коробку, игрок должен аргументировать свой выбор.

Что пропало?

Игра развивает память и концентрацию внимания, учит четкому и последовательному усвоению информации.

Воспитатель кладет перед ребятами несколько предметных картинок. Игроки должны запомнить, что изображено на карточках и в какой последовательности. Затем ребята закрывают глаза, отворачиваются. Воспитатель прячет какую-нибудь картинку, остальные сдвигает, чтобы убрать образовавшийся промежуток. Дети открывают глаза, смотрят на карточки, пытаются вспомнить, какое изображение исчезло. Ребенок, первым вспомнивший пропавшую картинку, получает фишку. Побеждает игрок, собравший наибольшее количество фишек.

Игры по формированию начальных математических представлений

С помощью игр младшие дошкольники учатся простому счету, сравнению численных значений и геометрических форм.

На что это похоже?

Игра учит определять геометрическую форму объектов окружающего мира.

Для занятия нужны изображения геометрических фигур, а также разных бытовых предметов и природных объектов несложной формы. Педагог раскладывает перед ребятами картинки объектов, затем показывает по очереди изображения геометрических фигур. Задача ребят — отыскать картинку объекта, своей формой напоминающего показанную фигуру. Например, воспитатель демонстрирует воспитанникам тарелку, те говорят, что она похожа на круг.

Больше и меньше

Игра учит количественному сравнению групп предметов, определению равенства. В процессе занятия дошкольники знакомятся с понятиями «больше», «меньше», «равно».

Для игры нужны карточки, изображающие объекты в разном количестве. Педагог раздает воспитанникам картинки, просит сказать, каких объектов больше, каких меньше.

Закрой окошки в домиках

Игра учит различению геометрических фигур.

Для занятия необходимо подготовить изображение домиков с вырезанными окошками определенной геометрической формы. Также отдельно нужно сделать геометрические фигуры, размером соответствующие окошкам. Игровая задача — подобрать фигуры так, чтобы они закрыли окошки.

Разложи по величине

Игра упражняет дошкольников в умении различать и сравнивать объекты по величине.

Для занятия нужны игрушки или иллюстрации каких-либо предметов, разбитые на группы по величине. В каждой группе один и тот же предмет изображается разного размера. На группу достаточно 3–5 градаций величины. Если для занятия используются игрушки, то оптимальным вариантом становятся матрешки.

Воспитатель раскладывает игровой материал перед ребятами в произвольном порядке. Дети его рассматривают, пытаются составить ряды объектов от самого большого к самому маленькому. Ребенка, выполнившего задание раньше товарищей, следует поощрить.

Дидактические игры по творческому развитию

Дошкольники младшей группы в ходе игр знакомятся с палитрой, основными цветами и оттенками, учатся рисовать, строить художественные композиции, работать с изобразительными принадлежностями и материалами.

Собери капли

Игра учит различать оттенки, соотносить объекты по окраске.

Для работы нужны пластиковые стаканчики, а также вырезанные из бумаги капли разных цветов. Педагог бросает в каждый стаканчик каплю определенного цвета, затем просит воспитанников разложить остальные капельки по соответствующим емкостям.

Радуга-дуга

Игра закрепляет в памяти цвета радуги и их положение относительно друг друга, учит рисовать это природное явление. Для занятия требуется изображение-образец радуги, краски, кисточки и прочие принадлежности для рисования. Сначала педагог просит воспитанников сказать, какие цвета они видят на картинке-образце. Затем ребята рисуют радугу, соблюдая очередность цветов. А в конце игры разучивают известное стихотворение про охотника и фазанов.

Волшебные кляксы

Игра развивает воображение и пространственное восприятие, тренирует мелкую моторику. Ребята рисуют кляксы, затем пытаются вообразить, на что они похожи.

Вторая половинка

Педагог раздает ребятам контурные изображения половинок каких-либо предметов. Дети должны дорисовать вторую половинку, ориентируясь на первую. Должно получиться симметричное изображение. Поэтому нужно использовать картинки объектов, для которых применима симметрия.