Дидактические игры на тему «Дружба и друзья» для дошкольников

Дидактическая игра «Друг» — средство развития у дошкольников эмпатии и коммуникативных способностей. Дети учатся выражать собственные чувства, адекватно воспринимать эмоции других людей. Задачи представленных в каталоге игр — воспитание коммуникабельности, дружелюбия, нравственного и участливого поведения, развитие речевых навыков и творческих способностей, расширение тематического словаря.

Чудесная табуретка

Каждый из игроков по очереди садится на табуретку. Остальные дети называют сидящего добрыми и ласковыми эпитетами, хвалят, обнимают.

Счастливая девочка сидит на стуле

Дидактическая игра «Задай вопрос другу»

Цель игры — обучение дошкольников грамотному общению посредством вопросов и ответов. Занятие может быть парным или групповым.

Первый игрок говорит, кем бы хотел стать. И обращается к собеседнику, почему, как он думает, хорошо быть этим существом или предметом. Собеседник отвечает, исходя из собственных представлений. Ответы должны быть развернутыми. Можно дополнить беседу другими вопросами. Например, спросить, какую пользу приносит этот предмет или существо своим существованием.

Далее собеседник спрашивает первого игрока аналогичным способом. Если игра групповая, участники делятся для беседы на две подгруппы.

Ребенок хочет стать парикмахером

Рассуждения о дружбе

Цель игры — формирование представления о смысле и значимости дружбы.

Ведущий задает тематические вопросы, а игроки рассуждают, дают развернутые ответы. Вот возможные варианты вопросов:

  • какой должна быть настоящая дружба;
  • когда друзья радуются;
  • когда друзья огорчаются;
  • какой подарок преподнести, чтобы друг обрадовался;
  • в какие игры можно играть с друзьями.

Важно следить, чтобы дети давали правильные с точки зрения логики ответы. При необходимости можно задавать наводящие вопросы.

Детская дружба

Мостик дружбы

Игра учит ориентироваться на эмоционально-поведенческие особенности товарища, искать позитив, развивает коммуникабельность, решительность.

Для занятия нужен прямой и длинный предмет без острых и режущих краев. Подойдет фломастер с колпачком или карандаш, который еще не заточен. Дети разбиваются на пары, садятся друг напротив друга. Ведущий фиксирует предмет между их лбами, а игроки должны его удержать, при этом произнося позитивные слова.

Фломастер

Чем увлекается мой друг?

Игра формирует представление о том, что такое хобби, личное увлечение. Дошкольники узнают, чем увлекаются их друзья, у них может возникнуть желание разделить увлечение.

Для игры нужно подготовить картинки, изображающие предметы, которые могут быть атрибутами разных видов хобби: самокат, фигурные коньки, хоккейную шайбу, футбольный мяч, теннисную ракету, куклы, книги, мольберт, иголку с нитками, пианино, скрипку, горшечные цветы и прочее.

Каждый игрок по очереди выбирает картинку, соответствующую хобби одного из детей в группе, рассказывает об этом ребенке, не называя его имени. Например: «У нас в группе есть девочка. Она любит рисовать акварельными красками. У нее это отлично получается». Остальные игроки по картинке и словесному описанию отгадывают, о ком идет речь.

Атрибуты разных видов хобби для детей

Дружеский танец

Игра развивает эмпатию, учит воспринимать чужие эмоционально-поведенческие проявления путем зрительного и осязательного взаимодействия, углубляет дружескую коммуникацию между детсадовцами.

Игроки разбиваются на пары, распределяются по игровой площадке так, чтобы каждому было достаточно места для танцев. Каждый в паре поворачивается лицом к товарищу. Ведущий кладет на головы пар альбомный лист. Под музыкальное сопровождение игроки танцуют, при этом пытаются не сбросить бумагу. Побеждает пара, сумевшая дольше остальных танцевать с бумажным листом.

Дети танцуют

Комплименты для друзей

Игра формирует представление о том, что такое комплименты. Для занятия нужна игрушка в форме сердечка.

Педагог объясняет воспитанникам, что такое комплименты. Это добрые, нежные, приятные слова и фразы, которые принято говорить друзьям и близким людям. От таких слов становится радостно и тепло на душе, улучшается настроение.

Дети становятся в круг. Первый игрок, получив игрушечное сердечко, говорит комплимент стоящему рядом товарищу, затем передает игрушку ему. А тот передает сердечко следующему игроку, и так далее, пока все ребята не получат комплимент.

Игрушка в форме сердечка

Дидактическая игра «Назови друзей»

Игра предназначена для дошкольников 5–7 лет, учит дружелюбно и уважительно относиться к товарищам, формирует общие представления о поведенческих и эмоциональных факторах, способствующих сохранению дружбы. Дошкольники учатся анализировать поведение и поступки других людей, у них формируется представление о значимости дружеских отношений, появляется желание помогать и поддерживать друзей.

Игра настольная, для нее нужно вырезать карточки, изображающие персонажей сказок и мультфильмов.

Персонажи мультфильмов

В первом варианте игры педагог просит отыскать для картинок пару «друг». Игроки аргументируют выбор, почему считают этих персонажей друзьями. Далее дети при помощи педагога рассказывают о положительных и негативных чертах персонажей, высказывают мнение, как должны измениться плохие герои, чтобы с ними захотели дружить хорошие персонажи.

После предварительного знакомства с героями педагог перемешивает карточки, дает каждому игроку 2 штуки. Оставшиеся картинки кладет в центр стола изображениями вниз. Каждый игрок по очереди переворачивает одну из карточек из центральной кучи, смотрит, является ли перевернутый персонаж другом для одного из героев, изображенных на двух его картинках. Если да, то картинки, сформировавшие пару, откладываются, больше не участвуют в игре. Например, Чебурашка и крокодил Гена, Винни-Пух и Пятачок. Если нет, то незадействованная карточка отправляется обратно в кучу. Побеждает игрок, первым нашедший друзей для своих персонажей, а проигрывает тот, что последним справится с заданием.

Персонажи сказок

Фото друзей

Игра учит позитивно воспринимать окружающих людей, грамотно и адекватно выражать эмоции.

Каждый игрок кладет на стол свою фотографию. Затем дети по очереди подходят к столу, каждый берет 2–3 снимка, объясняет, почему считает именно этих ребят своими друзьями. Затем по фотографиям пытается определить, чем занимался друг в момент, когда его сфотографировали, какое у него было настроение.

Волшебный цветок

Для игры подготовьте куклу и объемный бумажный цветок с отрывными лепестками.

Кукла и бумажный цветок

Педагог рассказывает воспитанникам, что кукла расстроилась. Подружка подарила ей волшебный цветок. Но кукла обидела подругу, из-за этого у цветка облетели лепестки. Педагог просит детей помочь кукле восстановить дружбу, оживить цветок. Для этого каждый игрок должен сказать, как нельзя поступать настоящим друзьям. Когда игрок высказывает свое предположение, и оно оказывается правильным, педагог прикрепляет очередной лепесток к сердцевине цветка. Когда цветок полностью собран, кукла благодарит детей за помощь.

Дружба крепкая

Игра формирует навык взаимопомощи, совместного выполнения действия, способности контролировать и корректировать деятельность товарища. Дети учатся доверять, оказывать помощь.

Перед началом игры педагог рассказывает воспитанникам о том, что дружба подразумевает взаимопомощь и поддержку, что друзья способны вместе справиться с любыми преградами. Игроки становятся в цепочку, хватают стоящего впереди товарища за плечи. Получается человеческая «гусеница». Эта «гусеница» должна выполнять разные задания, при этом дети не должны отпускать плечи товарищей. Например:

  • взобраться на табуретку и спуститься с нее;
  • пробежать «змейкой»;
  • перешагнуть лужу;
  • пролезть под столом;
  • пробраться между близко стоящими стволами деревьев.

Человеческая гусеница

Найди друга

Для игры нужно вырезать из плотной бумаги маски, изображающие разные эмоции, позитивные и негативные. С детьми необходимо предварительно побеседовать о том, как мимически проявляется та или иная эмоция.

Дети становятся в ряд, надевают маски. Каждый игрок по очереди выходит вперед, педагог предлагает ему найти себе друга. Когда ребенок сделает выбор, нужно спросить у него, почему он выбрал именно эту маску, чем она его привлекла, какие эмоции выражает.

Маски