Каталог дидактических игр по теме «Грибы» для всех дошкольных возрастных групп

Дидактические игры по теме грибы — обучающий и развивающий комплекс для индивидуальных и групповых занятий в детском саду. В каталоге представлены игры, обучающие согласованию разных частей речи, способствующие речевому, интеллектуальному, физическому и сенсорному развитию, закрепляющие первичные математические представления, развивающие мышление и творческое восприятие.

Дидактические игры «Грибы» в младшей группе

Предлагаем комплекс игр для дошколят 2–4-летнего возраста.

Грибная поляна

Игра расширяет и закрепляет представления о дарах леса, о местах произрастания и съедобности грибов. Для занятия необходима иллюстрация осенней лесной поляны крупного формата. В ее кармашки нужно вставить вырезанные изображения съедобных и ядовитых грибов. На каждый вид должно приходиться несколько изображений — не менее 3-х. Также необходимы корзины.

Воспитатель предлагает ребятам стать грибниками, пройтись по осеннему лесу. Предварительно дети должны побеседовать на тему, как правильно одеваться для похода в лес, что следует с собой взять. Далее игроки по очереди рассматривают изображение лесной поляны, выбирают съедобные грибы, кладут в корзину. Сделав выбор, ребенок говорит, как называется гриб, почему ему дано такое название, где он предпочитает расти.


Шляпки и ножки

Дидактическая игра знакомит с разнообразием грибного мира, развивает концентрацию внимания, мыслительные и речевые способности, зрительное восприятие, моторику рук. Для работы нужны раздельные изображения грибных шляпок и ножек.

Игровая задача — подобрать шляпку к ножке. Игрок должен сказать, какой гриб получился.

Подбери шляпку к ножке

Грибные пазлы

Дидактическая игра знакомит с разнообразием мира грибов, учит составлению целого из нескольких частей, развивает визуальное восприятие, мелкую моторику, мыслительные и речевые навыки.

Педагог раскладывает перед воспитанниками иллюстрации грибов, разрезанные на 4 произвольные части. Дети должны сложить из частей картинку, рассмотреть ее, сказать, какой грибочек изображен.

Разрезные картинки грибов

Грибники

Игра для физического развития проводится в форме эстафеты. Игроки делятся на две команды, строятся в шеренги параллельно друг другу. Перед участниками эстафеты находится предварительно устроенная имитация лесной поляны, разделенная на две части, разложены изображения грибов.

Педагог раздает первым участникам эстафеты корзины. По сигналу ребята начинают соревнование. Они подбегают к лесной поляне, хватают грибочек, кладут в корзину, бегут обратно, передают эстафету следующему игроку. Побеждает команда, первой собравшая лесной урожай на своей части поляны.

Разложи по размеру

Игра совершенствует восприятие величин объектов.

Педагог раскладывает перед воспитанниками карточки, изображающие один и тот же гриб, но разного размера. Задача игроков — разложить картинки в ряд по возрастанию или убыванию величины.

Разложи по размеру

Мухомор

Для творческой дидактической игры требуется крупное изображение мухомора без белых пятнышек на красной шляпке. Распечатанное изображение нужно наклеить на плотную картонную основу. Это будет шаблон для творческой работы. Он подходит для рисования пальчиковыми красками и для работы с пластилином. В первом случае дошколята макают пальчик в белую краску, ставят пятнышки на грибной шляпке. Во втором случае скатывают из белого пластилина маленькие шарики, кладут на шляпку, расплющивают пальчиком.

Дидактическая игра «Грибы» в средней группе

Представляем каталог игр для дошкольников 4–5 лет.

Собери быстрее

Соревновательная игра учит группированию объектов, развивает скорость физической реакции, концентрацию внимания, умение слаженно работать в команде.

Ребята делятся на две группы. Одной команде педагог вручает корзину, на которой изображен подосиновик, другой команде — корзину с изображением лисички. Можно использовать изображения других видов грибов. Желательно, чтобы в команде было не больше 3–4 детей. Если детсадовская группа большая, то пусть небольшие команды соревнуются по очереди.

Педагог раскладывает изображения грибов на игровой площадке, имитирующей лесную опушку. По сигналу ребята начинают собирать лесной урожай, соответствующий картинке на корзине. Побеждает команда, первой собравшая грибы. Но необходимо проверить, чтобы в корзине оказались правильные грибочки, чтобы не были ненароком захвачены экземпляры соперников.

Грибы

Цель дидактической игры «Грибы» — обучение навыку классификации объектов по определенному признаку, совершенствование мыслительных и речевых навыков, умения воспринимать информацию на слух.

Воспитатель называет гриб, задает вопрос, съедобный он или нет, а дети должны отвечать только «да» либо «нет». Игра строится по принципу фантов. Игроку, ответившему неправильно, затем придется отыграться.

Назови лишний

Игра учит выделению ключевых признаков объектов, построению обобщений на их основе, расширяет индивидуальный тематический словарь.

Педагог называет четыре вида грибов, а воспитанники должны сказать, какой из них лишний по признаку съедобности или ядовитости. Например:

  • подосиновик, масленок, мухомор, лисичка;
  • бледная поганка, волнушка, желчный гриб, ложные опята;
  • сыроежка, подберезовик, рыжик, бледная поганка.

Четвертый лишний

Посчитай грибочки

Для математической игры необходимы карточки, разделенные на две части. Слева написаны цифры от 1 до 10. Справа — одинаковые контурные изображения десяти грибов.

Игровая задача — назвать цифру, затем закрасить аналогичное количество грибочков.

Назови цифру, затем раскрась аналогичное количество грибов

Посчитай пятнышки у мухомора

Эта математическая игра учит счету. Для занятия необходимы изображения мухоморов с разным количеством белых пятнышек на красных шляпках.

Игрок подсчитывает количество пятнышек, пишет соответствующую цифру в окошке рядом с изображением.

Посчитай пятнышки у мухомора

Дидактические игры «Грибы» в старшей группе

Предлагаем несколько дидактических игр для дошкольников 5–6 лет.

Повара

Игра учит образованию слов по образцу.

Педагог объясняет, что все блюда, приготавливаемые из грибов, называются грибными. Далее называет блюдо, а дети дают ему определение. Например:

  • салат какой? — грибной;
  • котлета какая? — грибная;
  • суп какой? — грибной;
  • икра какая? — грибная;
  • тефтели какие? — грибные;
  • соус какой? — грибной.

Грибной суп

Игра учит правильному употреблению существительных в родительном падеже. Для занятия необходимы изображения съедобных грибов.

Педагог раскладывает картинки лицевой стороной вниз. Каждый ребенок по очереди переворачивает любую карточку, говорит, какой гриб изображен. Затем он строит правильную фразу, которая начинается так: «Я приготовлю грибной суп из…». Названия грибов должны употребляться во множественном числе, например: «…лисичек», «…боровиков», «…сыроежек».

Игру можно усложнить, добавить к картинкам ядовитые грибы. Если игроку попадется такая картинка, он должен сказать, что гриб не пригоден к употреблению в пищу. Если же ребенок не вспомнит, что гриб ядовитый, «приготовит» из него суп, то он вынужден будет либо пропустить игровой этап, либо отыграть фант.

Какие это грибы?

Игру следует использовать при прохождении темы словообразования.

Педагог спрашивает, как называются грибы, которые, например, варят. Ребята отвечают: «Вареные». Другие примеры для игры:

  • грибы, которые жарят? — жареные;
  • которые тушат? — тушеные;
  • которые маринуют? — маринованные;
  • солят? — соленые;
  • сушат? — сушеные.

Грибная корзина

Речевая дидактическая игра учит согласованию счетных числительных с существительными.

Педагог предлагает поиграть в грибников. Пусть ребята представят, что они кладут в корзину грибы: один, два или три. Воспитатель называет гриб, а игрок согласовывает название с числительными. Нюанс в том, что в таких случаях дошколята часто употребляют окончания существительных неправильно. Педагог должен сразу корректировать ошибки.

Вот примеры для игры:

  • один подберезовик, два подберезовика, три подберезовика;
  • одна лисичка, две лисички, три лисички;
  • один груздь, два груздя, три груздя;
  • один опенок, два опенка, три опенка.

Дидактическая игра «Грибы» в подготовительной группе

Предлагаем несколько игр, рекомендуемых для дошкольников 6–7 лет.

Лексические цепочки

Для игры, обучающей согласованию существительных с числовыми значениями и признаками, требуются карточки, представляющие собой ряды из 4-х изображений. Они могут быть цельными или разрезными, во втором случае ребенок занимается составлением признаков объекта самостоятельно. Первое изображение представляет собой цифру, два других — визуальный или иной признак объекта, третье — сам объект.

Вначале педагог должен показать детям, как правильно работать с карточками. Два средних изображения символические, поэтому воспитатель должен расшифровать каждое обозначение. Например, значение «крепкий» изображается как богатырь, значение «съедобный» — как вилка и нож. Можно использовать визуальные, цветовые, вкусовые, текстурные признаки.

Сначала игрок согласовывает существительное с числительным. Например, изображен подосиновик и цифра 3. Получается: «Три подосиновика». Далее ребенок называет первый признак предмета, например «крепкий». Выходит фраза: «Три крепких подосиновика». Игрок называет второй признак гриба — «съедобный». Получается: «Три крепких съедобных подосиновика».

Лексические цепочки по теме грибы

Опиши гриб

Дидактическая игра совершенствует связную речь, учит последовательному и грамотному изложению мыслей, составлению фраз по чередующимся картинкам. Для работы нужны карточки, состоящие из 6-ти изображений:

  • знак вопроса — обозначение названия гриба;
  • фигура гриба — его размера;
  • изображение грибной шляпки — обозначение ее цвета;
  • изображение ножки — обозначение ее формы и цвета;
  • изображение леса — обозначение места произрастания;
  • изображение кастрюли — съедобен ли гриб, что можно из него приготовить.

Педагог называет гриб. А ребенок строит его развернутое описание по представленной карточке. Например: «Боровик — это гриб, который вырастает большим. У него коричневая шляпка, она толстая, гладкая сверху. У боровика крепкая и толстая ножка белого или светло-желтого цвета. Боровик любит расти в светлых хвойных и лиственных лесах. Это съедобный гриб, из которого можно приготовить много блюд. Очень вкусными получаются грибные котлеты и суп».

Игру можно построить в форме загадок. Игрок загадывает гриб, но не говорит его название остальным ребятам, лишь описывает. Ребята по описанию должны догадаться, о каком грибе идет речь.