Дидактические игры «Гусеница» для разностороннего развития дошкольников

Дидактическая игра «Гусеница» — комплекс развивающих занятий для дошкольников разных возрастных групп. Они направлены на разные стороны развития ребенка: физическое, умственное, речевое, творческое. Эти занятия используют детсадовские педагоги и логопеды, воспользоваться ими могут и родители, уделяющие внимание развитию малыша, занимающиеся с ним дома.

Дидактическая игра «Гусеница» своими руками

Игра предназначается для дошкольников 1–3 лет. Для ее проведения необходимо пошить из фетра гусеницу с раздельными звеньями ее тела. Каждое звено имеет свой цвет, к нему нужно прицепить соединяющий крючок или кусочек липучки.

Задачи игры:

  • улучшение моторики пальцев и тактильного восприятия;
  • знакомство с основными колерами;
  • развитие речевых способностей;
  • улучшение памяти, зрительной концентрации внимания;
  • совершенствование способностей логически мыслить, анализировать.

Можно придумать разные варианты игры. Педагог может попросить воспитанника показывать называемые колеры, соединить звенья гусеницы в определенной цветовой последовательности, в том числе ориентируясь на карточки с изображенными в ряд цветами. Можно усложнить задание: пусть ребенок произносит последовательности колеров с использованием предлогов. Например, «красный цвет находится за желтым». Или, «синий цвет находится после зеленого».

Игра «Гусеница на листке»

Цель игры, предназначенной для дошкольников младшей группы, — закрепление представления об основных цветах, развитие речи и мелкой моторики.

Для занятия нужно сделать объемных гусениц разных колеров и кленовые листья аналогичных цветов. Педагог раскладывает части тела насекомых и листья в произвольном порядке. Назначает каждому игроку цвет, предлагает отыскать все элементы этого колера на столе, составить из них гусеницу, посадить ее на листок. Дети ищут элементы заданного цвета, выполняют задание.

Гусеницы и кленовые листья

Далее игра усложняется. Педагог просит воспитанников составить насекомое из элементов разного цвета в заданном порядке. Например, голова желтая, брюхо красное, хвост синий. Также можно попросить подобрать для гусеницы листик другого цвета, например, для красной желтый.

Разноцветная гусеница

Важно, чтобы дети вслух проговаривали то, что видят. Для этого педагог задает наводящие вопросы:

  • Какого цвета гусеница? — Красного;
  • Какого цвета листок? — Зеленого;
  • Какого цвета брюхо? — Синего.

Также важно сформировать у дошкольников представление о формах и величинах. Для этого необходимо задавать вопросы такого плана:

  • Гусеница какая — длинная или короткая?
  • Ее голова какая — круглая или квадратная?
  • Ее брюхо какое — круглое или овальное?

Если сделаны насекомые разных размеров, можно дополнить занятие вопросами «Какая гусеница длиннее?», «Короче?», «Больше?», «Меньше?».

Дидактическая игра «Собери гусеницу»

Занятие, предназначенное для дошкольников 5–6 лет, развивает навык составления слогов в слова.

Для игры нужно сделать несколько гусениц, состоящих из разноцветных круглых звеньев. Первый круг — голова, на других изображены разные слоги. К каждому кругу справа и слева необходимо прицепить шнурки или ленты.

Педагог раскладывает на столе круги вразброс. Предлагает игроку собрать элементы одного колера, прочитать на них слоги, подумать, какое слово из них можно составить. Узнав слово, ребенок распределяет звенья в правильном порядке, вслух произносит получившееся слово. Если все правильно, игрок связывает шнуры или ленты.

Есть другие вариации игры:

  1. Педагог кладет в ряд круги одного цвета, но перепутывает расположение слогов. Задача игрока — переложить звенья так, чтобы получилось слово.
  2. Педагог просит воспитанника составить новые слова из звеньев разного цвета. Например, было слово «бу-тыл-ка». Заменив «тыл» на «маж», ребенок получает слово «бу-маж-ка».

Дидактическая игра «Собери гусеницу»

Музыкально-дидактическая игра «Гусеница»

Занятие предназначено для дошкольников старшей группы.

Цель дидактической игры «Гусеница» — совершенствование чувства ритма, развитие музыкального слуха, формирование представления о вариациях музыкальных тембров и их значимости при создании музыкальных произведений.

Для игры требуется дидактическое пособие, называемое «Ритмическая гусеница». Оно состоит из двух гусениц. На звеньях их тел изображены крупные и мелкие точки. Первые означают протяжный звук, вторые — короткий.

Дети под контролем педагога прикладывают к голове насекомых звенья тела, напевают, хлопают или топают получающийся в соответствии с рисунком музыкальный ритм. Можно разбить воспитанников на команды. Пусть одни хлопают в соответствии с ритмом, другие топают. Так развиваются наблюдательность и концентрация внимания.