«Какой, какая, какое» – словесная образовательная игра для дошкольников и младших школьников

Дидактическая игра «Какой, какая, какое» – метод речевого и познавательного развития ребенка. Дошкольники учатся выражать мысли, используя прилагательные, правильно согласовывать их с существительными. Игра расширяет кругозор, улучшает память, интеллект, способность логически мыслить, она рекомендована при подготовке детсадовцев к учебе в школе.

Цели и задачи

Цель дидактической игры «Какой, какая, какое» – формирование навыка подбора прилагательных по смыслу, согласования их с существительными.

Задачи:

  • развитие речевых навыков, умения грамотно излагать мысли;
  • обогащение индивидуального словаря;
  • улучшение памяти, концентрации внимания;
  • расширение представлений об окружающем мире;
  • интеллектуальное развитие;
  • воспитание любознательности, интереса к получению знаний.

Преврати существительное в прилагательное

Для игры подготовьте карточки, каждая из которых изображает 4 объекта: фрукт или ягоду, сделанный из нее сок, варенье и конфету.

В процессе игры демонстрируйте картинки по очереди, называйте изображенный плод. Воспитанники должны сказать, как называются сделанные из этих фруктов и ягод сладости. Например:

  • яблоко – яблочный сок, яблочная конфета, яблочное варенье;
  • груша – грушевый сок, грушевая конфета, грушевое варенье;
  • клубника – клубничный сок, клубничная конфета, клубничное варенье;
  • лимон – лимонный сок, лимонная конфета, лимонное варенье;
  • черника – черничный сок, черничная конфета, черничное варенье.

Опиши предмет

В ходе игры называйте определенный объект, а воспитанники должны поочередно вспомнить определения, которыми можно охарактеризовать названое слово. Например:

  • собака – злая, лохматая, большая, цепная, бродячая, дружелюбная;

Собака

  • платье – летнее, легкое, красивое, цветастое, пышное, длинное, вечернее;

Платье

  • дом – высокий, ветхий, новый, многоэтажный, деревянный, кирпичный, пустой.

Дом

Важно называть объекты разного рода: женского, мужского, среднего.

Игру можно сделать соревновательной. Дети играют попарно, побеждает тот, кто назовет большее количество подходящих определений.

Какой предмет

Эта игра не только эффективно закрепляет навык формирования и согласования относительных прилагательных, но и здорово развивает воображение. Для занятия подготовьте карточки, они могут быть 2-х типов: с изображением объектов и с изображением колеров.

В первом варианте в середине карточки изображается еда или готовое блюдо, а вокруг – продукты, из которых его можно приготовить. Дети должны назвать эти продукты в форме прилагательных. Например, изображена банка варенья, а вокруг ягоды малины, ежевики, черники, облепихи, вишни, клубники. Следовательно, варенье – малиновое, ежевичное, черничное, облепиховое, вишневое, клубничное.

Другие примеры:

  • сок какой – яблочный, апельсиновый, виноградный, томатный, лимонный, вишневый;

  • каша какая – гречневая, рисовая, овсяная, кукурузная, тыквенная, пшенная;

  • суп какой – гороховый, грибной, рыбный, фасолевый, картофельный, макаронный.

Во втором варианте игры в центре карточки должен быть изображен контурный объект, а вокруг него 6 колеров: красный, зеленый, оранжевый, голубой, желтый, фиолетовый. Дети дают объектам цветовое описание. Например: платье какое – красное, оранжевое, зеленое, желтое, голубое, фиолетовое.

Отгадай загадку

Для игры подготовьте карточки с загадками и изображения отгадываемых объектов. Подходите к каждому игроку по очереди, просите вытянуть карточку, зачитывайте написанную загадку. Когда ребенок угадает ответ, покажите соответствующий объект. Задача игрока – описать изображенный объект как можно большим количеством прилагательных.

Например, игрок угадал загадку про апельсин. Покажите ему изображение фрукта. Ребенок называет определения: оранжевый, круглый, сладкий, сочный, вкусный, ароматный.

Загадки