«Листья» – развивающая игра для дошкольников для ознакомления с окружающим миром

Дидактическая игра «Листья» предназначена для дошкольников 3-4 лет. Занятие расширяет представление об окружающем мире, цветах и величинах, развивает речевые навыки, концентрацию внимания, логическое мышление, сенсорное восприятие. Представленный материал помогает детсадовским педагогам знакомить детей с информацией по теме «Деревья и листья».

Дидактическая игра «Листья»

Дидактическая игра «Листья»

Играют детсадовцы младшей группы под контролем педагога.

Цель игры – знакомство с листьями как природными объектами, их расцветкой, формой, величиной, видовой принадлежностью.

Задачи:

  • закрепление представлений о разных видах деревьев, окраске, форме и размере их листвы;
  • обучение составлению целого из частей, группированию объектов по внешним признакам;
  • формирование навыка анализировать, сопоставлять, различать;
  • развитие зрительного восприятия, речевых навыков, умения логически мыслить;
  • обогащение словарного запаса по теме «Деревья»;
  • улучшение памяти, концентрации внимания, моторики пальцев рук;
  • закрепление навыка счета;
  • закрепление знаний об основных цветах и величинах, их названиях;
  • развитие воображения;
  • обучение умению слушать, правильно выполнять задание, продуктивно работать в группе.

Существуют несколько вариантов развивающей игры.

1 вариант

Для дидактической игры «Осенние листья» необходимо сделать дубовые, березовые, кленовые, осиновые листочки – по 3 штуки зеленого, красного, желтого цвета. То есть всего 36 штук.

В ходе игры дети выполняют разные задания:

  1. Собирают все листья сначала желтые, затем красные и зеленые.
  2. Подсчитывают листочки каждого цвета, называют число.
  3. Собирают все листья сначала березовые, затем осиновые, кленовые, дубовые.
  4. Подсчитывают экземпляры каждого вида, называют число.
  5. Берут по одному листку, разбиваются на группы сначала по цвету, затем по видовой принадлежности.

2 вариант

Для дидактической игры «С какого дерева лист» нужно найти изображения разных видов осенней листвы, распечатать в цвете каждый вид в 2-х экземплярах, вырезать. Наклеить сзади плотную бумагу, с лицевой стороны ламинировать для продления эксплуатационного срока. Также изготовить коробочку для хранения игрового материала.

Задача играющего – внимательно рассмотреть материал, подобрать к каждому экземпляру пару, рассказать, чьи листья он видит, какие они. Например: «Это березовый листок, он с березы».

Если играют двое, можно организовать соревнование – кто отыщет больше пар.

3 вариант

Для занятия необходимо вырезать из цветной плотной бумаги большие и маленькие кленовые листья зеленого, красного, желтого, оранжевого цвета. Все листочки разрезать надвое, одну размерную пару оставить целой для наглядности.

Материал позволяет играть в разные игры:

  1. Дети составляют половинки в единое целое. Педагог при этом акцентирует внимание на различиях по расцветке и величине.
  2. Воспитатель раздает играющим половинки изображения, вторые части оставляет у себя. Показывает каждую часть, спрашивает, кому ее отдать.
  3. Для игры «Подбери лист к дереву» необходимо дополнительно вырезать деревья тех же цветов, что и листочки. Задача – подобрать листья по окраске к дереву.
  4. Педагог кладет на стол большой и мелкий листочки. Просит детей аналогично разгруппировать материал: все крупные экземпляры отделить от маленьких.
  5. Воспитатель называет определенные параметры, просит найти. Например: «Найдите большой желтый листок» или «Покажите маленький зеленый».
  6. Педагог показывает листок, а ребенок говорит, какого он цвета и размера.
  7. Воспитатель кладет на стол три листочка, один из которых отличается от других по одному параметру. Игрок должен назвать, какой экземпляр лишний.
  8. Педагог кладет на стол несколько листочков, просит ребенка закрыть глаза, после чего убирает один экземпляр. Игрок, открыв глаза, должен сказать, что изменилось.

Дети охотно играют с яркой осенней листвой, учатся различать размеры и цвета, называть их, узнают о видах деревьев. Игры познавательные и развивающие, подходят для групповых и индивидуальных занятий.

Осенние листья