«Листья» – развивающая игра для дошкольников для ознакомления с окружающим миром
Дидактическая игра «Листья деревьев» предназначена для дошкольников 3-4 лет. Занятие расширяет представление об окружающем мире, цветах и величинах, развивает речевые навыки, концентрацию внимания, логическое мышление, сенсорное восприятие. Представленный материал помогает детсадовским педагогам знакомить детей с информацией по теме «Деревья и листья».
Содержание
Дидактическая игра «Листья»
Играют детсадовцы младшей группы под контролем педагога.
Цель дидактической игры «Листья» – знакомство с листьями как природными объектами, их расцветкой, формой, величиной, видовой принадлежностью.
Задачи:
- закрепление представлений о разных видах деревьев, окраске, форме и размере их листвы;
- обучение составлению целого из частей, группированию объектов по внешним признакам;
- формирование навыка анализировать, сопоставлять, различать;
- развитие зрительного восприятия, речевых навыков, умения логически мыслить;
- обогащение словарного запаса по теме «Деревья»;
- улучшение памяти, концентрации внимания, моторики пальцев рук;
- закрепление навыка счета;
- закрепление знаний об основных цветах и величинах, их названиях;
- развитие воображения;
- обучение умению слушать, правильно выполнять задание, продуктивно работать в группе.
Существуют несколько вариантов развивающей игры.
1 вариант
Для дидактической игры «Осенние листья» необходимо сделать дубовые, березовые, кленовые, осиновые листочки – по 3 штуки зеленого, красного, желтого цвета. То есть всего 36 штук.
В ходе игры дети выполняют разные задания:
- Собирают все листья сначала желтые, затем красные и зеленые.
- Подсчитывают листочки каждого цвета, называют число.
- Собирают все листья сначала березовые, затем осиновые, кленовые, дубовые.
- Подсчитывают экземпляры каждого вида, называют число.
- Берут по одному листку, разбиваются на группы сначала по цвету, затем по видовой принадлежности.
2 вариант
Для дидактической игры «С какого дерева лист» нужно найти изображения разных видов осенней листвы, распечатать в цвете каждый вид в 2-х экземплярах, вырезать. Наклеить сзади плотную бумагу, с лицевой стороны ламинировать для продления эксплуатационного срока. Также изготовить коробочку для хранения игрового материала.
Задача играющего – внимательно рассмотреть материал, подобрать к каждому экземпляру пару, рассказать, чьи листья он видит, какие они. Например: «Это березовый листок, он с березы». Комплект картинок деревьев с названиями и листьями для дошкольников тут.
Если играют двое, можно организовать соревнование – кто отыщет больше пар.
3 вариант
Для занятия необходимо вырезать из цветной плотной бумаги большие и маленькие кленовые листья зеленого, красного, желтого, оранжевого цвета. Все листочки разрезать надвое, одну размерную пару оставить целой для наглядности.
Материал позволяет играть в разные игры:
- Дети составляют половинки в единое целое. Педагог при этом акцентирует внимание на различиях по расцветке и величине.
- Воспитатель раздает играющим половинки изображения, вторые части оставляет у себя. Показывает каждую часть, спрашивает, кому ее отдать.
- Для игры «Подбери лист к дереву» необходимо дополнительно вырезать деревья тех же цветов, что и листочки. Задача – подобрать листья по окраске к дереву.
- Педагог кладет на стол большой и мелкий листочки. Просит детей аналогично разгруппировать материал: все крупные экземпляры отделить от маленьких.
- Воспитатель называет определенные параметры, просит найти. Например: «Найдите большой желтый листок» или «Покажите маленький зеленый».
- Педагог показывает листок, а ребенок говорит, какого он цвета и размера.
- Воспитатель кладет на стол три листочка, один из которых отличается от других по одному параметру. Игрок должен назвать, какой экземпляр лишний.
- Педагог кладет на стол несколько листочков, просит ребенка закрыть глаза, после чего убирает один экземпляр. Игрок, открыв глаза, должен сказать, что изменилось.
Дети охотно играют с яркой осенней листвой, учатся различать размеры и цвета, называть их, узнают о видах деревьев. Игры познавательные и развивающие, подходят для групповых и индивидуальных занятий.
Предлагаем несложные и увлекательные дидактические игры на тему «Деревья», для закрепления знаний о видах и особенностях деревьев, произрастающих в наших краях.
Больше подойдёт для детей старшего дошкольного возраста, для индивидуальных занятий.