Дидактические игры на тему «Мама» для дошкольников разных возрастных групп

Дидактическая игра «Мама» — средство формирования у дошкольников представления о значимости родителей в их жизни, о бытовых и профессиональных обязанностях мам. Игры учат детей уважительно относиться к родителям, ценить их труд, помогать им, воспитывают прилежное и дисциплинированное поведение, интерес к профессиональному труду и семейным обязанностям. Рекомендуется организовывать представленные игры накануне Международного женского дня, Дня матери.

Моя мама

Игра предназначена для дошкольников младшей группы. Цель — закрепление навыка нахождения мамы среди множества людей, тренировка употребления существительного «мама» с эпитетами в разговорной речи. Для игры нужен игрушечный самолет или его иллюстрация, сюжетная картинка, иллюстрирующая бытовые занятия семьи, а также фотографии родственников дошкольника. На фото должно быть только лицо, поэтому подойдут снимки на документы.

Мультяшный самолет

Семейные иллюстрации

Фотографии нужно приклеить на место лиц персонажей сюжетного изображения. Педагог предлагает воспитаннику рассмотреть картинку, сказать, кто изображен на ней. Ребенок перечисляет всех родственников. Воспитатель указывает на фото мамы, спрашивает: «А это кто?». Воспитанник отвечает: «Это мама?». Затем педагог спрашивает: «Какая твоя мама?». Ребенок должен придумать эпитеты: «Красивая, добрая, ласковая…».

На следующем этапе игры педагог демонстрирует дошкольнику игрушечный самолет, зачитывает стихотворение Агнии Барто «Самолет», предлагает мысленно отправиться на нем к любимой мамочке. В процессе зачитывания стихотворения ребенок проговаривает текст вслед за воспитателем. Важно, чтобы ребенок четко проговорил слово «мама» в последнем предложении стихотворения. В конце педагог спрашивает: «К кому ты вернулся на самолете?». Ребенок отвечает: «К маме».

Стих Агнии Барто «Самолет»

Помоги маме

Игра, предназначенная для дошкольников средней и старшей возрастной группы, учит формированию лексических и грамматических категорий, формирует навык речевого анализа, расширяет индивидуальный словарь, тренирует навык словообразования, воспитывает стремление помогать маме в бытовых делах.

Игра индивидуальная. Для нее необходимо изготовить карточки для заданий, а также набор предметных картинок для каждого задания.

Рассмотрим каждое задание:

  • Первая карточка представляет собой изображения стиральных машинок, на стекле дверцы каждой из них нарисована определенная буква. На предметных картинках изображены разные предметы гардероба. Игровая задача — помочь маме постирать одежду. Ребенок раскладывает предметные картинки на изображения стиральных машинок с учетом того, имеется ли соответствующий букве на дверце звук в названии одежды.

Карточки одежды

  • Вторая карточка представляет собой изображения четырех ваз для цветов. На каждой нарисовано разное количество штрихов от 1-го до 4-х. Задача игры — помочь маме поставить букеты в вазы. Предметными картинками выступают изображения разных цветов. Разложить картинки по изображениям ваз нужно в зависимости от того, из какого количества слогов состоит название цветка. Например, картинку «мак» нужно положить на первую вазу, а картинку «колокольчик» — на четвертую.

Вазы

Картинки цветов

  • Третья карточка — изображения большой и маленькой корзин. Предметные картинки представляют собой изображения маленьких и крупных овощей. Игровая задача — помочь маме разложить овощи по корзинам в соответствии с их размерами. Раскладывая картинки, ребенок должен говорить: «Это маленький овощ», «Это большой овощ».

Корзины

Карточки овощей

  • Четвертая карточка — изображения разных видов варенья в стеклянных банках. Предметные картинки изображают разные ягоды и фрукты. Задача игры — помочь маме приготовить варенье. Дошкольник берет картинку, называет фрукт или ягоду, кладет на соответствующее изображение банки, говорит, какое варенье получилось. Например: «Это вишня. Из нее получается вишневое варенье».

Варенье в банках стеклянных для детей

Фрукты и ягоды

Мама

Цель дидактической игры «Мама», предназначенной для дошкольников подготовительной группы, — формирование знаний о разных женских профессиях, их важности для общества, знакомство с творчеством Сергея Михалкова. Игра активизирует разговорную речь, расширяет индивидуальный словарь, развивает визуальное восприятие информации, воспитывает уважительное отношение к мамам вне зависимости от их профессии.

Для игры необходим текст стихотворения Сергея Михалкова «А что у вас?», а также распечатанные в цветном варианте изображения женщин разных профессий и отдельно их рабочих атрибутов.

Стих Сергея Михалкова «А что у вас?»

Женские профессии

В начале игры педагог задает ребятам загадку о маме. Дошкольники беседуют с воспитателем на тему того, настолько важна мама в жизни каждого ребенка, как она заботиться, переживает, любит. Педагог рассказывает ребятам, как мамы понимали их без слов, когда те были совсем крошками, не умели разговаривать. Как укладывали их спать, пели ласковым голосом колыбельные. Как дарили игрушки. Как учили делать первые шаги. Воспитанники должны дать мамам эпитеты, рассказать, какие они заботливые, добрые, ласковые.

Загадки про маму

Далее педагог зачитывает отрывок из стихотворения Сергея Михалкова. Дети вспоминают, как называется произведение. Воспитатель предлагает поиграть на основе этого стихотворения в игру «Доскажи слово». Педагог начинает строку, ребята ее завершают по памяти. Например:

  • «Дело было вечером, делать было…» — «Нечего»;
  • «А из нашего окна площадь Красная…» — «Видна»;
  • «Наша мама отправляется в полет, потому что наша мама называется…» — «Пилот»;
  • «Мамы разные нужны, мамы разные…» — «Важны».

Далее педагог предлагает ребятам посмотреть на разложенные на столе изображения женщин разных профессий и их атрибутов. Каждый игрок подходит к столу, выбирает понравившуюся женщину, подбирает для нее подходящий рабочий предмет.

Рабочие атрибуты

Воспитатель просит игрока рассказать, в чем состоят профессиональные обязанности выбранной работницы, какими профессиональными навыками и личностными качествами она должна обладать. Ребенок развернуто рассказывает о профессии, при необходимости педагог ему помогает, задает наводящие вопросы. Затем игрок должен рассказать, кем работает его мама, почему ее профессия важна для общества.

Дидактическая игра «Найди маму»

Эта интерактивная игра в слайдовой форме предназначена для дошкольников младшей возрастной группы. Цель дидактической игры — формирование и закрепление представлений о диких и домашних животных, их детенышах.

В ходе игры дошкольники запоминают названия взрослых и маленьких животных, у них развиваются речевые навыки и звукоподражательные способности. Дети учатся воспринимать информацию на слух, образно мыслить. Игра воспитывает любознательность, интерес к исследовательской деятельности, добродушное и заботливое отношение к объектам живой природы. У дошкольника формируется представление о том, что у животных тоже есть мамы, которые заботятся о детенышах, любят и растят их, как и человеческие мамы своих детей.

Интерактивную игру можно использовать для логопедических занятий в качестве средства для коррекции произношения звуков, обогащения словарного запаса, совершенствования фонематического восприятия, формирования связной разговорной речи, развития грамматического речевого строя.

Для игры нужно создать слайд-шоу. На каждом слайде вверху должно быть изображено взрослое животное. А внизу четыре вида детенышей. Задача игры — определить, чья мама изображена на слайде. Игрок подходит к интерактивной доске, подвигает изображение детеныша к изображению взрослого животного. Например, на слайде изображены волчица, лосенок, волчонок, ежонок и утенок. Игрок должен сдвинуть изображения волчицы и волчонка.

Слайд-шоу можно использовать как для групповой, так и индивидуальной работы с дошкольниками. На основе этого дидактического материала можно организовывать самые разные игры. Например:

  1. Игрок должен сказать, как называются представленные на слайде мама и детеныши.
  2. Сымитировать голос взрослого и маленького животного. Объяснить, почему их голоса различаются по громкости.
  3. Рассказать, где обитают представленные животные. Относятся они к диким или домашним.

Количество слайдов не ограничено. Но желательно, чтобы их было не меньше десяти. Средствами управления изображениями на слайдах должны стать мышка и кликающий по экрану палец.

 

Найди маму детенышу животного