Каталог дидактических игр «Мебель» для дошкольников всех возрастных групп

Дидактические игры по теме «Мебель» — средство расширения представлений о предметах, слагающих домашнюю обстановку, об их назначении и материалах изготовления. В каталог включены игры для индивидуальных и групповых занятий дома и в детском саду: развивающие, познавательные, образовательные, для улучшения мелкой моторики и общего физического развития.

Цель дидактической игры «Мебель»

Цели представленных в каталоге игр:

  • расширение представлений о мебели, ее видах, особенностях и назначении;
  • расширение индивидуального словаря по представленной теме;
  • формирование представлений о колерах, формах, величинах, численных значениях;
  • обучение счету, пониманию математических и пространственных понятий;
  • обучение согласованию частей речи;
  • формирование навыка составления предложений;
  • упражнение в рисовании и прикладном творчестве;
  • совершенствование памяти, мыслительной способности, воображения;
  • улучшение мелкой моторики, координации движений, общего физического состояния.

Дидактические игры «Мебель» в младшей группе

Предлагаем простые и увлекательные игры для дошкольников 3–4-летнего возраста.

Сказочный мешок

Для игры необходим тканевый мешок, который нужно заполнить игрушечными предметами мебели, взятыми, например, из домика Барби. Игроки по очереди подходят к педагогу, вытаскивают из мешка по предмету, называют его. В конце занятия детей нужно навести на вывод, что все вытащенные из мешка предметы называются одним словом — мебель.

Подбеги к мебели

Подвижная игра проводится в помещении, где много разной по назначению мебели. Воспитатель называет предмет, дети бегут к нему.

Красивый диван

Для занятия требуется контурная картинка дивана. Ее следует распечатать на плотном листе. Дети, используя акварель или пальчиковую краску, разукрашивают картинку своими пальцами, создают красивые узоры.

Контурная картинка дивана

Что пропало?

Педагог расставляет в ряд игрушечную мебель. Воспитанники закрывают глаза. Педагог убирает из ряда одну вещицу. Дети, открыв глаза, должны сказать, что исчезло.

Наведи порядок

Для игры нужны изображения шкафа и стола, а также разной одежды и бытовых вещей. Задача игроков — правильно разложить разбросанные вещи. Дети должны подумать, что должно храниться в шкафу, а что лежать на столе.

Наведи порядок

Артикуляционная гимнастика «Починим стул»

Петя захотел посидеть на стуле, но у стула сломана ножка. — воспитанники изображают на лице печаль, опускают уголки губ.

Мальчик подумал: «Что же делать?». — изображают, будто думают, поджимают губы;

И придумал! — показывают мимикой радостную мысль.

Петя взял молоток и гвозди, приколотил ножку к стулу. — изображают, будто счастливы;

Теперь на стуле сидеть безопасно. — спокойно и удовлетворенно улыбаются.

Дидактические игры «Мебель» в средней группе

Представляем образовательные и развивающие игры для дошкольников 4–5 лет.

Сделаем кресло

Для игры, знакомящей с геометрическими формами, необходимо вырезать из картона парные разноразмерные фигуры — крупные и маленькие: 2 квадрата — спинки кресла, 2 овала — сиденья, 4 небольших круга — подлокотники, 4 небольших прямоугольника — ножки.

Педагог просит воспитанников выложить из фигур два кресла: большое и маленькое. Пока дети выполняют задание, воспитатель задает вопросы: из какой фигуры сделана та или иная деталь кресла, сколько фигур пришлось использовать, какой величины получились кресла.

Договори

Педагог начинает фразу, дети додумывают:

  • чтобы ночью сладко спать, отправляйся-ка в… кровать;
  • юбка, платье, джинсы, шарф — для одежды нужен… шкаф;
  • мама за весь день устала, чуть добралась до… дивана;
  • кофе мы попьем с тортом за обеденным… столом;
  • чтобы папа отдохнул, нужен с мягкой спинкой… стул;
  • хорошо у печки греться, сидя в мягком, теплом… кресле.

Для чего эта мебель?

Педагог спрашивает, какое назначение у предмета мебели, а дети отвечают развернутой фразой:

  • Для чего шкаф? — Чтобы хранить вещи и одежду;
  • Кровать? — Чтобы спать ночью, отдыхать днем;
  • Стол? — Чтобы принимать пищу, читать, писать, мастерить;
  • Стул? — Чтобы сидеть за столом, отдыхать;
  • Для чего тумбочка? — Чтобы хранить мелкие вещи.

Где должна стоять мебель?

Воспитатель начинает предложение, дети завершают:

  • журнальный столик нужно поставить в… гостиной;
  • обеденный стол должен находиться в… столовой;
  • письменный стол должен стоять в… кабинете;
  • шкаф для верхней одежды нужен в… прихожей;
  • кровать непременно нужна в… спальне;
  • кухонный гарнитур обязателен на… кухне;
  • уютное кресло стоит поставить… в гостиной.

Найди лишнее

Педагог называет 4 предмета. Из них 3 относятся к мебели, а еще один — к иной тематической категории. Задача воспитанников — выявить лишнее слово, аргументировать свое мнение.

Вот примеры, которые можно использовать в игре:

  • комод, шкаф, кастрюля, кресло;
  • табурет, сапоги, тумба, полка;
  • ваза, пуфик, тахта, диван.

Найди лишнее слово

Большие и маленькие

Воспитатель говорит вид мебели, дети — его уменьшительно-ласкательную форму:

  • стол — столик;
  • табуретка — табуреточка;
  • комод — комодик;
  • тумба — тумбочка;
  • диван — диванчик;
  • полка — полочка;
  • кровать — кроватка.

Пальчиковое упражнение «Много дел»

Пальчиков у нас четыре. — дети складывают руки в кулаки, затем отгибают по одному пальчику от мизинца к указательному;

Куча дел у нас в квартире. — широко расставляют руки;

В шкафу место для штанишек,

А на полках много книжек. — сжимают и разжимают кулаки;

Долго бегали, крутились, — вращают раскрытыми кистями рук вправо-влево;

На стул сели, уморились. — расслабленно трясут кистями;

Поработав, за стол сели,

Кашу с аппетитом съели. — имитируют, будто черпают еду ложкой;

Пришло время сладко спать, — подкладывают совмещенные ладони под щеку;

Нам в кровать пора нырять. — хлопают в ладоши несколько раз.

Дидактические игры «Мебель в старшей группе

Представляем увлекательные игры для физического и интеллектуального развития в 5–6-летнем возрасте.

Какая мебель?

Воспитатель говорит вид мебели. Дети вспоминают прилагательные, которыми можно охарактеризовать названные педагогом предметы. Например:

  • стол — деревянный, большой, дубовый, обеденный, письменный, компьютерный, чистый, длинный, массивный;
  • шкаф — громоздкий, плательный, гардеробный, высокий, двустворчатый, деревянный, старинный, резной, кухонный;
  • кресло — уютное, кожаное, бархатное, красивое, старое, комфортное, большое.

Один и много

Педагог называет фразу с мебелью в единственном числе. Воспитанники завершают фразу, называя предметы во множественном числе. Например:

  • Саша сел за компьютерный стол, а в ресторане много обеденных… столов;
  • дедушка улегся на диван, а в мебельном магазине много уютных… диванов;
  • Аня прилегла на кровать, а в детском саду много… кроватей;
  • у Кости в комнате одна книжная полка, а у его папы на работе много… полок.

Детали мебели

Педагог называет мебель, а воспитанники вспоминают, из каких деталей состоят предметы. Например:

  • у стола есть… столешница, ящики, ножки;
  • у кровати… каркас, ножки, изголовье, изножье;
  • у шкафа… дверцы, стенки, ящики, вешалки, полки, ручки;
  • у кресла … спинка, сиденье, подлокотники, ножки.

Назови наоборот

Для подвижной игры нужен мяч. Дети формируют круг, педагог становится в его центр. Он поочередно бросает игрокам мяч, произносит словосочетание. А дети должны, бросив мяч обратно, сказать словосочетание с противоположным признаком. Например:

  • диван длинный, тахта… короткая;
  • кресло мягкое, стул… твердый;
  • стол тяжелый, табурет… легкий;
  • комод большой, полка… маленькая;
  • тумба низкая, шкаф… высокий.

Физкультминутка «Я — столяр»

Я пилил, я строгал, — дети имитируют движения с пилой;

Папе ловко помогал.

Порубили, попилили, — имитируют рубящие движения;

Много досок получили. — широко расставляют руки;

А потом рубанок взяли,

Аккуратно построгали. — изображают, будто строгают что-то;

Гвоздями доски закрепляли,

Молотком их забивали. — изображают, будто бьют молотком;

Покрасили все краской синей, — имитируют покраску;

Получился стул красивый. — хлопают в ладоши.

Подготовительная группа

Предлагаем развивающие и образовательные игры для дошкольников 6–7-летнего возраста.

Назначение мебели

Педагог произносит фразу, а дети преобразуют ее так, чтобы получилось существительное с признаком. Например:

  • стол, за которым семья принимает пищу — обеденный стол;
  • шкаф, в котором хранятся книги и журналы — книжный шкаф;
  • столик, на который ставят кофе для гостей — журнальный столик;
  • кровать, на которой спит ребенок — детская кровать;
  • комод, в котором хранят белье, носки, майки — бельевой комод;
  • стол, предназначенный для работы за компьютером — компьютерный стол.

Заверши фразу

Педагог начинает фразу, а воспитанники завершают ее глаголами. Например:

  • Купив мебель, что с ней делают люди? — переносят, выгружают, складывают, вносят, ставят;
  • Чтобы убрать пятно с дивана, мама что делает? — чистит, моет, протирает, промокает;
  • Папа, изготавливая в домашней мастерской мебель, что делает? — строгает, пилит, забивает, красит, лакирует.

Количество, признак, объект

Для настольной игры нужно вырезать карточки для составления смысловых рядов. На карточках должны быть изображены цифры от 1 до 9, предметы мебели и ассоциативные картинки разных признаков (например, деревянный — изображение дерева, мягкий — изображение подушки).

Карточка для составления смысловых рядов

Задача игроков — составить смысловой ряд по заданию. Предварительно педагог должен показать, как это делать, чтобы у дошкольников не возникли затруднения, объяснить значение каждого ассоциативного изображения признака. Далее воспитатель говорит, например: «Три кожаных мягких кресла». Дети ищут цифру 3, затем признаки «кожаный» и «мягкий», и завершают ряд изображением кресла. То есть должен получиться ряд из 4-х картинок. Или такой пример: «Шесть деревянных зеленых стульев». Дети выискивают цифру 6, картинки с деревом, зеленым цветом и стулом.

Важно, чтобы, составив ряд, дети произносили вслух получившуюся фразу.

Составление смысловых рядов