Дидактические игры по изучению месяцев года для старших дошкольников
Дидактическая игра «Месяцы года» – пособие, позволяющее дошкольникам быстро запомнить названия 12-ти месяцев, сформировать представление о цикличности природных изменений. Занятие необходимо, поскольку дети испытывают затруднения при запоминании временных названий, не всегда правильно сопоставляют их с сезонными особенностями. Сложнее всего дошкольникам запомнить очередность месяцев от января к декабрю.
Как выглядят месяцы
Для игры сделайте 12 карточек, к каждой из них приклейте изображение, ассоциирующееся с конкретным месяцем. Например, для декабря – рождественскую елку, для марта – прилетевших грачей, для августа – спелые ягоды и фрукты на ветках.
Играет подготовительная группа. Предусмотрены 3 этапа игры с разной степенью сложности:
- Смешайте карточки, попросите воспитанников разложить их в ряд от начала к концу года.
- Воспитанники играют по четверо. Задайте каждому из них сезон года. Каждый игрок должен отыскать в ворохе карточек 3 штуки, соответствующие заданному сезону.
- Дети играют по очереди. Задайте игроку название месяца. Он должен отыскать соответствующую карточку, затем прочитать связанное с заданным месяцем четверостишье.
Изменения в природе
Самый надежный способ, как выучить месяцы с ребенком, – начать изучение с 4-х сезонов года и происходящих природных изменений. Для игры подготовьте 12 карточек, на которых нарисуйте или изобразите в виде аппликации состояние дерева в разные периоды года.
Играет старшая группа дошкольников. Для начала сформируйте у детей представление о том, как меняется природа зимой, весной, летом, осенью. Когда воспитанники четко усвоят сезонные особенности, можно переходит к изучению месяцев.
Деревья на 3-х осенних карточках должны выглядеть так:
- сентябрь – на ветках немного зеленых и больше желтых листьев;
- октябрь – многие листья опали, а оставшиеся на ветвях стали рыжими и красными;
- ноябрь – дерево почти полностью сбросило листву, осталось лишь несколько бурых листков.
Деревья на 3-х зимних карточках выглядят одинаково – голые, без листьев. Здесь при создании композиции нужно сделать упор на погодные изменения. То есть на карточках нужно изменить фон:
- декабрь – дни короткие и пасмурные, фон темно-синий, с хмурыми снеговыми тучами;
- январь – месяц морозов, день увеличивается, фон светло-синий со светлыми облаками;
- февраль – месяц снегопадов и метелей, фон синий с темными тучами и снежинками.
Весенние изменения в природе выраженные:
- март – дерево пока без листьев, но фон светлый, внизу темно-коричневая «почва» без снега;
- апрель – на дереве мелкие бледно-зеленые листочки;
- май – на ветвях крупные ярко-зеленые листья, внизу весенние цветы.
Лето – пора цветов, ягод, грибов. Это отражается на карточках:
- июнь – дерево с пышной зеленой листвой, белыми и розовыми цветочками;
- июль – дерево с зеленой кроной, а внизу крупные летние цветы с алыми лепестками;
- август – зеленые листья и спелые яблоки на ветках, внизу цветы с бордовыми лепестками.
Помимо описанных выше карточек, следует сделать набор из крупных лепестков, окрашенных соответственно преобладающим на картинках цветам: сентябрь – желтый, октябрь – рыжий, ноябрь – бурый, декабрь – темно-синий, январь – светло-синий, февраль – синий, март – коричневый, апрель – бледно-зеленый, май – ярко-зеленый, июнь – розовый, июль – алый, август – бордовый.
В процессе игры, чтобы закрепить представления о месяцах и изменениях природы, дети формируют пары: соединяют отдельные листки с изображениями дерева.
Также можно организовать подвижную игру. Играют 12 человек. Дети разбирают карточки с изображением дерева. По команде ведущего становятся в ряд так, чтобы месяцы на картинках шли в правильной последовательности.