Дидактические игры по изучению месяцев года для старших дошкольников

Дидактическая игра «Месяцы года» – пособие, позволяющее дошкольникам быстро запомнить названия 12-ти месяцев, сформировать представление о цикличности природных изменений. Занятие необходимо, поскольку дети испытывают затруднения при запоминании временных названий, не всегда правильно сопоставляют их с сезонными особенностями. Сложнее всего дошкольникам запомнить очередность месяцев от января к декабрю.

Месяцы года

Как выглядят месяцы

Для игры сделайте 12 карточек, к каждой из них приклейте изображение, ассоциирующееся с конкретным месяцем. Например, для декабря – рождественскую елку, для марта – прилетевших грачей, для августа – спелые ягоды и фрукты на ветках.

Месяца на разных языках

Играет подготовительная группа. Предусмотрены 3 этапа игры с разной степенью сложности:

  1. Смешайте карточки, попросите воспитанников разложить их в ряд от начала к концу года.
  2. Воспитанники играют по четверо. Задайте каждому из них сезон года. Каждый игрок должен отыскать в ворохе карточек 3 штуки, соответствующие заданному сезону.
  3. Дети играют по очереди. Задайте игроку название месяца. Он должен отыскать соответствующую карточку, затем прочитать связанное с заданным месяцем четверостишье.

Как выглядят месяцы

Изменения в природе

Самый надежный способ, как выучить месяцы с ребенком, – начать изучение с 4-х сезонов года и происходящих природных изменений. Для игры подготовьте 12 карточек, на которых нарисуйте или изобразите в виде аппликации состояние дерева в разные периоды года.

Дерево в разное время года для детей

Играет старшая группа дошкольников. Для начала сформируйте у детей представление о том, как меняется природа зимой, весной, летом, осенью. Когда воспитанники четко усвоят сезонные особенности, можно переходит к изучению месяцев.

Деревья на 3-х осенних карточках должны выглядеть так:

  • сентябрь – на ветках немного зеленых и больше желтых листьев;
  • октябрь – многие листья опали, а оставшиеся на ветвях стали рыжими и красными;
  • ноябрь – дерево почти полностью сбросило листву, осталось лишь несколько бурых листков.

Осенние карточки

Деревья на 3-х зимних карточках выглядят одинаково – голые, без листьев. Здесь при создании композиции нужно сделать упор на погодные изменения. То есть на карточках нужно изменить фон:

  • декабрь – дни короткие и пасмурные, фон темно-синий, с хмурыми снеговыми тучами;
  • январь – месяц морозов, день увеличивается, фон светло-синий со светлыми облаками;
  • февраль – месяц снегопадов и метелей, фон синий с темными тучами и снежинками.

Зима по месяцам

Весенние изменения в природе выраженные:

  • март – дерево пока без листьев, но фон светлый, внизу темно-коричневая «почва» без снега;
  • апрель – на дереве мелкие бледно-зеленые листочки;
  • май – на ветвях крупные ярко-зеленые листья, внизу весенние цветы.

Весенние изменения в природе

Лето – пора цветов, ягод, грибов. Это отражается на карточках:

  • июнь – дерево с пышной зеленой листвой, белыми и розовыми цветочками;
  • июль – дерево с зеленой кроной, а внизу крупные летние цветы с алыми лепестками;
  • август – зеленые листья и спелые яблоки на ветках, внизу цветы с бордовыми лепестками.

Картинка лета для детей

Помимо описанных выше карточек, следует сделать набор из крупных лепестков, окрашенных соответственно преобладающим на картинках цветам: сентябрь – желтый, октябрь – рыжий, ноябрь – бурый, декабрь – темно-синий, январь – светло-синий, февраль – синий, март – коричневый, апрель – бледно-зеленый, май – ярко-зеленый, июнь – розовый, июль – алый, август – бордовый.

В процессе игры, чтобы закрепить представления о месяцах и изменениях природы, дети формируют пары: соединяют отдельные листки с изображениями дерева.

Также можно организовать подвижную игру. Играют 12 человек. Дети разбирают карточки с изображением дерева. По команде ведущего становятся в ряд так, чтобы месяцы на картинках шли в правильной последовательности.