«Мой, моя, мое, мои» – игра для развития грамотной речи у дошкольников
Дидактическая игра «Мой, моя, мое, мои» предназначается для обучающих занятий в детском саду и в домашних условиях. Маленькие дети нередко запутываются, сочетая местоимения с существительными, но у 5-7-летних дошкольников такой речевой проблемы уже быть не должно. Настольная обучающая игра формирует у детсадовцев старшей возрастной группы умение грамотно сочетать слова по родам.
Дидактическая игра «Мой, моя, мое, мои»
Занятие, проводимое в форме лото, предназначено для дошкольников 5-7 лет, может быть индивидуальным или групповым, но с участием не более 4 детей.
Цель дидактической игры «Мой, моя, мое, мои» – формирование навыка грамотного сопоставления местоимений с существительными.
Посредством игры удается:
- сделать речь ребенка более грамотной;
- расширить словарный запас, стимулировать включение новых слов в разговорную речь;
- развить внимание, речевые навыки, память, мыслительную способность;
- улучшить моторику пальцев рук;
- воспитать способность к плодотворной коллективной работе.
Для игры необходимо подготовить 4 карточки-лото с пустыми прямоугольными «окошками» для каждого из рассматриваемых местоимений. Также распечатать, вырезать, ламинировать картинки, размером соответствующие «окошкам» в лото. Они должны в равном количестве делиться на 4 группы, изображая объекты женского, мужского, среднего рода, множественного числа.
Ход занятия
Взрослый берет картинку, показывает воспитаннику, спрашивает, что изображено. Ребенок называет предмет, который видит, дополняя ответ местоимением, затем кладет карточку в правильную ячейку лото. Например:
- «чашка» – «чья?» – «моя»;
- «стул» – «чей?» – «мой»;
- «одеяло» – «чье?» – «мое»;
- «бусы» – «чьи?» – «мои».
Если игра проводится в детсаду, то можно прикрепить карточки-лото к настенному стенду, а воспитанникам раздать картинки, чтобы те крепили их к ячейкам с объяснением выбора.
Существуют несколько способов проведения дидактической игры для развития речи:
- Педагог просит у воспитанника назвать объекты мужского рода, для которых применимо местоимение «мой» (дом, кот, медведь, карандаш, мяч и прочие). Объекты женского рода с местоимением «моя» (собака, тетрадь, кукла, ложка). Объекты среднего рода с местоимением «мое» (дерево, одеяло, мыло, зеркало, платье). Предметы множественного числа, для которых применимо «мои» (очки, брюки, часы, босоножки, серьги).
- Воспитатель предлагает воспитаннику распределить картинки по кучкам в соответствии с родом существительного. При этом ребенок должен называть изображенные предметы вслух с местоимением.
- Если воспитанников много, лото можно разделить не только по родам, но и по присутствующим в словах согласным. Количество согласных подбирается по числу участников. Картинки окрашены в соответствии с рассматриваемым звуком. Например, для звука «Л»: мой – лук, клубок, колокол, слон; моя – клумба, ладонь, ель, лодка; мое – яблоко, платье, лето, крыло; мои – туфли, лапы, пчелы, желуди. Для звука «Ж»: мой – жук, жираф, дождь, пиджак; моя – пижама, лужа, ложка, одежда; мое – мороженое, желе, ружье, жало; мои – джинсы, ножницы, лыжи, сыроежки. Разложив карточки по ячейкам, дети определяют звук, присутствующий в словах, составляют предложения.
Игра увлекательная, интересная, дети охотно раскладывают картинки по «окошкам». Развитие речи, внимания, памяти происходит в игровой форме быстро и легко.
Спасибо. Полезно.