Каталог музыкальных игр на тему «Осень» для всех возрастных групп дошкольников

Осенние музыкальные игры в детском саду — средства улучшения музыкального слуха и чувства ритма. В процессе игр у дошкольников развивается способность образно мыслить, эмоционально отзываться на мелодии и слова. Занятия улучшают память, положительно влияют на психоэмоциональное состояние, способствуют физическому развитию ребенка, расширяют его кругозор по темам «Осень», «Урожай».

Музыкальная игра «Осень» в младшей группе

Предлагаем несколько музыкальных игр для дошколят 2–3 лет. Все представленные дидактические игры могут использовать воспитатели детсадовских групп и другие педагогические специалисты. Игры могут иметь просто музыкальное сопровождение для поддержания ритма, а могут сопровождаться песенками. Во втором случае песенные тексты дети должны выучить заранее.

Листочки

Для игры, которую можно использовать как дыхательную гимнастику, необходимы собранные во дворе и высушенные осенние листья. Они должны быть примерно одинакового размера, чтобы игра была справедливой.

Педагог раскладывает листья на столешнице перед игроками. Под динамичную музыку каждый игрок начинает интенсивно дуть на лежащий перед ним листок. Победителем становится ребенок, первым сдувший свой лист со стола.

Зонтики

Для игры требуется присутствие родителей. Нужны зонтики двух цветов: красного и синего.

Под музыкальное сопровождение ребята начинают танцевать. Мамы, держащие раскрытые зонтики, тоже двигаются по игровой площадке. Когда музыка прерывается, мальчики должны подбежать к родителю, держащему синий зонтик, а девочки должны спрятаться под красный зонтик.

Зонтики

Собери листок

В соревновательной игре ребята участвуют попарно. Для занятия нужны изображения кленовых листьев, разрезанные на несколько произвольных частей.

Педагог включает плавную музыку, игроки сразу приступают к складыванию изображения по принципу пазлов. Побеждает игрок, опередивший товарища, правильно собравший картинку. Если оба игрока затрудняются, воспитатель выключает музыкальное сопровождение. Ребята сразу должны прекратить работу. В этом случае побеждает тот, у кого более закончено изображение.

Собери листок из частей

В калошах по лужам

Участие в этой соревновательной игре тоже попарное. На игровой площадке нужно очертить контур лужи. Если на полу лежит ковер, за лужу можно принять его.

Педагог включает динамичную музыку. Двое соревнующихся ребят надевают калоши большого размера, бегут в них до противоположного края условной лужи, возвращаются обратно, передают эстафету следующим игрокам. В парах определяется победитель, прибежавший первым.

Круглый ковер

Пугало

Один из детей выбирается на роль огородного пугала. Ему можно надеть шляпу и балахон. Пугало выходит в центр игровой площадки, расставляет руки в стороны. Остальные ребята играют роль птиц, желающих полакомиться осенним урожаем.

Под быструю мелодию ребята начинают бегать по игровой площадке, а пугало пританцовывает. Когда педагог говорит слово «Воробышки!», воспитанники, играющие птиц, должны шустро размахивать руками, чирикать. Когда воспитатель говорит «Вороны!», ребята должны делать плавные взмахи руками, каркать.

Огородное пугало

Осенняя музыкальная игра для средней группы

Представляем каталог музыкальных дидактических игр на тему «Осень» для дошкольников 4–5 лет.

Дождик-озорник

Цель дидактической музыкальной игры — формирование навыка сочетания четкого и ровного пения с ритмичными движениями. Один из игроков выбирается на роль дождика. Можно надеть ему шапочку голубого цвета. Для игры необходима запись песенки «Осень, осень, дождик льет».

Дети образуют хоровод, ребенок-дождик становится в его центр. Под песенку ребята шагают по кругу, напевая заранее выученный текст. В конце песенки игроки хлопают в ладоши. Это сигнал для дождика ловить их. Дети разбегаются. Тот, кого дождик успел схватить, выбывает из этапа игры.

Собери осенние листочки

Педагог раскладывает на полу игровой площадки бумажные кленовые листья 3-х цветов: красного, желтого, оранжевого. Дети играют по очереди по трое. Каждый игрок собирает листья определенного цвета. Когда педагог включает музыкальное сопровождение, все трое приступают к сбору. Когда музыка прерывается, воспитатель подсчитывает количество листочков и правильность их цвета у каждого игрока. Побеждает ребенок, правильно собравший наибольшее количество листьев.

Грибы

Один ребенок выбирается грибником. Ему нужно завязать глаза. Остальные ребята становятся грибами: одни боровиками, другие мухоморами. Желательно сделать соответствующие визуальные метки, например, повесить на шею ребятам карточки с изображениями грибов, или пусть дети наденут на голову красные и коричневые шапочки.

Под динамичное музыкальное сопровождение игроки-грибы начинают бегать по игровой площадке, пританцовывать. При этом они стараются увернуться от грибника, пытающегося их поймать. Когда грибник хватает мухомор, остальные игроки кричат: «Не тот!». А вот схваченный боровик на время покидает игру. Через определенное время музыкальное сопровождение прерывается. Подсчитывается количество пойманных грибником боровиков. Далее грибником становится другой игрок. И так по очереди. В конце игры побеждает грибник, собравший наибольшее количество боровиков за отведенное время.

Не намочи ноги

Педагог раскладывает на полу игровой площадки картонные круги. Они должны находиться на разном расстоянии друг от друга. Игровая задача — «преодолеть лужи по кочкам», добраться с одного края игровой площадки в другой, перепрыгивая с круга на круг под бодрую музыку.

Обручи

Игры с использованием фруктов

Осень ассоциируется со сбором урожая, поэтому рекомендуется проводить музыкальные игры с использованием фруктов и овощей. Вот несколько забавных вариантов, проводимых под веселое музыкальное сопровождение:

  1. В этой игре дети участвуют попарно. Ребята садятся на стулья друг против друга. Каждому воспитатель вручает по мытой и очищенной морковке. Затем завязывает каждому игроку глаза. Игровая задача — накормить морковкой сидящего напротив товарища. Побеждает пара, быстрее соперников съевшая свои морковки.
  2. Дошкольники делятся на две команды. С одной стороны игровой площадки нужно поставить на стулья корзины, с другой — ведерки с водой, в которой плавают сливы. Игрок должен ухватить сливу зубами, перенести ее в корзину. Пользоваться руками нельзя. Побеждает команда, первой справившаяся с задачей.
  3. Для игры нужны два макета дерева. На них необходимо развесить яблоки. Дети делятся на две команды. Педагог завязывает им глаза. Дети нащупывают яблоки, срывают с дерева, кладут в корзину своей команды. Выигрывает команда, собравшая наибольшее количество яблок после прекращения музыкального сопровождения.

Осенняя музыкальная игра для старшей группы

Предлагаем несколько музыкальных дидактических игр для дошкольников 5–6-летнего возраста.

Осенний ручей

Дошкольники становятся в ряд попарно. Игроки в паре держатся за руки, подняв их. Один ребенок остается без пары. Педагог включает плавную музыку, можно песню об осени. Игрок без пары входит в ряд, движется под поднятыми руками, выбирает себе пару, отрывает понравившегося ребенка от товарища, ведет его в конец ручья. Так формируется новая пара. А игрок, оставшийся без товарища, идет в начало ручья, повторяет действия предыдущего игрока.

Затем педагог включает быструю музыку. Ребята действуют аналогично, только в ускоренном темпе. Получается забавно, особенно когда одного ребенка выбирают несколько раз подряд. Он не успевает встать в ряд, как его снова тащат за руку.

Листочек возьми!

Для игры нужно вырезать осенние листья разного цвета и разных видов деревьев, разложить их на игровой площадке. Педагог включает музыку. Дети танцуют, бегают между листьями. Затем педагог говорит, например: «Раз, два, три! Кленовый листочек возьми!». Дети должны схватить только кленовые листья. Танцы продолжаются. Далее воспитатель говорит, например: «Раз, два, три! Желтый листочек возьми!». Игроки хватают только желтые листочки. И далее по такому же принципу.

Собираем грибочки

Для подвижной музыкальной игры нужны вырезанные изображения грибов, корзина и бубенчик. Педагог раскладывает грибы на полу, затем просит воспитанников сложить их ему в корзину. Дети выполняют задание, внезапно воспитатель должен зазвенеть в бубенчик, имитируя звук дождя. Дети должны убежать в условленное место, в другое помещение — в укрытие от дождя. Пока ребята прячутся, воспитатель незаметно разбрасывает изображения грибов.

Вернувшиеся из укрытия дети снова собирают грибочки. Игра продолжается по такому же принципу еще дважды. А на последнем этапе, когда дети прячутся в другом помещении, педагог не разбрасывает бумажные изображения, а ставит посреди игровой площадки большой игрушечный гриб, набитый конфетами. Вернувшись из укрытия, ребята получают угощение за участие в игре.

Грибы

Музыкальные игры на праздник осени

Предлагаем несколько музыкальных дидактических игр, которые тематически соответствуют празднику осени:

  1. Педагог рассыпает на полу бумажные осенние листья. Дети распределяют листочки по разным видам деревьев, затем раскладывают на полу большие осенние веночки: осиновый, кленовый, рябиновый и прочие. Пока дети работают, педагог кладет на стул каждому ребенку определенный осенний листок. Когда ребята завершат работу, воспитатель просит каждого игрока посмотреть, лист какого дерева лежит у него на стуле. Затем педагог включает вальс, под который дети танцуют, кружатся по игровой площадке. Как только музыка прервется, игроки должны впрыгнуть в тот венок, лист с которого лежит у них на стуле.
  2. Воспитатель играет роль Осени, дети — Листочков. Каждый игрок получает по бумажному осеннему листку. Сначала под хороводную музыку дети кружатся с листочками в руках. Затем кладут листья на пол, сами продолжают кружить в хороводе. Когда музыкальная композиция прервется, ребята должны схватить с пола свои листья, пока Осень не сдула их.

Осенняя музыкальная игра для подготовительной группы

Предлагаем музыкальные дидактические игры на осеннюю тематику для дошкольников, готовящихся к поступлению в школу.

Осенние фанты

Для игры нужны бумажные листья разных видов деревьев: осиновые, кленовые, дубовые, березовые, рябиновые. На каждый вид нужно сделать по 3 листочка. Каждый игрок получает по листку.

Педагог подзывает игроков, получивших осиновые листочки. Дает им задание завязать платки на голове. Затем выходят ребята, получившие кленовые листочки. Для них задание — под музыкальную композицию пройтись по протянутому на полу шнурку, не соступив с него. Третьими выходят дошколята с дубовыми листьями. Они должны прочитать стихотворение или спеть песенку про осень. Ребята с березовыми листочками должны сыграть в пантомиму, изобразить под музыку мимикой и жестами то, что скажет педагог. А ребята с рябиновыми листьями должны правильно произнести скороговорки.

Осенние листья

Сбор урожая

Ребята делятся на две команды фермеров. Для игры необходимо подготовить 6 хулахупов, 2 ведерка, 2 лейки, 6 картофельных клубней.

Команды формируют ряды. Первыми в эстафетном ряду становятся три ребенка с хулахупами. Они должны разложить хулахупы вдоль линии движения. Затем становятся три игрока с картофелинами. Их задача — «посадить» картошку, положить клубни внутрь хулахупов. Далее становится игрок с лейкой. Он «поливает» каждую картофелину. Последним бежит игрок с ведром, он «собирает урожай», забирает все клубни. В другой команде распределение аналогичное.

Эстафета проходит под динамичную и веселую мелодию. Побеждает команда, первой справившаяся с заданием.