Игра «На что похоже» для развития воображения и формирования навыка сравнения у детей

Дидактическая игра «На что похоже» — занятие для дошкольников 3–4 лет. Она развивает воображение, творческие, речевые и коммуникативные навыки, логическое мышление и зрительный анализ, расширяет индивидуальный словарь, улучшает моторику и память. Цель дидактической игры «На что похоже» — стимуляция ассоциативного мышления, обучение сравнительному анализу и навыку различения объектов по разным признакам.

Игровые правила

Педагог в игре выступает ведущим, он называет какой-либо одушевленный или неодушевленный объект, а воспитанники должны сказать, на что он похож.

Схожесть можно определять по нескольким признакам: внешнему виду, вкусовым и обонятельным ощущениям, величине, материалу изготовления, предназначению, особенностям функционирования, каким-либо классификационным особенностям, времени возникновения и существования. То есть схожие признаки могут быть обнаружены у совершенно разных на первый взгляд объектов. Когда воспитанник называет предмет, педагог спрашивает, почему игрок считает, что эти объекты схожи.

Можно использовать наглядный материал, особенно при проведении первых игр. Называя предмет, педагог демонстрирует соответствующую картинку.

Возможные примеры

Дидактическая игра «Найди похожее» состоит из вопросов и ответов. Вот варианты, которые может использовать педагог:

  • На что похож светильник? — на зонтик, панаму, колокольчик, солнце, перевернутую чашу;

Светильник

  • А самолет? — на птицу, машину, стрекозу, аэроплан;

Самолет

  • Полумесяц на небе? — на серп, радугу, коромысло, широкую улыбку, бровь, рога быка;

Полумесяц

  • Дождь? — на слезы, полив из лейки, рассыпающиеся бусины, падающий снег, душ;

Дождь

  • Черпак? — на зонтик, лопатку, экскаваторный ковш, ведерко, ступу, пригоршню, корзину;

Черпак

  • Кактус? — на ежа, игольницу со швейными иголками, розовый куст с шипами;

Кактус

  • Карандаш? — на палку, ручку для письма, шест, копье, ствол дерева, спицу;

Карандаш

  • Метла? — на художественную кисточку, хвост животного, куст, лопату, швабру;

Метла

  • Светофор? — на робота, коробку акварельных красок, радугу;

Светофор

  • Швейная игла? — на гвоздь, шприц, булавку, клинок, стержень, хвоинку, шип, кнопку;

Швейная игла

  • Облако? — на вату, сливочную пенку, вспененный шампунь, туман, молоко, сугроб;

Облако

  • На что похож мяч? — на клубок ниток, планету, теннисный волан, солнце, колесо, яблоко.

Мяч

Другой вариант игры

Для младшей и средней группы детского сада подходит другая игра «Найди похожую фигуру». Для занятия необходимо подготовить карточки, изображающие разные геометрические фигуры: цельные — круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат, многоугольник, и половинчатые — полукруг, трапеция. Также нужны изображения неодушевленных и одушевленных объектов.

Педагог раскладывает геометрические фигуры и изображения объектов на игровом столе. Указывает на определенный предмет, просит игрока сказать, какой он формы. Например, дыня — она овальная. Воспитанник указывает пальчиком на фигуру овал. Далее педагог просит найти среди изображенных объектов те, что имеют аналогичную форму. Воспитанник указывает на огурец, зеркало, яйцо, мыло, бочку, шишку.

Или, например, мяч — он круглый. Ребенок указывает на круг, затем находит среди изображений яблоко, циферблат, солнце, пуговицу, тарелку, планету, колесо, пончик.

Найди похожую фигуру

Игру можно организовать немного иначе. Разложить только карточки с геометрическими фигурами, предметные изображения сложить в кучу. Затем попросить игрока распределить картинки объектов по геометрическим картинкам. Если игроков несколько, каждый ребенок по очереди берет по одному предметному изображению, называет соответствующую фигуру, кладет картинку на нее.

Такой вариант игры полезен для формирования математических представлений. Дошкольники запоминают геометрические формы и их названия, учатся их различать.