Варианты дидактической игры «Наряди елочку» для всех возрастных групп детского сада
Дидактическая игра «Наряди елочку» — эффективный способ развития восприятия окружающего мира у дошкольников. Представленные игры для разных возрастных групп способствуют интеллектуальному, сенсорному и эстетическому развитию детей, тренируют память и способность к логическому мышлению. Использовать эти игры можно в индивидуальной и групповой работе с дошкольниками.
Дидактическая игра «Украсим елочку» в младшей группе
Игра предназначена для дошкольников 3–4 лет. Она учит различать цвета основной палитры и геометрические фигуры, распределять объекты по окраске, накладывать их друг на друга, тренирует моторику пальцев рук, развивает воображение.
Для игры необходимо предварительно изготовить из любого удобного материала зеленого цвета треугольную плоскостную елочку. Также нужно сделать много елочных шариков 4-х основных цветов: красного, желтого, зеленого, синего. Перед игрой желательно побеседовать с ребятами на тему новогодних праздников. Можно почитать соответствующие стихотворения и рассказы с иллюстрациями.
Организовать игру можно 2-мя способами:
- Педагог в произвольном порядке раскладывает на столе шарики всех цветов. Просит воспитанников выбрать шарики определенного цвета, например, красного, украсить елку только ими. Дети отбирают шарики нужного цвета, прицепляют их на елочку.
- Педагог предлагает ребятам украсить елку разноцветными шариками. Каждый ребенок по очереди берет шарик, называет вслух его цвет, только затем кладет на елочку.
Укрась елочку по образцу
Эта игра подходит для дошколят средней группы. Для этой дидактической игры необходимо вырезать из зеленой драповой ткани довольно большую елочку, наклеить ее на картонную основу. Чтобы детям было удобно играть с такой елкой, можно положить ее не на стол, а на пол. Елка должна состоять из 4-х лапок. На лапках и макушке деревца нужно изобразить цифры от 1 до 5. Также необходимо вырезать из фетровой ткани разных цветов елочные игрушки разных геометрических форм, в том числе сделанные в виде цифр.
Цель дидактической игры «Укрась елочку» — закрепление представлений об основных цветах и геометрических формах.
Задачи:
- формирование навыка соотношения объектов по цветам и формам;
- совершенствование начальных математических знаний, знакомство с цифрами;
- закрепление представлений о геометрических фигурах;
- сенсорное развитие, тренировка мелкой моторики;
- улучшение пространственной ориентации, концентрации внимания;
- развитие памяти, мыслительных и речевых способностей.
Педагог демонстрирует воспитанникам изготовленную елочку, предлагает ее украсить к празднику. Чтобы украшения на елке получились самыми красивыми, ребятам нужно выполнить несколько заданий:
- Педагог просит ребят украсить еловую лапку №1 треугольными игрушками, лапку №2 круглыми, макушку №3 квадратными, лапку №4 овальными, а лапку №5 прямоугольными.
- Ребята должны украсить лапки и макушку в такой же очередности, только уже выбирая игрушки зеленого, красного, желтого, оранжевого, синего цвета.
- Дошколята должны украсить макушку и лапки елки по вышеописанному образцу, только с использова
- нием игрушек в виде цифр от 1 до 5. Украшение в виде цифры должно соответствовать номеру еловой лапки.
Дидактическая игры «Наряди елочку» на автоматизацию звуков
Эта дидактическая игра подходит для дошкольников старшей группы, а также для детей, занимающихся у логопеда в коррекционной группе. Использовать игру могут родители, которые должны проводить с ребенком коррекционные занятия в домашних условиях по рекомендации логопеда. Воспитатели детсадовских групп используют игру, чтобы автоматизировать произношение поставленных звуков у ребят.
Цель игры — дифференциация и автоматизация звуков в словах.
Задачи:
- совершенствование фонематического слуха;
- коррекция звукопроизношения;
- обучение слоговому делению слов;
- совершенствование плоскостной ориентации;
- развитие математических навыков, закрепление счета.
Педагог подзывает ребят к заранее изготовленной елке, предлагает нарядить ее к Новому году, но не простыми игрушками, а волшебными. Для игры нужно сделать елочные игрушки в виде разных объектов, названия которых подходят для логопедических задач.
Сначала педагог просит выбрать игрушки, в названиях которых имеется звук «с». Дети выбирают игрушки, поясняют свой выбор: медленно, по слогам произносят название, интонационно выделяя нужную фонему. Когда ребята выберут все варианты со звуком «с», педагог просит найти игрушки, в названии которых эта фонема стоит в первом слоге. Например, снежника, снеговик, самолет, снегирь, сердечко. Затем игрушки, у которых звук стоит в середине или конце слова: браслет, носок, лиса, компас. Аналогично можно организовать задание для других звуков.
Далее педагог предлагает воспитанникам найти игрушки, названия которых состоят из 2-х слогов. Дети выбирают, а для проверки правильности выбора хлопают в ладоши, проговаривая слоги. Затем воспитатель предлагает найти слова, в которых 3 слога, один слог. Пусть ребята подсчитают количество слов с одним, 2-мя и с 3-мя слогами, скажут, каких игрушек больше. Затем пусть прицепят игрушки с одним слогом на макушку елки, с 2-мя — в середину, а с 3-мя — на нижнюю часть дерева.
Воспитатель просит найти на елке игрушки, в названии которых есть несколько одинаковых звуков. Например, шишка, кукла, звездочка, колокольчик.
Можно поиграть в игру по принципу «четвертый лишний». Педагог указывает детям на четыре игрушки, спрашивает, какая из них лишняя. Принцип отбора может быть разным. Например, в одном слове определенный звук стоит в начале, а в остальных трех в конце. Или в одном слове два одинаковых звука, в остальных трех по одному.
Еще можно предложить дошколятам провести фонематический анализ слов. Пусть скажут, сколько гласных и согласных звуков в определенных словах, сколько мягких и твердых.
Педагог объясняет, что после новогодних праздников с елочки положено снимать украшения, прятать до следующего Нового года. Пусть ребята снимут первыми игрушки, в которых есть определенный звук, например, «с». Потом игрушки, в которых есть другой звук, например, «к», и так далее. Либо можно предложить воспитанникам сначала снять игрушки с одним слогом, потом с 2-мя, 3-мя.
Важно, чтобы при выполнении заданий ребята четко вслух проговаривали слова и слоги. Для игры нужно подбирать только те игрушки, в названиях которых имеются поставленные фонемы, которые нужно отработать, автоматизировать.