Образовательные и развивающие игры «Насекомые» для всех дошкольных возрастных групп

Дидактические игры на тему «Насекомые» — средство расширения представлений об окружающем мире, воспитания интереса к природе и правильного отношения к живым существам. Занятия улучшают речевые навыки и зрительное восприятие, расширяют индивидуальный тематический словарь, учат логически мыслить. Игры могут использовать детсадовские педагоги, логопеды, дефектологи для индивидуальной и групповой работы, а также родители для домашних занятий с ребенком.

Дидактические игры «Насекомые» в младшей группе

Игры, предназначенные для детсадовцев 3–4-летнего возраста, знакомят с распространенными насекомыми, формируют навык анализа, синтеза и комбинирования, развивают творческие способности.

Найди лишнее

Игра закрепляет представление о разнообразии мира насекомых.

Педагог раскладывает перед воспитанниками по 3 карточки, на которых изображены живые существа. Один представитель фауны лишний, то есть не относится к насекомым. Игроки должны вычислить, кто лишний.

Вот несколько примеров для игры:

  • пчела, синица, майский жук, кузнечик;

Найди лишнее

  • жаба, оса, мотылек, муравей;

  • божья коровка, стрекоза, комар, гадюка.

4 лишний

Сложи пазлы

Для игры необходимо подготовить картинки знакомых дошкольникам насекомых, разрезать на несколько частей по принципу пазлов. Задача играющего — составить изображение из частей, рассказать, кто изображен, что известно об этом представителе фауны. Картинки можно разрезать на разное количество частей — от 4 до 8 — в зависимости от предполагаемой сложности задания.

Собери картинку из частей

Сложи пазл

Собери насекомое из частей

Выложи бабочку

Игра развивает конструктивный навык. Для нее необходимо подготовить счетные палочки. Также можно собрать палочки от мороженого. Также требуется схематическое изображение бабочки, выполненное из линий. Задача дошкольника — сделать из палочек бабочку по предложенной схеме.

Кто оставил эту тень?

Для игры нужно подготовить картинки насекомых и их же силуэтные изображения. Задача играющего — подобрать тень к каждому объекту, назвать его видовую принадлежность и особенности жизнедеятельности.

Чья тень?

Найди тень насекомого

В чем ошибся художник?

Игра совершенствует концентрацию внимания и зрительное восприятие, закрепляет представление о том, как выглядят живые существа.

Для занятия необходимы образные и сюжетные картинки насекомых с ошибками. Например, дождевой червяк пьет нектар на цветке, или у жука не шесть, а восемь лапок. Дошкольник должен, внимательно рассмотрев иллюстрации, сказать, какие ошибки допустил художник.

Что перепутал художник

Дидактические игры «Насекомые» в средней группе

Предлагая дидактические игры детсадовцам 4–5-летнего возраста, нужно делать упор на совершенствование логического и творческого мышления, на обогащение индивидуального словаря и развитие лексических навыков.

Угадай насекомое

Игра расширяет представление о жизнедеятельности насекомых, об их характерных внешних и поведенческих признаках, воспитывает заботливое отношение к природному миру.

Воспитанники разбиваются на 2 группы. Игроки из одной группы по очереди описывают насекомое, а дети из другой группы пытаются угадать, о ком речь. Затем игроки меняются: вторые дают описание, первые угадывают.

Много насекомых

Игра учит образовывать родительный падеж существительных. Педагог называет насекомое, воспитанник предполагает, как будет звучать слово, если представителей фауны много.

Например:

  • стрекоза — много стрекоз;
  • оса — много ос;
  • комар — много комаров;
  • червяк — много червей;
  • мотылек — много мотыльков.

Один-много

Опиши насекомое

Игра помогает обогатить индивидуальный словарь дошкольников прилагательными.

Для занятия требуются изображения знакомых детсадовцам насекомых. Педагог демонстрирует иллюстрацию, воспитанники по очереди называют это существо характерными эпитетами.

Вот несколько примеров:

  • оса — быстрая, полосатая, черно-желтая, жалящая, опасная, летающая;
  • бабочка — красивая, пестрая, безобидная, крылатая, порхающая;
  • таракан — вредный, живучий, рыжий, усатый, шустрый, прожорливый.

Опиши насекомое

Подрисуй вторую половину

Игра формирует целостное восприятие, учит плоскостной ориентации и построению симметричных образов.

Для занятия нужно подготовить изображение на тетрадном листе в клетку. На нем необходимо нарисовать прямыми линиями схематичный образ левой половины жука. Задача дошкольника — изобразить точно такую правую половину, ориентируясь на схему. Ребенку нужно объяснить, что у него должно получиться зеркально отраженное изображение.

Дорисуй вторую половину

Кто это делает?

Педагог называет действие, а воспитанники должны предположить, кто так делает.

Например:

  • кто стрекочет — саранча, кузнечики;
  • кто жужжит — шмели, жуки;
  • кто ползет — червяки, гусеницы, многоножки;
  • кто пьет нектар — бабочки;
  • кто делает мед — пчелы;
  • кто роится — мошки, комары;
  • кто строит домики — муравьи, термиты, осы, пчелы.

Кто это делает?

Дидактические игры «Насекомые» в старшей группе

Детсадовцы 5–6-летнего возраста посредством игр узнают больше об особенностях жизнедеятельности насекомых, учатся их классифицировать. В этой возрастной категории важность представляет физическое и интеллектуально-речевое развитие, расширение словарного запаса.

Что как движется?

Игра формирует представление о том, какое насекомое как передвигается.

Дети образуют круг, педагог становится в его центр. Назвав способ движения, он бросает мяч ребенку. Игрок должен быстро назвать насекомое, передвигающееся таким способом. Например: ползает кто — червяк, порхает кто — бабочка, бегает кто — таракан. Если игрок затрудняется с ответом, или если отвечает неправильно, то покидает круг. Победитель игры — последний оставшийся ребенок.

Мяч

На лужайке

Цель игры — уточнение и расширение тематического словаря, закрепление навыка употребления предлогов при формировании предложений.

Для занятия нужны изображения насекомых и разных частей растений: листьев, веток, цветков, травинок и прочих. Педагог раскладывает иллюстрации растений на столе, а картинки насекомых раздает воспитанникам. Дети должны правильно, как это бывает в природе, разместить живых существ на частях растений. Например, пчелу нужно положить на цветок, гусеницу — на листок. Разложив насекомых, воспитанники составляют предложения. Например: «Бабочка сидит на цветке», «Кузнечик спрятался под листком».

Размести насекомых на частях растений

Насекомые

Цель дидактической игры «Насекомые» — закрепление навыка видовой классификации.

Дошкольники формируют круг, педагог становится в его центр. Он бросает мяч игроку, произносит фразу «летающее насекомое». Ребенок, поймавший мяч, должен назвать существо с крыльями, способное летать. Например, комар. Затем этот же ребенок бросает мяч другому игроку, тот тоже должен назвать летающий вид. Например, муха. И так далее, пока не ответят все игроки.

На следующем этапе игры педагог задает другую видовую категорию: «ползающее насекомое». Затем «прыгающее», «плавающее», «подземное».

Кто летает?

Кто ползает?

Лесной улей

Это подвижная игра для беговой тренировки и общего физического развития.

Игроки разбиваются на две команды. Одни — «медвежата», другие — «пчелы». Вторые садятся на скамейку — это импровизированный улей. По команде педагога «пчелы» отправляются за нектаром, бегают по игровой площадке. В то же время «медвежата» занимают опустевшую скамейку — разоряют улей. Педагог дает сигнал «пчелам», те спешат в «улей». За это время «медвежата» должны успеть сбежать. Если «пчела» поймала «медвежонка», то считается, что она его ужалила. Этот игрок выбывает из команды, на следующем этапе не участвует в вылазке за медом.

Лесной улей

Дидактические игры «Насекомые» в подготовительной группе

Детсадовцы подготовительной группы готовятся к поступлению в начальную школу. Следовательно, при организации дидактических игр нужно делать упор на развитие лексических навыков и расширение тематического словаря.

Назови одним словом

Игра учит образовывать сложные составные прилагательные. Педагог начинает фразу, а воспитанники пытаются продолжить подходящим эпитетом:

  • у мотылька большие крылья, поэтому он… большекрылый;
  • у паука длинные ножки, значит, он… длинноногий;
  • у мухи большие глаза, поэтому она… большеглазая;
  • у стрекозы узкие крылья, значит, она… узкокрылая;
  • у червяка длинное тело, он… длиннотелый;
  • у таракана длинные усики, значит, он… длинноусый.

Части тела

Игра учит образовывать притяжательные определения от существительных. Педагог задает вопрос с употреблением слов «чей, чья, чье», а воспитанники отвечают:

  • лапки таракана — тараканьи;
  • голова муравья — муравьиная;
  • крыло стрекозы — стрекозиное;
  • усик шмеля — шмелиный;
  • глаз мухи — мушиный;
  • брюхо сверчка — сверчковое.

У кого чего нет?

Игра закрепляет навык формирования родительного падежа. Педагог спрашивает, без чего насекомое, дети отвечают:

  • муха без чего… крыльев;
  • кузнечик без… ножек;
  • мотылек без… усиков;
  • бабочка без… хоботка;
  • стрекоза без… глаз;
  • божья коровка без… пятнышек.

Чтобы воспитанники понимали, об отсутствии какой части тела говорить, следует демонстрировать им соответствующие изображения: муху без крыльев, кузнечика без ножек и прочие.