Каталог дидактических игр по теме «Неделя» для старших дошкольников
Дидактическая игра «Дни недели» – образовательное пособие для старших возрастных групп детского сада. Задания можно применять для групповых занятий и для индивидуального обучения дошкольников 5-7 лет. Игры из каталога, формирующие представление о течении времени, пригодятся родителям и педагогам. Они расширяют индивидуальный словарь, улучшают моторику пальцев рук и тактильное восприятие, развивают память, концентрацию внимания, творческое мышление.
Содержание
Цели и задачи
Цели дидактических игр – формирование представлений о времени, которое укладывается в рамки недели, закрепление временных терминов.
Задачи:
- формирование навыка последовательного перечисления дней;
- обучение различению временных понятий «сегодня», «вчера», «позавчера», «завтра», «послезавтра» и прочих;
- формирование представления о том, что неделя делится на рабочие и выходные дни;
- воспитание любознательности, уважительного отношения к окружающему миру;
- закрепление навыка продуктивной совместной работы, воспитание дружелюбия, усидчивости.
Дидактические игры «Дни недели» в старшей группе
Представляем игры для воспитанников 5-6 летнего возраста. Дошкольники учатся в правильной очередности называть дни. С помощью игр у них формируется представление о названиях дней, временных терминах, основной палитре, навык порядкового и количественного счета.
Дидактическая игра «Живая неделя»
Для игры подготовьте карточки с изображением цифр от 1 до 7 и бодрую музыкальную композицию. Есть два варианта игры:
- Раздайте воспитанникам карточки. Включите музыку, под которую дети бегают, танцуют. Как только музыкальное сопровождение прервется, игроки должны построиться в ряд в очередности, соответствующей неделе. Каждый ребенок в ряду называет свой день. Далее дети меняются карточками, игра продолжается.
- Разделите воспитанников на группы, в каждой 7 человек. Для каждой группы выделите столик. Положите на столики карточки так, чтобы изображенные цифры смотрели вниз. У каждой карточки свой цвет. Включите музыкальное сопровождение, под которое игроки бегают, танцуют. Когда музыка прервется, дети подбегают к своим столикам, хватают по карточке, смотрят, какая цифра им досталась, выстраиваются соответствующим образом.
Волшебный цветок
Для игры вырежьте из картона цветок с 7-ю лепестками. У каждого лепестка свой цвет, соответствующий радужной палитре. Продемонстрируйте цветок воспитанникам, расскажите им, что он волшебный, ведь только у волшебных цветов все лепестки разного колера. Попросите воспитанников посчитать, сколько лепестков. Когда дети ответят «семь», предложите им вспомнить, что еще бывает в таком количестве. Если игроки затрудняются, намекните им, что у радуги 7 цветов, а в неделе 7 дней.
Далее игра строится поэтапно:
- Попросите детей назвать дни недели в правильном порядке. При этом указывайте пальцем на лепестки по очереди.
- Незаметно от игроков загните один из лепестков. Дети должны вычислить, какой цвет исчез, назвать соответствующий день недели.
- Указывайте на лепестки, просите назвать соседние. Например, при указании на «вторник» и вопросе «а завтра…» дети должны ответить «среда». Или: «пятница, а вчера… четверг».
Гномики
Для игры подготовьте изображения 7 забавных гномиков, колпаки у них должны быть радужными и приближены к определенной геометрической форме: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, шестиугольник, трапеция. Также сделайте из картона 7 соответствующих колпачкам геометрических фигур и изображение домика с 7-ю дверцами радужных цветов.
Игра проводится в 4-х вариантах:
- Выстройте гномиков в ряд. Назовите их днями недели. Когда воспитанники закроют глаза, спрячьте одну фигурку. Открыв глаза, дети говорят, какой день исчез.
- Когда игроки закроют глаза, поменяйте гномиков местами. Открыв глаза, дети расставляют фигурки в правильном порядке.
- Разложите перед детьми геометрические фигуры. Попросите подобрать для каждого колпака гномика подходящую по форме и цвету фигуру.
- Продемонстрируйте игрокам изображение сказочного домика. Попросите назвать, в какую дверцу должен войти каждый гном.
Веселая неделя
Для игры сделайте из картона круг, разделите его диагонально на 7 частей. Каждую часть окрасьте в свой цвет радуги, напишите соответствующую цифру. Также вырежьте два изображения пчел: одна работает, летит с нектаром, вторая сложила крылышки, чтобы отдохнуть. Сзади к пчелам и недельному кругу прикрепите магниты.
Игра длится неделю. Каждый день, приходя в детсад, дети сдвигают пчел на соответствующий день. Причем работающую пчелу необходимо сдвигать только на рабочие дни, отдыхающую – на выходные. Цель игры – сформировать у дошкольников представление о рабочих и выходных днях.
Подготовительная группа
Для дошкольников 6-7 лет предусмотрены более сложные игры образовательной направленности, развивающие логику и мыслительные способности.
Прятки
Расскажите воспитанникам, что дни недели захотели сыграть в прятки. Но есть подсказка, позволяющая быстро их найти. Каждый из них спрятался за предметом или в помещении, название которого начинается с той же буквы, что и день. Называйте этот предмет, а дети должны угадать день.
Например:
- за партой спрятался… понедельник;
- за вешалкой… вторник;
- за скамейкой… среда;
- на чердаке… четверг;
- в прихожей… пятница;
- за стулом… суббота;
- в ванной… воскресенье.
Назови слово
Для игры нужен мяч. Бросайте его играющим по очереди, задавая вопросы такого типа:
- в понедельник мама работает, а в воскресенье… отдыхает;
- за средой следует… четверг;
- вторник – это сегодня, а среда – это… завтра;
- сегодня наступила пятница, а вчера был… четверг.
Вычисли день недели
Игра строится в форме развернутых вопросов, связанных с вымышленным сюжетом. Например: «Семья отправилась за город отдыхать во вторник. Вернулась домой через два полных дня. Когда семья оказалась дома?». Дети подсчитывают, выдают ответ: «В пятницу».
Для изучения месяцев, рекомендуется дидактическая игра «Месяцы года», позволяющая дошкольникам быстро запомнить названия 12-ти месяцев, сформировать представление о цикличности природных изменений.
Мне ОЧЕНЬ понравилась игра Весёлая неделька:-)