Картотека дидактических игр по теме «Обувь» для всех дошкольных возрастных групп

Дидактические игры по теме «Обувь» — средство расширения знаний об окружающем мире, закрепления представлений о видах и назначении обуви. Представленные в картотеке игры способствуют речевому и интеллектуальному развитию, расширяют кругозор и словарный запас, учат анализировать, сопоставлять, делать выводы, грамотно отвечать на вопросы, выполнять самостоятельную и коллективную работу.

Дидактические игры «Обувь» в младшей группе

Дошколятам младшей группы можно предложить игры в форме лото. Для занятия нужно подготовить 4 игровых поля, разбитых на 6 квадратных секторов, в которых изображены разные виды обуви. Эти изображения должны соответствовать видам обуви на 24-х маленьких картинках.

Дидактическая игра закрепляет представления о разнообразии обуви, формирует навык различения и нахождения нужных вещей. В форме лото аналогичным образом может быть организована дидактическая игра «Одежда» и «Головные уборы».

Педагог раздает воспитанникам игровые поля. Затем поочередно вытаскивает из коробки маленькие карточки, называет изображенный вид обуви. Дети ищут на игровых полях аналогичное изображение. Игрок, нашедший на своем поле такую же картинку, поднимает руку, берет маленькую карточку, кладет ее на соответствующий сектор. Игра продолжается, пока у одного из игроков не заполнится все игровое поле. Этот игрок становится победителем.

Карточки обуви для детей

Дидактические игры «Обувь» в средней группе

Дошкольникам средней возрастной группы можно предложить игру «Четвертый лишний». Для занятия необходимы карточки, изображающие разные виды обуви и одежды.

Педагог раскладывает перед ребенком 4 карточки. Игрок, внимательно посмотрев на изображения, должен сказать, какое из них лишнее, аргументировать мнение.

Вот несколько примеров для понимания принципа игры:

  • босоножки, куртка, сапоги, кроссовки;
  • майка, джинсы, шлепанцы, шорты;
  • кроссовки, кеды, бутсы, туфли;
  • босоножки, сапоги, валенки, угги;
  • ботинки, кеды, сапоги, тапки.

Четвертый лишний

Найди лишнее

Проводя игру, желательно одновременно беседовать на тему обуви. Ребята должны усвоить, что бывает женская, мужская и детская обувь. Что по ношению в определенный сезон года она бывает зимней, летней, демисезонной. По назначению — уличной, спортивной, домашней. Пусть дошкольники порассуждают, зачем людям обувь, почему разные ее виды различаются по внешнему виду и материалам изготовления.

Дидактические игры «Обувь» в старшей группе

С дошкольниками старшей группы можно провести интерактивные игры с использованием слайдов.

Составь пары

На слайде изображены вразнобой предметы обуви и одежды. Задача игры — подобрать к каждому виду одежды подходящую обувь. Например, педагог указывает на вечернее платье, спрашивает: «Что подойдет под платье?». Дети отвечают, что подойдут туфли. Или: «Что можно надеть под спортивный костюм?». Ребята отвечают, что можно надеть кроссовки. Важно, чтобы в процессе игры у детей сформировалось понимание того, что обувь имеет разное назначение, что нужно правильно выбирать, что, где и с чем носить, чтобы не выглядеть смешно и нелепо.

Составь пары

Подбери к костюму подходящую обувь

Кто носит обувь?

На слайде изображены вещи для мужчин, женщин и детей. Педагог акцентирует внимание на том, что все люди обуваются. Затем спрашивает, как называется обувь, которую надевают мужчины. Ребята отвечают, что она называется «мужская». Которую носят женщины — «женская». А которая предназначена для детей — «детская». Нужно подчеркнуть воспитанникам, что они носят детскую обувь.

Когда мы носим обувь?

Педагог напоминает воспитанникам, что носить обувь положено круглый год. Поэтому она различается по внешнему виду и материалам производства, чтобы во все сезоны в ней было комфортно.

На первом слайде изображены зимние виды. Педагог спрашивает, как называется такая обувь. Дети отвечают, что она называется «зимняя». Затем перечисляют изображенные на слайде виды: сапоги, угги, валенки, ботинки.

На втором слайде изображены летние виды. Педагог задает аналогичный вопрос, как называется эта обувь. Дошколята перечисляют изображенные виды: босоножки, шлепанцы, сандалии, туфли.

На третьем слайде представлена осенняя обувь. Ребята перечисляют изображенные виды: ботинки, сапоги, резиновые сапожки, лоферы, мокасины.

На четвертом слайде изображена весенняя обувь. Педагог должен обратить внимание дошкольников, что виды для весны и осени практически не различаются, что связано со схожестью погодных условий. Дети должны запомнить, что такая обувь называется демисезонной.

Какую мы носим обувь?

Педагог напоминает ребятам, что обуваться приходится везде: в помещении, при выходе на улицу, а также при определенных занятиях, например, спортивных.

Воспитатель спрашивает, как называется обувь, предназначенная для занятий спортом. Воспитанники отвечают, что она называется «спортивная». На слайде появляются виды, предназначенные для разных спортсменов. Педагог спрашивает, что обувают бегуны. Дети отвечают, что это кроссовки. Что обувают конькобежцы, хоккеисты и фигуристы — коньки. Что обувают футболисты — бутсы.

Воспитатель интересуется, во что мы обуты, когда ходим по дому. Дети отвечают, что они обувают тапки, шлепанцы. Как называется такая обувь — домашней. Дошкольники должны уяснить, что домашняя обувь самая комфортная, мягкая, уютная.

Педагог спрашивает, во что мы обуваемся, когда выходим на улицу. Ребята перечисляют: туфли, ботинки, лоферы, босоножки, сапоги и прочее. Называется такая обувь уличной.

Подготовительная группа

С дошкольниками, готовящимися к поступлению в школу, можно провести игру «Количество, признак, предмет». Игра предназначена для совершенствования лексического и грамматического строя речи, ее могут использовать логопеды для занятий с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения. Возможны и групповые, и индивидуальные занятия.

Цель дидактической игры — обучение согласованию порядковых числительных и прилагательных с существительными, составлению сложных предложений, сравнению предметов по нескольким признакам, а также активизация мыслительных процессов, развитие ассоциативного и логического мышления.

Для проведения игры нужны карточки, представляющие собой разбитые на четыре сектора ряды. В каждом ряду в первом секторе должна изображаться цифра, в другом — квадрат определенного цвета, в третьем — два символичных изображения каких-либо признаков, в четвертом — сам объект. В данном случае объектами будут выступать виды обуви. Также нужны раздельные карточки, каждая из которых представляет собой сектор с изображением: они пригодятся для самостоятельного составления рядов.

Перед началом игры педагог должен объяснить ребятам, как формировать предложения по изображениям в рядах. Нужно расшифровать символические изображения, представленные в третьем секторе. Например, изображение женщины означает «женский», а картинка ластика означает «резиновый».

Педагог кладет перед воспитанником первый ряд. Процесс игры строится в несколько этапов:

  1. Дошкольник называет изображенную в первом секторе цифру. Например, два.
  2. Называет нарисованный в последнем секторе предмет. Пусть это будет сапог.
  3. Ребенок согласовывает названый предмет с числительным. Сколько сапог на картинке? Два сапога.
  4. Далее педагог обращает внимание дошкольника на признак, отмеченный в третьем секторе. Это цвет. Пусть в данном примере будет изображен зеленый квадрат. Названый цвет игрок должен согласовать с существительным и числительным. Получается: два зеленых сапога.
  5. Дальше дошкольник смотрит на второй сектор. Там изображены ребенок и ластик. Значит, признаками будут «детский» и «резиновый».
  6. Дошкольник должен согласовать все признаки с существительным, произнести полное предложение, начинающееся с числительного. То есть: «Два зеленых детских резиновых сапога».

Количество, признак, предмет

Аналогичным образом пусть дошкольник построит предложение по другому ряду признаков, но с тем же объектом — сапогом. Например: «Три черных мужских кожаных сапога». Затем можно предложить воспитаннику составить сравнения с употреблением союза «а». К примеру: «Эти сапоги зеленые, а эти — черные», «Зеленых сапог два, а черных — три», «Зеленые сапоги детские, а черные — мужские» и так далее.

Игра с раздельными карточками проводится аналогичным образом. Только здесь дошкольник работает самостоятельно: составляет ряды по своему усмотрению, затем их расшифровывает, проводит сравнение с другими рядами. Приступать к этому этапу игры можно, когда дошкольник хорошо освоит составление предложений по цельным рядам.

При составлении рядов из раздельных карточек сначала педагог предлагает воспитаннику выбрать понравившийся предмет, положить его в пустой четвертый сектор. Затем выбрать цифру, положить ее в первый сектор. А потом подобрать подходящие признаки для второго и третьего секторов. Выбирая картинки, дошкольник называет изображения, говорит, что они означают. Выложив ряд, произносит полное согласованное предложение.