Познавательные дидактические игры на тему «Одежда» для дошкольников

Дидактическая игра «Одежда» помогает педагогам и родителям закрепить представления дошкольников о предметах гардероба. Дети лучше усваивают информацию, если она преподносится в игровой форме. Многие родители полагают, что давать знания об одежде и обуви не нужно, ребенок узнает все самостоятельно. На деле выходит, что даже в старшей возрастной группе некоторые детсадовцы не умеют самостоятельно одеваться, не имеют представления о том, что носят.

Дидактические игры на тему «Одежда»

Цель дидактической игры «Одежда» – формирование и закрепление у детей представления о предметах гардероба, о том, как и когда носить одежду и обувь, как правильно надевать.

Задачи:

  • формирование представления о разнообразии одежды и обуви для разных сезонов;
  • обучение навыку находить подходящий предмет гардероба;
  • развитие быстроты и логики мышления, внимательности, сообразительности;
  • улучшение координации движений, моторики пальцев рук, глазомера;
  • развитие усидчивости, концентрации внимания;
  • расширение кругозора, развитие любознательности, речевых навыков;
  • обучение формированию существительных и прилагательных, подбору слов по смыслу;
  • формирование представления о расцветке и размерах предметов.

Занятия на тему: одежда, обувь, головные уборы

Четвертый лишний

Дети становятся в круг, воспитатель – в центр. Он бросает мяч каждому воспитаннику по очереди, называет четыре слова. Ребенок, поймав мяч, должен сказать, какое слово лишнее. Затрудняющийся с ответом выбывает из игрового круга. Победителем становится последний оставшийся игрок.

Примеры сочетаний слов для игры:

  • сарафан – шорты – кружка – варежки;
  • юбка – пальто – майка – щетка;
  • плащ – кошелек – джинсы – носки;
  • подушка – жилетка – джемпер – шуба.

Найди лишнее на тему одежда

Что лишнее на картинке?

Одежда и обувь: что лишнее

Что лишнее и почему?

Что здесь лишнее? Почему?

Игра: четвертый лишний

Найди лишнее на картинке

Найди одежду по сезону

Игра предназначена для дошкольников средней группы и школьников с умственной отсталостью. Занятие подгрупповое, играют 2-3 ребенка.

Педагог показывает на слайдах или раскладывает на столе изображения 4 сезонов года. Также кладет, смешав в кучу, картинки, изображающие предметы гардероба. По команде игроки раскладывают одежду по сезонам. Например, воспитатель говорит: «Лето». Дети выбирают сарафан, шорты, майку, футболку, кепку, панаму. Аналогично с зимней одеждой, весенней, осенней.

4 сезона года

Картинки зимней одежды

Картинки летней одежды

Карточки одежды для детей

Для формирования представления о сезонных вещах может использоваться игра «Одень куклу», предназначенная для индивидуального занятия.

Паровоз

Для игры необходимо изготовить из цветной бумаги или распечатать шаблон паровоза с разноцветными вагонами. Также сделать обувь такого же цвета, что и вагоны, в таком же количестве.

Задача игроков – совместить предметы по колеру. Например:

  • красные сандалии приехали в красном вагоне;
  • синие туфли – в синем;
  • коричневые ботинки – в коричневом;
  • желтые тапки – в желтом и т.д.

Шаблон паровоза с разноцветными вагонами

Картинки обуви разного цвета

Подбери предметы

Педагог задает вопросы, а дети вспоминают, какие вещи подходят под заданное действие:

  • что завязывают? – галстук, шарф, бант;
  • что обувают? – туфли, сапоги, ботинки, кеды, кроссовки, сандалии;
  • что застегивают? – кнопки, молнию;
  • что связывают? – шнурки, ленты;
  • что натягивают? – шапку, панаму, кепку, штаны.

Игру можно сделать соревновательной – кто назовет больше предметов гардероба.

Картинки одежды по отдельности с названиями

Карточки: жилет, платье, пальто, юбка, сапоги, носки

Карточки: шапка и шарф, сарафан, варежки, пижама, бейсболка, шорты

Опиши одежду

Игра подходит для старшей группы, не только учит подбору прилагательных к существительному, но и развивает воображение.

Педагог называет вещь, дети ее описывают, отвечая на вопрос «какой?»:

  • сарафан – легкий, летний, пестрый, хлопковый, цветастый;
  • платье – пышное, вечернее, изящное, длинное, бархатное, нарядное;
  • кроссовки – спортивные, белые, удобные, стильные;
  • сапоги – высокие, кожаные, теплые, осенние, черные;
  • шуба – пушистая, красивая, согревающая, дорогая, зимняя.

Назови, во что одеты герои

Упражнение Помоги Тане

На какие группы можно разделить одежду современного человека в зависимости от ее назначения.

Скажи ласково

Игра учит правильному формированию уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Воспитатель называет одежду, а игрок преобразует слово в ласковую форму:

  • мамино платье – Машино платьице;
  • папины сапоги – Колины сапожки;
  • дедушкины штаны – Ванины штанишки;
  • бабушкино пальто – Катино пальтишко;
  • тетины туфли – Светины туфельки;
  • дядина куртка – Мишина курточка и т.д.

Лото «Одежда»

Цель дидактической игры «Одежда» – сформировать умение определять нужные вещи из гардероба.

Играть могут детсадовцы с 3 лет в количестве 3-4 человек. Для игры нужно подготовить лото – 4 поля, разбитых на 6 ячеек с изображенными предметами одежды, а также 24 карточки с аналогичными изображениями.

Педагог раздает детям игровые поля, карточки прячет в мешок. Вытаскивает по одной картинке. Дети называют предмет гардероба, отыскивают аналогичную вещь на своем поле. Кто находит, забирает карточку. Игра продолжается, пока игроки не закроют картинками все ячейки.

Лото «Одежда»

Карточки предметы одежды

Собери картинку

Для игры нужно распечатать и ламинировать карточки, изображающие одежду, головные уборы и обувь, произвольно разрезать на несколько частей. Играют дошкольники от 3 лет.

Воспитатель раздает игрокам части карточек. Те составляют изображение по принципу пазлов, рассказывают, какая вещь получилась, какого она цвета, для чего предназначена. Например, желтый сарафан – это одежда, его носят женщины летом в жаркую погоду. Или, вязаная зеленая шапка – это теплый головной убор, который носят зимой, чтобы не застудить голову. Или, коричневые ботинки – это обувь, их надевают осенью, чтобы ногам было тепло.

Разрезная картинка: обувь

Картинка для разрезания костюм

Пазлы на тему одежда

Юбка картинка для детей

Разрезной пазл брюки

Складывание картинок из частей

Пазлы на тему одежда

Головные уборы пазлы для детей

Части одежды

Собери халат из частей

Собери куртку из частей

Собери картинку из частей

Из чего это сделано

Игра не только учит подбирать относительные прилагательные, но и формирует представление о том, какие материалы используются для создания предметов гардероба.

Педагог рассказывает воспитанникам, что одежду и обувь изготавливают из самых разных материалов и тканей. Затем просит детей ответить на вопрос «какой?»:

  • свитер из шерсти – шерстяной;
  • блузка из шелка – шелковая;
  • футболка из хлопка – хлопковая;
  • кофта из кашемира – кашемировая;
  • куртка с синтепоном – синтепоновая;
  • ботинки из кожи – кожаные;
  • кофта из бархата – бархатная.

Карточки предметов из шерсти

Картинки предметов из кожи

Карточки предметов из меха

Для чего нужна эта вещь

Игра формирует у дошкольников представление о предназначении определенных аксессуаров и элементов одежды, развивает речь.

Воспитатель называет вещь, а ребенок рассказывает, для чего она нужна. Например, пуговица – нужна для застегивания кофты или пальто, потому что так удобнее носить. Или, карман – в него кладут мелкие предметы, которые могут потребоваться в ближайшее время. Или, шнурки – их завязывают на ботинках и кедах, чтобы было удобно ходить, чтобы обувь не спадала с ноги.

Для чего нужна эта вещь?

Найди пару

Игра учит подбирать предметы по цвету. Для нее необходимо распечатать попарно варежки и носки разных колеров (либо шапки и шарфы). Задача ребенка – подобрать к каждой варежке носок соответствующего цвета (или к шапке аналогичный шарф).

Если у родителя нет возможности сделать печатные заготовки, можно взять из гардероба вещи своего ребенка, попросить его разложить их по цветам. Задачу можно усложнить: попросить правильно распределить одежду не только по расцветке, но и по размеру, для этого достать из шкафа не только детские, но и свои вещи.

Найди пару: обувь

Найди одинаковые варежки

Подбери пару варежке

Найди пару

По аналогичному принципу строится игра «Подбери заплатку к одежде». Для нее необходимо подготовить изображения одежды с дырками и отдельно заплаток соответствующего цвета. Задача ребенка – починить одежду, наложить заплатку правильного колера.

Что случится

Игра предназначается для подготовительной группы дошкольников, развивает речь, учит грамотно излагать мысли. Педагог задает вопрос: «Что случится, если…». Игрок должен подумать, дать логичный ответ. Например, «Что случится, если летом в жаркую и солнечную погоду не надеть панаму?». Ответ: «Солнце напечет голову, может случиться тепловой удар».

Еще варианты для вопросов:

  • если зимой прогуляться в кепке;
  • если летом надеть шубу;
  • если в морозную погоду не надеть рукавицы;
  • если в дождливый день обуть сандалии;
  • если зимой выйти на прогулку в футболке и шортах;
  • если в дождь не надеть плащ-дождевик.

Чем это делают

Педагог спрашивает, как выполняют определенную манипуляцию над одеждой. Ребенок отвечает на вопрос «чем?»:

  • ткань режут – ножницами;
  • кофту гладят – утюгом;
  • штаны стирают – порошком;
  • пуговицы пришивают – иголкой;
  • свитер вяжут – спицами;
  • сапоги чистят – щеткой.

Чем это делают?

Учимся шнуровать

Большую пользу приносят дидактические игры «Одежда» в младшей группе, которые учат детей самостоятельно одеваться, застегивать одежду, зашнуровывать обувь. Помимо прочего, они развивают координацию движений, мелкую моторику, пространственную ориентацию.

Для игры нужно подготовить шаблоны одежды и обуви, вырезать из картона, ламинировать. Пробить в заготовках дырки для шнуровки и закрепления пуговиц.

Родитель показывает, как правильно шнуровать обувь, как пользоваться иголкой и ниткой, чтобы закрепить пуговицу. Дальше ребенок пробует выполнять работу самостоятельно.

Как научить ребенка завязывать шнурки

Платье для шнуровки для детей

Шнуровка ботинок

Шнуровка обуви для детей шаблон