Детская развивающая игра «Один-много» и правила ее проведения в разных возрастных дошкольных группах
Дидактическая игра «Один-много» — средство разностороннего развития дошкольников 3–4 лет. Но при незначительном изменении правил проведения она может использоваться и в других возрастных группах детского сада. Игра предназначена для совершенствования интеллектуальных и речевых способностей ребенка, закрепления математических знаний.
Цель дидактической игры «Один-много»
Цель игры — обучение количественному сравнению двух групп с неравным числом составляющих элементов, формирование представления о единичных и множественных объектах.
Задачи:
- закрепление понятий «один» и «много», тренировка навыка их различения;
- обучение умению правильно употреблять существительные с окончаниями единственного и множественного числа;
- тренировка умения отвечать на вопросительные предложения, содержащие слово «Сколько?»;
- активизация индивидуального тематического словаря;
- совершенствование грамматического речевого строя;
- улучшение памяти, мыслительных способностей, концентрации внимания;
- обучение математическому счету;
- воспитание самостоятельности, организованности.
Дидактическая игра «Один-много» в младшей группе
Для игры необходимо распечатать попарные карточки, изображающие единичные и множественные объекты.
В младшей группе применяется простой вариант организации игры. Педагог перемешивает карточки, затем просит воспитанника рассортировать изображения. В правую сторону ребенок кладет карточки, изображающие один объект, в левую — картинки с несколькими такими же объектами.
Дидактическая игра «Один-много» в средней группе
Для ребят 4–5 лет игру можно немного усложнить. Пусть дошкольники учатся образовывать родительный падеж существительных во множественном числе.
Педагог кладет перед воспитанником две картинки: например, с одним яблоком и с несколькими яблоками. Спрашивает, указывая на первую карточку: «Сколько?». Ребенок отвечает: «Одно яблоко». Затем воспитатель указывает на вторую картинку, задает тот же вопрос. Воспитанник отвечает: «Много яблок». Аналогично строится диалог при рассмотрении других картинок.
Старшая группа
Для дошкольников старшей и подготовительной группы игру можно еще больше усложнить. Для работы нужно подготовить 48 картинок объектов, изображенных в единственном экземпляре и множественном количестве. Педагог перемешивает карточки. Ребята разбирают игровые поля.
Воспитатель объясняет правила: на определенном игровом поле могут размещаться картинки лишь определенной категории. Например, животные, транспорт, одежда, посуда или прочее. Ребята закрывают поля по следующей схеме: один объект — два объекта — много объектов. Затем воспитанник должен вслух проговорить свою цепочку. Например: «Одна вилка — две вилки — много вилок» или «Один диван — два дивана — много диванов». Воспитатель следит за правильностью произношения, при необходимости корректирует воспитанников.