Детская развивающая игра «Один-много» и правила ее проведения в разных возрастных дошкольных группах

Дидактическая игра «Один-много»средство разностороннего развития дошкольников 3–4 лет. Но при незначительном изменении правил проведения она может использоваться и в других возрастных группах детского сада. Игра предназначена для совершенствования интеллектуальных и речевых способностей ребенка, закрепления математических знаний.

Цель дидактической игры «Один-много»

Цель игры — обучение количественному сравнению двух групп с неравным числом составляющих элементов, формирование представления о единичных и множественных объектах.

Задачи:

  • закрепление понятий «один» и «много», тренировка навыка их различения;
  • обучение умению правильно употреблять существительные с окончаниями единственного и множественного числа;
  • тренировка умения отвечать на вопросительные предложения, содержащие слово «Сколько?»;
  • активизация индивидуального тематического словаря;
  • совершенствование грамматического речевого строя;
  • улучшение памяти, мыслительных способностей, концентрации внимания;
  • обучение математическому счету;
  • воспитание самостоятельности, организованности.

Дидактическая игра «Один-много» в младшей группе

Для игры необходимо распечатать попарные карточки, изображающие единичные и множественные объекты.

В младшей группе применяется простой вариант организации игры. Педагог перемешивает карточки, затем просит воспитанника рассортировать изображения. В правую сторону ребенок кладет карточки, изображающие один объект, в левую — картинки с несколькими такими же объектами.

Один мяч - много мячей

Один зонт - много зонтов

Одна машинка - много машинок

Один мишка - много мишек

Один цветок - много цветов

Одна лошадка - много лошадок

Один карандаш - много карандашей

Один велосипед - много велосипедов

Один кубик - много кубиков

Один робот - много роботов

Дидактическая игра «Один-много» в средней группе

Для ребят 4–5 лет игру можно немного усложнить. Пусть дошкольники учатся образовывать родительный падеж существительных во множественном числе.

Педагог кладет перед воспитанником две картинки: например, с одним яблоком и с несколькими яблоками. Спрашивает, указывая на первую карточку: «Сколько?». Ребенок отвечает: «Одно яблоко». Затем воспитатель указывает на вторую картинку, задает тот же вопрос. Воспитанник отвечает: «Много яблок». Аналогично строится диалог при рассмотрении других картинок.

Одно яблоко - много яблок

Одна груша - много груш

Одна слива - много слив

Один апельсин - много апельсинов

Один банан - много бананов

Один арбуз - много арбузов

Один ананас - много ананасов

Один лимон - много лимонов

Дидактическая игра «Один-много» в старшей группе

Для дошкольников старшей и подготовительной группы игру можно еще больше усложнить. Для работы нужно подготовить 48 картинок объектов, изображенных в единственном экземпляре и множественном количестве. Педагог перемешивает карточки. Ребята разбирают игровые поля.

Воспитатель объясняет правила: на определенном игровом поле могут размещаться картинки лишь определенной категории. Например, животные, транспорт, одежда, посуда или прочее. Ребята закрывают поля по следующей схеме: один объект — два объекта — много объектов. Затем воспитанник должен вслух проговорить свою цепочку. Например: «Одна вилка — две вилки — много вилок» или «Один диван — два дивана — много диванов». Воспитатель следит за правильностью произношения, при необходимости корректирует воспитанников.

Платья и футболки: один, два, много

Юбки и шорты: один, два, много

Пиджаки и свитера: один, два, много

Шапки и шубы: один, два, много

Чайники и кастрюли: один, два, много

Чашки и ложки: один, два, много

Тарелки и чайники: один, два, много

Вилки и кувшины: один, два, много