«Овощи и фрукты» – познавательная игра для дошкольников для расширения знаний о растительном мире
Дидактическая игра «Овощи и фрукты» может использоваться детсадовскими педагогами для расширения у воспитанников представлений о культурных растениях, их различиях между собой, месте выращивания. Организация занятия несложная, а результативность высокая. Дети обогащают свой словарный запас, развивают речь, внимание, память, визуальное и слуховое восприятие информации.
Содержание
Дидактическая игра «Овощи и фрукты»
Цель дидактической игры «Овощи, фрукты» – формирование представления о садовых и огородных растениях, месте и способе их произрастания, закрепление в памяти правильных названий плодов, развитие умения отличать овощи по внешним признакам от фруктов.
Играет в познавательную игру средняя группа детсадовцев.
Для занятия необходимо подготовить из плотного материала макеты дерева и огородных грядок, вырезать узнаваемые изображения фруктов и овощей.
Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с плодами, просит их назвать, рассказать, где они растут – на деревьях или огородных грядках. Задача воспитанников – правильно определить место произрастания культуры, прицепить ее к муляжному дереву или положить на грядку.
Возможен другой вариант игры: педагог размещает все картинки на дереве, спрашивает у детей, все ли плоды висят правильно, какие нужно переместить на огород.
Для старшей группы детсадовцев можно усложнить задание, предложить:
- разделить фрукты и корнеплоды по цвету;
- назвать геометрическую форму овощей и плодов;
- спросить, что можно положить в десертную вазу, а из чего приготовить салат.
«Вершки и корешки»
Для закрепления знаний о способе произрастания культурных растений можно сыграть в подвижную игру, для которой понадобятся муляжи или изображения огородных и садовых плодов.
Воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный плод. На вопрос, где он произрастает, отвечают физическими действиями:
- на дереве (фрукты) – вытягивают руки вверх;
- на земле (овощи) – вытягивают руки вперед;
- под землей (корнеплоды) – садятся на корточки.
Отгадай по описанию
Дидактическая игра про фрукты и овощи строится в форме вопросов и ответов. Педагог называет признаки, спрашивает, какой овощ он описал, а дети должны догадаться и ответить. Например:
- красный, круглый, сочный, мясистый (помидор);
- острый, жгучий, белый внутри, с желтой шелухой, с тонкими листьями (репчатый лук);
- зеленый, овальный, хрустящий, покрытый пупырышками (огурец);
- большая, круглая, оранжевая, с толстой коркой, с полезными семечками (тыква);
- длинная, треугольная, оранжевая, растет в земле, с кудрявой зеленью (морковка).
Четвертый лишний
Дидактические игры на тему «Овощи, фрукты» помогают детям расширить словарный запас, узнать о ранее неизвестных культурных растениях, научиться их классифицировать по внешним признакам и способу произрастания.
Для занятия необходимо сделать карточки, изображающие четыре плода. Три должны входить в одну описательную категорию, четвертый – принадлежать другой.
Воспитатель показывает карточки, просит назвать изображенные плоды, определить, какой из них лишний, объяснить, почему. Участники называют лишний объект по очереди. Если кто-то ошибется, право выбора получает следующий игрок. За правильный ответ участник получает значок. Победителем становится набравший большее количество значков.
Если какой-либо изображенный фрукт неизвестен воспитанникам, педагог рассказывает о нем, объясняет, где он растет.
Примеры карточек для игры:
- смородина, земляника, [апельсин], малина;
- черника, [абрикос], клубника, крыжовник;
- помидор, перец, баклажан, [слива];
- [редис], яблоко, персик, груша;
- капуста, морковка, свекла, [лимон];
- помидор, огурец, [клюква], кабачок.
Игры учат детей выделять основные признаки и качественные характеристики объектов, определять связь и разницу между ними.
Речь дошкольников обогащается, развивается умение полно и грамотно излагать мысли.
Задания в картинках «Овощи, ягоды и фрукты»
Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет «Овощи, ягоды и фрукты». Автор: Русланова Н. С.