Многофункциональная дидактическая игра «Паровозик» для разностороннего развития дошкольников

Дидактическая игра «Паровозик» — помощь в совершенствовании речевых, математических, филологических навыков, в физическом и интеллектуальном развитии. Игра предназначена для дошкольников 3–7 лет, а также детей с задержкой психического развития. Пособие используют педагоги дошкольных учреждений и логопеды для индивидуальных и подгрупповых занятий.

Задачи игры и подготовка дидактического материала

Паровозик для игры представляет собой плоское изображение из картона, каждый вагон которого окрашен в определенный колер из основной палитры. К вагонам прикреплены прозрачные ячейки, куда вставляется игровой материал. В качестве материала используются разные тематические изображения: цифры, геометрические фигуры, картинки животных и растений, предметов, транспорта и прочего.

Паровозик с пустыми окошками

Паровозик в ходе игры можно класть на горизонтальную поверхность. А можно повесить на магнитную доску — это более удобный и эргономичный вариант, позволяющий приступить к игре в любой момент. Если паровозик закреплен на доске, картинки тоже должны иметь магнитные крепления. Количество вагончиков может быть любым в зависимости от того, в какие игры педагог планирует играть с воспитанниками. Минимальное количество — 3 вагона. Но лучше сделать больше, а далее для игр использовать все вагончики или только часть из них.

Цели дидактической игры «Паровозик» — разностороннее развитие дошкольников, в том числе с психическими и речевыми особенностями.

Задачи игр с паровозиком:

  • расширение представлений об окружающем мире;
  • усиление познавательного интереса;
  • улучшение речевых и мыслительных способностей;
  • формирование навыка классификации, упорядочивания объектов;
  • расширение математических знаний, получение навыка ведения счета, определения величин;
  • закрепление представлений о геометрических формах и основных цветах;
  • развитие мелкой моторики, памяти, усидчивости, концентрации внимания.

Для детей разной возрастной категории можно придумывать всевозможные игры с паровозиком.

Паровозик с разноцветными вагончиками

Собери паровоз

Игра для дошкольников 3–4 лет закрепляет представление об основных цветах спектра, их расположении относительно друг друга.

Педагог предлагает воспитанникам совместить разноцветные вагоны в определенной последовательности, соответствующей радуге. Прикрепляя очередной вагон, дети обязательно называют его цвет.

Собери паровоз по цвету радуги

Паровозик и вагончики

Игра, закрепляющая навык счета, предназначена для дошкольников 4–6 лет.

Педагог кладет в вагонные ячейки изображения цифр от 1 до 10, затем просит детей прицепить вагончики друг к другу в правильной очередности.

Вагончик с цифрой 1

Вагон с цифрой 2

Вагон с цифрой 3

Вагон с цифрой 4

Вагон с цифрой 5

Вагон с цифрой 6

Вагон с цифрой 7

Вагон с цифрой 9

Вагончик с цифрой 10

Паровозик с цифрами от 1 до 4

Паровозик с цифрами от 5 до 8

Паровозик с цифрами 9-10

Дидактическая игра «Веселый паровозик»

Эта игра для дошкольников 5–6 лет тоже совершенствует навыки счета, также развивает мыслительные способности и ориентацию в пространстве.

Воспитатель просит детей соединить вагоны, вставить в ячейки карточки с цифрами в правильной очередности. Воспитанники, выполнив задание, перечисляют цифры сначала в прямой последовательности, затем в обратной. Далее педагог называет цифру, дети находят соответствующий вагончик, называют соседние цифры с правой и левой стороны.

Животный мир

Нужен комплект изображений птиц и животных. С этими картинками можно играть разными способами:

  1. Распределить картинки по вагонам в соответствии с категориями «Дикие звери», «Домашние животные», «Дикие пернатые», «Домашние птицы».
  2. Распределить животных по вагонам. Назвать пассажиров, которые едут до станций «Лесная» и «Сельский двор».
  3. Разложить животных по вагонам, подсчитать их количество. Назвать, кто путешествует в первом вагоне, во втором и последующих. Кто сидит в определенном по счету вагоне, кто едет с правой и с левой стороны от него.

Дикие животные

Домашние питомцы

Домашние птицы

Музыкально-дидактическая игра «Паровозик»

Игра развивает чувство ритма и музыкальный слух. Проводить ее положено в музыкальном кабинете. Нужно подготовить изображения разных музыкальных инструментов, вставить их в ячейки вагончиков.

Дети по очереди подходят к паровозику, вытаскивают из ячейки картинку, называют изображенный инструмент. Далее ребенок подходит к столу с разложенными музыкальными инструментами, берет тот, что соответствует картинке, пробует на нем сыграть. Важно, чтобы используемые инструменты соответствовали возрастным способностям дошкольников. Это могут быть музыкальные ложки, треугольник, барабан, колокольчик.

Музыкальные инструменты

Картинки музыкальных инструментов

Какой формы?

Игра учит навыку соотношения объектов с геометрическими формами. Педагог раскладывает картинки, изображающие разные бытовые предметы, просит воспитанников внимательно их рассмотреть. Объекты, формой напоминающие круг, нужно положить в ячейку первого вагона, похожие на квадрат — второго, напоминающие треугольник — третьего, а прямоугольные — в ячейку четвертого вагона.

Найди предметы круглой формы

Найди треугольные предметы

Геометрический паровозик

Нужны изображения геометрических фигур, различающихся цветом и величиной. Воспитатель просит игроков разложить картинки по вагонам в определенной очередности:

  • 1 — красного цвета, 2 — желтого, 3 — синего, 4 — зеленого;
  • 1 — мелкие, 2 — средней величины, 3 — крупные.

Распредели по цвету

Игра предназначена для дошкольников 3–4 лет. Педагог демонстрирует изображение объекта, окрашенного в определенный преобладающий цвет. Задача игрока — поместить картинку в ячейку вагона, окрашенного в тот же колер.

Вагончики разного цвета

Предметы: красный, желтый, синий

Звуки-братья

Для игры, обучающей звуковой дифференциации, нужны только два вагона. Игровая задача — среди разложенных изображений найти объекты, при произношении которых слышатся звуки-братья: твердые и мягкие. Эти картинки нужно распределить по соседним вагончикам. Например, фонемы [р] и [р’]: в первый вагон ребенок кладет картинку «рыба», во второй — «курица».

Где звук в слове?

Для игры используются 3 вагона. В первый нужно класть картинки, на которых изображены объекты с заданным звуком в первом слоге, во второй — объекты со звуком во втором слоге, в третий — со звуком в последнем слоге. Игрок выбирает картинку, четко называет изображенный объект, определяет местоположение картинки. Например, звук «с»: в первый вагон игрок кладет «собаку», во второй — «посуду», в третий — «колесо».

Паровоз с пустыми окошками для детей

Определи словечко

Педагог кладет в вагоны по 3 картинки. Игроки вслух произносят, что изображено, затем по первым фонемам каждого изображения составляют слово. Например, в вагоне лежат картинки дерева, осла, малины. Следовательно, получается слово «дом».