Пазлы — познавательная дидактическая игра для старших дошкольников

Дидактическая игра «Пазлы» — средство развития памяти и мыслительной способности у дошкольников 4–6-летнего возраста. Увлеченно собирая части картинок, дети получают представление о разнообразии предметного мира, о внешних признаках и назначении окружающих объектов.

Дидактическая игра «Собери пазл»

Для игры необходимы картинки, разрезанные на несколько частей. На них могут быть изображены объекты, относящиеся к разным лексическим категориям: одежда, мебель, транспорт и прочее.

Цель игры, предназначенной для средней дошкольной группы, — формирование начальных представлений о разнообразии окружающего мира.

Задачи:

  • формирование представлений о форме, размере, окраске, материале и иных признаках объектов окружающего мира, об их назначении;
  • усиление познавательной активности;
  • обучение навыку соединения частей в единое целое, выделения признаков объектов;
  • совершенствование сенсорного восприятия, моторики пальцев рук;
  • развитие памяти, умения логически мыслить и концентрировать внимание;
  • воспитание аккуратности в работе, приучение к самостоятельности;
  • творческое развитие.

Педагог раскладывает на столе перед воспитанниками части разрезанной картинки, просит их хорошенько рассмотреть. Игровая задача — составить из частей цельное изображение. Сначала воспитанники могут выполнять задание с ориентацией на картинку-образец. Когда дети наловчатся составлять пазлы, образцы можно убрать.

Математические пазлы

Игра предназначена для дошкольников подготовительной группы, формирует начальные математические знания, учит считать до 10-ти, развивает память, внимание и зрительное восприятие.

Для игры нужны картинки, которые необходимо разделить на 10 продольно идущих полосок, одинаковых по ширине. На левом конце каждой полоски нужно написать определенную цифру от 1 до 10. Цифры должны идти по порядку от верхнего к нижнему краю картинки, которую затем нужно разрезать на полоски.

Педагог раскладывает полоски перед ребенком, просит составить картинку, ориентируясь не только на совмещающиеся части изображения, но и на цифры.

Пазлы на тему праздников

Игра предназначена для дошкольников старшей группы. Для нее нужно сделать 6 картинок, изображающих знакомые детсадовцам праздники. Например, Рождество, Масленица, Купала, Пасха, 9 Мая, 8 Марта. Также нужны 6 аналогичных разрезанных на 12 частей изображений. То есть всего должно быть 72 кусочка. Разрезать картинки можно в произвольном порядке, пазлы могут быть треугольными, квадратными, прямоугольными — любыми.

Цель дидактической игры «Пазлы» — расширение и уточнение представлений о народных и государственных праздниках, семейных традициях.

Задачи:

  • знакомство с классификацией и особенностями праздников;
  • расширение представлений о возможностях досуга в праздничные дни;
  • формирование навыка составления целого из частей;
  • воспитание представления о важности семейных и дружеских отношений, взаимопонимания между близкими людьми, доброжелательности и сплоченности;
  • развитие памяти, умения образно и логически мыслить;
  • формирование навыка коллективной и самостоятельной работы, развитие коммуникабельности;
  • воспитание уважительного отношения к семье, истории страны, традициям народа.

Дети рассматривают цельные изображения праздников, рассказывают, как в их семье принято праздновать то или иное событие, какой праздник считается самым любимым. Затем педагог раскладывает на столе части разрезанных картинок по очереди, а дети пытаются соединить их в одно целое.

Игру можно усложнить: перемешать пазлы 2-х изображений.

Новый год

8 марта

Масленица

Пасха

9 мая

Ивана Купала