Детская игра «Пингвины» для расширения математических представлений

Дидактическая игра «Пингвины» для детей — эффективное и интересное средство обучения математическим азам. Занятие предназначено для дошкольников старшей группы в качестве средства подготовки к обучению в школе. В процессе игры дошкольники учатся считать, знакомятся с качественными и количественными характеристиками объектов и, благодаря активизации познавательной деятельности, тренируют интеллект, сообразительность, мыслительные способности, навыки решения нестандартных задач.

Цель дидактической игры «Пингвины»

Цель игры — расширение математических представлений как способа познания окружающего мира.

Выполняемые игрой задачи многочисленны и разнообразны:

  • закрепление прямого и обратного счета в пределах 10-ти;
  • знакомство с цифрами и геометрическими формами;
  • получение навыка сравнения объектов по весу;
  • тренировка автоматизма при арифметическом счете;
  • закрепление представления о цветах основной палитры;
  • совершенствование образного и аналитического мышления;
  • тренировка интеллектуальной активности, привитие интереса к познавательной деятельности;
  • способствование легкому и полноценному усвоению дальнейших школьных знаний;
  • совершенствование плоскостной и пространственной ориентации;
  • улучшение зрительного и слухового восприятия, концентрации внимания;
  • тренировка находчивости, сообразительности, воображения;
  • улучшение мелкой моторики;
  • воспитание умения работать в коллективе, сотрудничать.

Дидактическая игра «Пингвины»

Для проведения игры нужно изготовить 10 игрушечных пингвинов. На них должны быть надеты шапки и шарфики разных цветов. Пингвины должны быть объемными, полыми внутри, их нужно заполнить разными по структуре материалами: зерном, песком, пуговицами, горохом, монетами и прочим. На живот пингвинчиков нужно наклеить геометрические фигуры, а на спину — цифры от 1 до 10. Также для игры понадобятся разноцветные веревочки, большие квадраты, разделенные на разные геометрические формы, и коробочка, внутри которой находятся рыбки и таблички с арифметическими примерами.

Пингвины с разными шапочками

4 пингвина с разными по цвету шапками

Работать с представленным дидактическим материалом можно разными способами:

  1. Педагог просит ребят посчитать пингвинчиков, затем поставить их в ряд по возрастанию цифр на спине.
  2. Воспитатель предлагает игрокам выстроить пингвинов по цветам шапочек и шарфов, чтобы получилась радуга.
  3. Дети разбирают пингвинов под номерами 1, 2, 3 и 4. С помощью веревочек соединяют 1-го и 2-го, 3-го и 4-го так, чтобы получился крест. На пересечении веревочек педагог ставит коробочку, в которой находится задание. Когда дети выполнят его, пингвинчики встанут на льдины — разделенные квадраты.
  4. Остальные ребята берут пингвинчиков под номерами 5, 6, 7 и 8. Они тоже должны соединить игрушки попарно, только сформировав из веревочек не прямые, а волнистые или зигзагообразные линии. На пересечении педагог ставит коробку с заданием.
  5. Внутри коробки находятся рыбки. Нужно решить написанные на них примеры. Выполнив задание, ребенок ставит своего пингвина на тот геометрический элемент квадрата, на котором изображена цифра, соответствующая решению. Рядом с пингвинчиком на льдину нужно положить рыбку с соответствующим решенным примером.
  6. Педагог раздвигает элементы квадрата, говорит, что льдина разделилась на куски. Дети ставят игрушки произвольно на кусочки льдины. Каждый игрок говорит, на какой геометрической фигуре стоит его пингвинчик. Затем игроки должны снова соединить элементы, но не в квадрат, а в другую фигуру: домик, рыбу, пароход и прочее. Педагог дает детям распечатанные схемы, как должны выглядеть итоговые изображения.
  7. Дети расставляют игрушки на элементы квадрата. Воспитатель предлагает переставить пингвинчиков по определенной схеме. Например, педагог говорит: «На эту льдинку запрыгнул пингвин под номером 4. Справа от него оказался пингвинчик, у которого цифра на 2 больше. Слева — на 3 меньше. На эту льдинку взобрался пингвин, у которого цифра больше 4, но меньше 6» и так далее, пока все игрушки не обретут свои места по новой схеме.
  8. На самом крупном элементе льдины следует пробуравить в несколько рядов мелкие отверстия. Педагог объясняет, что это проруби, через которые пингвины будут ловить рыбу. В качестве удочки используются веревочки. Ребята продевают веревочки в отверстия, создавая разнообразные линейные узоры и фигуры. Рекомендуются к созданию буквы, цифры, геометрические формы. Выполняя работу, дошкольник должен объяснять вслух, что у него получается.

Рыбки с примерами: вычитание

Описанная дидактическая игра должна научить старших дошкольников сравнивать объекты по форме, количеству и цвету, различать цифры, арифметические символы, геометрические фигуры, называть предметы и их положение в пространстве, употреблять в речи пространственные и размерные сравнительные понятия (такие как «право-лево», «больше-меньше», «дальше-ближе» и прочие).