Игры по пожарной безопасности для всех возрастных детсадовских групп

Игры по безопасности для дошкольников — средство доступного объяснения опасности огня и закрепления правил обращения с ним. Пожар во многих случаях — результат беспечного поведения человека и непонимания основ пожарной безопасности. Поэтому так важно через игровую форму обучать детей с раннего дошкольного возраста правилам обращения с огнеопасными объектами и поведения в опасной для здоровья обстановке.

Дидактические игры по безопасности в младшей группе

Основы пожарной безопасности детсадовцы изучают с 3-летнего возраста. В младшей возрастной группе дети узнают, какие предметы пожароопасны, как с ними правильно обращаться, что делать, если появился очаг пожара.

Это не игрушка

Игра развивает мыслительную способность и концентрацию внимания, закрепляет представления о пожароопасных предметах.

Педагог раздает игрокам изображения разных игрушек и бытовых предметов: книги, мяча, зажигалки, велосипеда, утюга и прочих. Затем называет изображенные объекты по очереди, спрашивает, можно ли с ними играть. Игрок, у которого есть названое изображение, развернуто отвечает на вопрос, то есть объясняет, почему с этим предметом играть нельзя.

Предметы

Предметы

Найди лишнее

Игра закрепляет представление о предметах, способных спровоцировать пожар, учит логически мыслить, расширяет индивидуальный тематический словарь.

Воспитатель раскладывает перед ребенком 4 картинки. Внимательно рассмотрев изображения, дошкольник выбирает тот объект, который является или, наоборот, не является пожароопасным. Аргументирует свой выбор.

Вот примеры подборок для игры:

  • тарелка, зажигалка, табурет, ботинки;
  • спички, микроволновка, кресло, кипятильник;
  • электрочайник, кружка, полотенце, карандаш.

Спасительный звонок

Игра учит дошкольников правильно набирать номер экстренной службы, общаться с диспетчером, говорить важные сведения, четко и грамотно отвечать на встречные вопросы.

Для занятия необходимо подготовить карточки с телефонными номерами всех служб экстренного реагирования. Также нужен игрушечный или настоящий неработающий телефон. Педагог играет роль диспетчера. Он описывает игроку чрезвычайную ситуацию. Ребенок, выслушав воспитателя, должен сказать, по какому номеру нужно звонить. Затем он набирает этот номер на телефоне, пытается рассказать в трубку, по какому адресу должна приехать экстренная служба, что произошло. Задачу можно считать выполненной, если педагог-диспетчер понял, куда и зачем ехать.

Телефон

Потуши костер

Для подвижной соревновательной игры нужно взять два игрушечных совка или две столовые ложки, распечатать на плотных листах два одинаковых изображения костра. Дети разбиваются на две команды, становятся с противоположных сторон песочницы. Задача — зачерпнуть песок из песочницы, донести до своей картинки костра, стараясь не рассыпать, и высыпать на изображение. Побеждает команда, насыпавшая большее количество песка на картинку за заданное время.

Потуши костер

Дидактические игры по безопасности в средней группе

В средней возрастной группе важно предлагать детям не только логические дидактические игры по пожарной безопасности, но и подвижные, способствующие физическому развитию детского организма. Также важно, чтобы дошкольники много общались, чтобы у них развивались коммуникативные и творческие навыки.

Что поможет при пожаре?

Для игры необходимо подготовить карточки, изображающие разные предметы, в том числе те, которыми пожарные и простые люди пользуются, чтобы погасить огонь. Игроки внимательно рассматривают картинки, называют, что видят. Затем отбирают изображения предметов, используемых на пожаре: ведро с водой, огнетушитель, пожарный гидрант, ящик с песком и прочие.

Сначала пусть дети запомнят, какие предметы относятся к пожарным, затем можно организовать соревновательную игру: победит тот, кто найдет правильные изображения быстрее соперников.

Что нужно пожарному для работы?

Опасные спички

Это пальчиковая гимнастика, направленная на улучшение мелкой моторики. Дети выполняют движения пальцами, слушая произносимый педагогом текст:

Спички — не игрушка! Попробуй только тронь, — воспитанники делают грозящее движение указательным пальцем;

Мгновенно разгорится на кончике огонь. — подняв руки, хаотично двигают пальчиками;

Сначала будет крохотный, — вытягивают руки вперед;

Но станет вдруг большой. — поднимают руки над головой, размахивают ими в разные стороны;

Чтоб пожар гореть не смог, — складывают ладоши перед лицом;

Мы задуем огонек. — дуют на сложенные ладони.

Распредели в правильном порядке

Игра закрепляет знание о том, в каком порядке действовать при возникновении пожара.

Педагог беспорядочно раскладывает перед воспитанниками карточки, изображающие:

  • звонок пожарным с сообщением о возникновении пожара;
  • эвакуацию из горящего помещения;
  • тушение огня взрослыми людьми возможными способами до приезда пожарной машины;
  • встречу пожарного автомобиля;
  • тушение пожара специалистами пожарной службы.

Задача дошкольников — распределить картинки в ряд в правильном порядке. Развернуто рассказать, что изображено.

В каком порядке действовать при возникновении пожара

Потушим кошкин дом

Подвижные игры в детском саду способствуют не только физическому развитию, но и лучшему усвоению образовательного материала по пожарной безопасности, благодаря своей увлекательности. В ходе занятия педагог произносит стихотворный тематический текст, а воспитанники выполняют под него определенные телодвижения:

Мы весело шагаем, в сказку попадаем. — воспитанники двигаются по кругу марширующим шагом;

Смотрим, звери все кругом тушат-тушат кошкин дом. — наклоняются вправо-влево, вперед-назад;

Мы не будем так стоять, станем кошке помогать. — двигаются по кругу с полуприседаниями, обхватив руками коленки;

А потом мы скажем дружно: «Огонь — не игрушка!». — продолжая двигаться, поворачивают корпус вправо-влево, в конце делают грозящее движение указательным пальцем.

Кошкин дом

Дидактические игры по безопасности в старшей группе

Предлагаем настольные и подвижные игры по безопасности для детсадовцев 4–5-летнего возраста.

Пожарная опасность

Цель игры — посредством демонстрации тематических изображений углубить представление о разных ситуациях, возникающих при пожаре, сформировать правильное поведение при возникновении чрезвычайной ситуации. Занятие развивает память и речевые навыки, способность концентрировать внимание и логически мыслить.

Для каждого игрока необходимо подготовить карточки-лото, разделенные на 10 квадратных секторов. Педагог показывает воспитанникам 10 сюжетных иллюстраций, показывающих возможные ситуации на пожаре. Например:

  • ребенок выскочил из горящей квартиры на балкон;
  • семья разожгла костер на лесной поляне;
  • загорелась микроволновка на кухне;
  • вспыхнула гирлянда на рождественской елке;
  • мама оставила утюг горячей поверхностью вниз на гладильной доске;
  • маленький ребенок нашел спички на столе;
  • задымилась розетка;
  • сбежавшее на плите молоко погасило огонь;
  • искры с камина упали на ковер;
  • дедушка задремал с сигаретой во рту.

Воспитатель предлагает детям объяснить ситуацию на картинке, рассказать, что нужно делать в возникшей ситуации. Игрок, давший верный и максимально развернутый ответ, получает карточку, которой закрывает соответствующее изображение на поле лото. В конце игры педагог подсчитывает, у кого сколько картинок закрыто. Побеждает игрок, правильно рассказавший о наибольшем числе пожарных ситуаций.

Хороший и плохой огонь

Игра закрепляет представление о том, что огонь нужен для выполнения множества дел, и он полезен, если с ним правильно обращаться. Но при неправильном обращении огонь становится чрезвычайно опасным.

Для занятия необходимо подготовить карточки, изображающие ситуации, в которых огонь выступает плохим и хорошим явлением, а также фишки по числу игроков. Дети рассаживаются вокруг стола. Педагог кладет картинки в центр стола. Каждый игрок по очереди рассказывает, когда огонь приносит пользу или вред. Правильно ответив, ребенок кладет фишку на соответствующее рассказу изображение. Важно, чтобы дети вели монолог развернуто, чтобы их речь была четкой и грамотной.

Хороший и плохой огонь

Горючее или негорючее

Подвижная игра закрепляет знание о степени горючести разных предметов и субстанций, развивает навык быстрого реагирования на действия другого человека.

Дошкольники формируют круг, педагог становится в его центр. Назвав предмет или материал, воспитатель бросает мяч ребенку. Если названый объект горючий (древесина, бумага, ткань, порох, бензин), игрок отбивает мяч, если нет (вода, снег, железо, кирпич), ловит его. Ошибившийся ребенок покидает круг. Победителем становится последний оставшийся в игре воспитанник.

Мяч

Пожарные

Это соревновательная игра-эстафета, прививающая интерес к профессии пожарного.

Дети делятся на команды, выстраиваются в ряд. На противоположном конце игровой площадки на стульях лежит пожарная амуниция. Если достать ее невозможно, можно использовать соответствующие картинки. Количество наборов амуниции должно соответствовать числу игроков в команде.

По команде первый игрок бежит к своему стулу, берет один набор пожарной амуниции, с ней возвращается обратно, передает эстафету следующему игроку. Выигрывает команда, игроки которой быстрее «оденутся».

Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе

Представляем игры по безопасности, подходящие для детсадовцев 5–6-летнего возраста и младших школьников.

Сложи картинки

Игра закрепляет знание о том, как вести себя, когда начинается пожар.

Для занятия нужно подготовить несколько пар картинок: одна иллюстрирует пожарную ситуацию, другая — что нужно делать. Вторую картинку из пары, то есть отвечающую на вопрос, необходимо разрезать на несколько частей по принципу пазлов. Педагог демонстрирует картинку ситуации, затем просит игрока сложить второе изображение. Выполнив задачу, дошкольник развернуто рассказывает по получившейся картинке, что нужно делать при возникновении чрезвычайной ситуации.

Вот примеры пожарных ситуаций и ответов:

  • появился очаг пожара — набрать номер пожарной службы;
  • помещение задымлено — на четвереньках добраться до выхода;
  • загорелась одежда на теле — лечь на землю, перекатываться в разные стороны;
  • пошел дым из бытового прибора — выключить из розетки, закрыть плотной тканью;
  • загорелась сухая трава — закидать землей;
  • пахнет газом в комнате — распахнуть окно, набрать номер газовой службы;
  • в помещении скопился едкий дым — дышать через смоченную водой ткань.

Пожарные раньше и сейчас

Игра знакомит с профессией пожарного, расширяет кругозор, прививает интерес к деятельности экстренных служб.

Педагог рассказывает воспитанникам, как работали пожарные в прежние времена, какое оборудование использовали. Затем просит детей по очереди развернуто ответить, а как выполняют те же самые действия современные пожарные, что изменилось, в лучшую или худшую сторону.

Вот примеры для игры:

  1. Раньше пожарные узнавали о пожаре через дозорного, который стоял на высокой башне — каланче, и при необходимости подавал сигнал. Как пожарные узнают о пожаре сегодня? — Очевидцы звонят на номер диспетчера пожарной службы.
  2. Раньше пожарные выезжали на место на запряженной лошадьми телеге, груженой большой бочкой с водой. Каким транспортом они пользуются сегодня? — Пожарной машиной. В особых случаях требуются пожарные вертолеты.
  3. В старые времена пожарные надевали костюм из холщовой ткани, каску и рукавицы из брезента. Какая экипировка у современных пожарных? — Спецкостюм из огнеупорной ткани, каска, респиратор.
  4. В прежние времена пожар тушили ручными приспособлениями: качали воду насосом, таскали ее ведрами. А что сегодня? — Для тушения пожара применяют автоматический насос, огнетушители, пенные составы, шланги для подачи воды.

Пожарные

Что нужно делать?

Игра обучает дошкольников азам пожарной безопасности, развивает умение логически мыслить, строить развернутые предложения.

Воспитанники садятся в круг. Первый игрок произносит фразу, раскрывающую начало чрезвычайной ситуации. Например: «Горячий утюг опрокинулся на белье, лежащее на гладильной доске». Второй игрок продолжает развивать тему, рассказывает, что может произойти в этом случае, как предупредить большие неприятности. Звучать это должно примерно так: «Белье перегреется, загорится. Если хозяин не вернется, начнется пожар в квартире. В этом случае соседям нужно позвонить в пожарную службу. Чтобы такой ситуации не случилось, нужно следить за включенным утюгом, не отлучаться даже на несколько минут».

Игрок, правильно продолживший фразу, далее сам придумывает чрезвычайную ситуацию, а отвечает третий ребенок, и так далее.

Воспитатель с детьми