Дидактические игры по речевому развитию для всех дошкольных возрастных категорий

Картотека дидактических игр по развитию речи — материал для развития навыка общения, расширения словаря по разным темам, совершенствования фонематической культуры и грамматического речевого строя, подготовки к письму. Представленные игры могут использоваться в качестве формы обучения и самостоятельного игрового процесса, а также как средство личностного развития, активизации речи при необходимости вести рассказ, решать умственные задачи, аргументировать мнение. Степень сложности игр возрастает в зависимости от возрастной категории дошкольников.

Дидактические игры по развитию речи в младшей группе

Предлагаем игры, подходящие для работы с дошкольниками 3–4 лет.

Противоположности

Игра знакомит дошкольников с антонимами. Занятие можно проводить при прохождении любой темы. Для игры нужны тематические предметные иллюстрации и мяч.

Дети становятся в ряд. Педагог бросает мяч игроку. Говорит, например: «Длинная дорога». Игрок, бросив мяч обратно, должен сказать: «Короткая дорога». Дав правильный ответ, игрок получает соответствующую картинку, то есть в данном случае изображение дороги. Победителем становится игрок, собравший наибольшее количество картинок.

Противоположности для детей

Исправь предложения

Цель игры — закрепление навыка грамотного и осознанного употребления предложных форм. Для работы требуются сюжетные картинки.

Педагог демонстрирует ребенку изображение, произносит соответствующее сюжету предложение, пропустив предлог. Например: «Семья едет… машине». Игрок должен понять, в чем ошибся воспитатель, произнести аналогичное предложение, но уже с употреблением предлога: «Семья едет в машине».

Словесные цепочки

Игра совершенствует звукопроизношение, закрепляет умение определять место звука в составе слова. Для работы нужен мяч.

Ребята становятся в круг. Педагог бросает мяч первому игроку, говорит слово, например, «дом». Ребенок, бросив мяч обратно, должен произнести слово, начинающееся тем же звуком, каким закончилось произнесенное воспитателем слово. Например, «мак». И далее по такому же принципу: «крот — такси — игла — арбуз — зонт — тигр — рог — гора».

Один и множество

Игра учит формированию множественного числа существительных. Для занятия нужен мяч.

Дети становятся в ряд. Педагог бросает мяч дошкольнику, говорит термин в единственном числе. Игрок, бросив мяч обратно, должен произнести это же слово во множественном числе. Например: «туча — тучи, рука — руки, цветок — цветы, дерево — деревья, сапог — сапоги».

Один и много

Коники

Эта дидактическая игра развивает артикуляцию, что очень важно для дошкольников 3–4 лет.

Ребята становятся в ряд по двое, словно бы лошади, запряженные в карету. Педагог исполняет роль кучера, он становится позади воспитанников, дает команду: «В путь». Дети начинают двигаться по кругу, цокая языком, как если бы стучали копытами. Далее воспитатель командует: «Стоп». Ребята останавливаются. Педагог предлагает проверить, кто из коников громче стучит копытами. Для этого ребята распределяются по парам. Когда языками цокает первая пара, остальные слушают, затем выявляют победителя. И так все пары по очереди.

Логопедическое упражнение Лошадка

Дидактические игры по развитию речи в средней группе

Предлагаем несколько игр для дошколят 4–5-летнего возраста.

Обобщи

Дидактическая игра учит обобщать по понятиям.

Педагог называет три объекта, а воспитанники должны определить обобщающее понятие. Вот несколько примеров для игры:

  • носорог, тигр, обезьяна — животные;
  • ромашка, ландыш, лютик — цветы;
  • трава, огурец, лягушка — зеленого цвета;
  • мяч, апельсин, планета — в форме шара;
  • шкаф, диван, табуретка — мебель.

Что таким бывает?

Игра расширяет словарный запас, развивает воображение, положительно влияет на память. Для занятия необходим мяч.

Дошколята строятся в ряд. Педагог задает вопрос, например: «Что бывает желтым?». Затем бросает мяч игроку. Тот отвечает: «Солнце». Воспитатель бросает мяч поочередно остальным игрокам, те тоже отвечают: «Лимон, цыпленок, одуванчик, канарейка, кукуруза».

Когда все дети ответят на этот вопрос, педагог возвращается в начало ряда, задает другой вопрос, например: «Что бывает сладким?». Дети отвечают: «Торт, мороженое, пирожное, печенье, конфеты, фрукты, мармелад, ягоды, сок, мед, пирог, компот». Далее игра строится по такому же принципу.

Что таким бывает?

Скажи во множественном числе

Игра тренирует навык построения предложений с употреблением существительных во множественном числе.

Педагог произносит предложение, в котором существительное представлено в единственном числе. Например: «На ветке сидит красногрудый снегирь». Ребята должны произнести аналогичное предложение, но поставив существительное и зависимые от него слова в множественное число: «На ветке сидят красногрудые снегири». Предложения для игры можно придумывать по любой теме.

Бывает ли так?

Игра расширяет словарь, уточняет знания о признаках объектов, месте их расположения, функциональных особенностях.

Педагог произносит фразу, которая может быть верной или ошибочной в смысловом плане. Ребята должны выявить ошибочную фразу, исправить ее. Подборку фраз можно делать по разным темам.

Вот несколько примеров ошибочных фраз для игры:

  • на ветках созрели синие помидоры;
  • мама добавила в компот соленый абрикос;
  • с аэропорта взлетел поезд;
  • по лесной тропинке бежит пушистый еж;
  • в конуре залаял волк;
  • врач работает в швейном ателье.

Вежливые слова

Цель дидактической игры — активизация словаря по теме вежливого общения, культуры речи. Для занятия нужен мяч.

Ребята становятся в ряд. Педагог бросает мяч первому ребенку. Тот должен сказать вежливое слово, после чего может сделать шаг вперед. Воспитатель бросает мяч поочередно всем детям. Тянуть время нельзя, если игрок затрудняется с ответом, то остается на месте, передает ход следующему товарищу. Победителем становится тот, кто первым доберется до педагога.

Вежливые слова

Собери комплект

Игра учит сопоставлять объекты с определенными категориями. Для занятия нужен набор предметных изображений, разделенный на тематические категории: мебель, транспорт, игрушки, пища, одежда, прочее. Можно сделать карточки для дидактической игры своими руками, категорий должно быть как можно больше. Потому что на каждого игрока приходится по одной группе картинок. Во всех категориях должно быть одинаковое количество карточек.

Воспитатель кладет карточки лицевой стороной вниз. Затем распределяет категории по воспитанникам. Далее педагог демонстрирует ребятам картинки. Игрок, понявший, что показываемое изображение относится к его категории, должен поднять руку, развернутой фразой сказать, почему эта картинка для него. Например: «Этот грузовик для меня, потому что я собираю транспорт». Победителем становится игрок, первым собравший свой комплект.

Карточки одежды

Карточки еды

Картинки мебели

Картинки посуды

Картинки игрушек для детей

Добавь словечко

Дидактическая игра учит формировать сложное предложение, правильно употреблять предлоги. Для работы нужны сюжетные изображения.

Педагог демонстрирует воспитанникам картинку, произносит максимально краткую фразу, описывающую нарисованный сюжет. Ребята должны поочередно прибавлять к предложению 1–2 слова, тем самым его усложняя, при этом не выбиваясь за рамки сюжета. Вот пример предложения: «Дети катаются» — «Дети катаются на коньках» — «Дети катаются на коньках на катке» — «Дети катаются на коньках на школьном катке».

Сюжетные изображения

Посчитай слова

Игра учит подсчитывать на слух, сколько слов в предложении.

Педагог раздает воспитанникам по набору карточек, изображающих цифры от 1 до 10. Затем произносит предложение. Дети внимательно слушают, мысленно подсчитывают количество слов, после чего поднимают соответствующую карточку. Рекомендуется использовать предложения без предлогов, чтобы дошкольникам было легче воспринимать текст. Например: «Врач делает укол больной бабушке». Или: «Девочка кормит поросят».

Цифры

Заверши предложение

Дидактическая игра учит дошкольников формированию сложносочиненных предложений, сравнению объектов, определению антонимов, развивает память и мышление.

Педагог начинает предложение, а ребята должны ее завершить, употребив антоним. Затем они должны повторить фразу полностью. Вот несколько примеров для игры:

  • виноград сладкий, а лимон… кислый;
  • змея длинная, а лягушка… короткая;
  • снег белый, а уголь… черный;
  • арбуз большой, а черника… маленькая;
  • медведь сильный, а заяц… слабый.

Подарок

Для игры, которая учит составлению предложений, необходимы сюжетные картинки, изображающие процесс дарения определенного подарка.

Педагог демонстрирует воспитанникам изображение, а те, ориентируясь на сюжет, составляют фразу с ответом на вопрос, кто кому что дарит. Например: «Сын дарит маме букет», «Дедушка дарит внуку самокат», «Мама дарит дочке сарафан».

Назови растение

Дидактическая игра развивает фонематический слух, стимулирует мыслительные способности.

Педагог называет звук, например «к», а дети должны вспомнить как можно больше растений, названия которых начинаются на эту фонему: кактус, клен, клевер, кукуруза и прочее. За верный ответ игрок получает медальку. Победителем становится тот, кто соберет наибольшее число медалек.

Медальки

Путешествие в сказку

Цель игры — развитие воображения, формирование навыка свободного повествования.

Педагог читает воспитанникам сказку. После прочтения просит каждого ребенка по очереди рассказать, а как он поступил бы на месте главного персонажа, если бы вдруг попал в эту сказку. Дети должны рассказать свою версию истории развернуто, стараясь грамотно выстраивать предложения. При необходимости воспитатель должен им помогать.

Дидактические игры по развитию речи в старшей группе

В картотеку игр для дошкольников 5–6 лет включены занятия с разным образовательным и развивающим назначением. Цель дидактических игр по развитию речи для старшей возрастной группы — совершенствование фонематического слуха, формирование представлений о слогах и частях речи, активизация словаря, обучение согласованию слов.

Какой звук пропал?

Игра развивает умение проводить фонематический анализ. Для работы необходимы предметные иллюстрации.

Педагог кладет изображение перед ребенком, называет нарисованный объект, но вместо произнесения одного из звуков делает голосовую паузу. Воспитанник, ориентируясь на картинку, должен понять, какой звук пропущен, произнести слово целиком. Например: «полоте…це — полоте[н]це», «ко…та — ко[ф]та», «пи…ог — пи[р]ог». Можно использовать игру для закрепления произношения как разных звуков, так и определенной фонемы.

Какой звук потерялся

Посмотри вокруг

Игра учит делению слов на слоги. Занятие лучше проводить во время прогулки.

Педагог просит воспитанников внимательно посмотреть вокруг себя, отыскать объекты, названия которых имеют один слог. Дети ищут, называют, например: дом, кот, сад, парк, лес, мяч. Далее воспитатель предлагает найти объекты, имеющие два слога: трава, забор, клумба, газон, песок. А потом пусть найдут три слога: машина, дорога, карусель, дерево. За правильные ответы ребята получают фишки, которые в конце подсчитываются для определения победителя.

Ремонт предложения

Дидактическая игра учит грамотно строить фразы, развивает разговорную речь. Для занятия нужно придумать искаженные фразы, в которых слова стоят в неправильном порядке, существительные употреблены в именительном падеже, использована начальная глагольная форма.

Педагог зачитывает слова. Дошколята должны их изменить, поменять местами так, чтобы вышло корректное предложение. Например: «Кот, на, сидеть, подоконник» — «Кот сидит на подоконнике».

Назови лишнее

Игра развивает способность воспринимать звуки на слух.

Педагог раскладывает перед воспитанниками по три предметных картинки, задает определенный звук, например [ш]. Ребята должны назвать вслух все три предмета, затем убрать тот, в названии которого нет звука [ш]. Для примера: шуба, пушка, ложка.

Назови лишнее

Хлопни в ладоши

Дидактическая игра совершенствует слуховое восприятие фонем.

Педагог загадывает определенный звук. Затем произносит слова одно за другим. Дети внимательно слушают. Услышав слово, в котором присутствует заданная фонема, делают хлопок ладошками.

Мой и моя

Игра закрепляет навык использования притяжательных местоимений и разделения слов по роду. Для занятия нужны две коробочки и предметные иллюстрации.

Воспитатель раскладывает перед ребятами картинки. Просит в одну коробочку положить изображения предметов, на которые можно указать «он мой». В другую коробочку дети должны положить картинки предметов, про которые говорят «она моя».

Мой и моя

Мяч лови — цвет назови

Игра тренирует навык сочетания существительных с прилагательными. Для занятия нужен мяч.

Дети выстраиваются в ряд. Педагог бросает мяч игроку, произносит прилагательное, которое означает цвет. Бросив мяч обратно, дошкольник должен назвать существительное, которое корректно сочетается с прилагательным. Вот несколько примеров для разных цветов:

  • красный — флаг, яблоко, клубника, мак, помидор, закат, кровь;
  • оранжевый — морковь, тыква, абрикос, апельсин, лиса, заря;
  • зеленый — трава, кузнечик, лягушка, огурец, лист, мох, лес, парк;
  • фиолетовый — баклажан, слива, сирень, виноград, инжир, фиалка.

В мире животных

Игра закрепляет в индивидуальном словаре термины по теме «Животный мир».

Ребята становятся в круг. Воспитатель прохаживается внутри круга. Затем резко останавливается перед каким-либо игроком, говорит слово «зверь», «рыба» или «птица». И сразу начинает хлопать в ладоши. Когда педагог сделает 5 хлопков, ребенок должен назвать соответствующее живое существо. Если игроку это удается, он получает фишку. Побеждает игрок, собравший наибольшее число фишек.

Ласковые словечки

Дидактическая игра учит формировать существительные посредством уменьшительно-ласкательных суффиксов. Для занятия необходим мяч.

Педагог бросает мяч игрокам по очереди, при этом произносит слово. Дошкольник, поймавший мяч, должен сказать это же слово, только в уменьшительно-ласкательной форме. Вот несколько примеров для понимания игры:

  • стул — стульчик;
  • яблоко — яблочко;
  • зеркало — зеркальце;
  • заяц — зайчик;
  • вилка — вилочка;
  • солнце — солнышко;
  • червяк — червячок.

Назови ласково

Из чего это?

Игра активизирует употребление прилагательных, учит согласованию их с существительными. Для занятия нужны карточки, изображающие разные предметы.

Педагог называет два слова: одно означает предмет, а другое — материал его изготовления. Например, «стекло» и «ваза». Ребята должны отыскать соответствующий объект на разложенных перед ними карточках, назвать его с ответом на вопрос «Какой?», «Какая?» или «Какое?». То есть нужно сказать «стеклянная ваза». Игрок, правильно произнесший словосочетание, получает фишку. Победителем становится ребенок, собравший наибольшее количество фишек.

Из чего сделано?

Сказочники

Игра развивает воображение, учит связно говорить.

Педагог зачитывает воспитанникам начало какой-нибудь неизвестной им сказки. Игровая задача — придумать конец сказочной истории. Каждый ребенок развернуто рассказывает свою версию.

Дидактические игры «Развитие речи» в подготовительной группе

Предлагаем несколько игр по развитию фонематической культуры, расширению индивидуального словаря, коррекции грамматического речевого строя для дошкольников 6–7 лет.

Закончи словечко

Игра учит выделять слоги в словах.

Дети выстраиваются в ряд. Воспитатель бросает первому игроку мяч, произносит начало слова. Игрок должен сказать конец слова. Например: кару… сель, верто… лет, мага… зин. Важно подбирать такие слова, которые можно угадать по началу.

Мяч

Замени слово

Игра учит оперировать звуками в словах. Для работы нужны предметные иллюстрации.

Педагог задает фонему, которую предстоит вставить в качестве замены в слово, чтобы получилось другое слово. Пусть это будет, например, звук [ч]. Затем воспитатель кладет перед игроком изображение, называет нарисованный предмет, просит заменить фонему в начале или конце слова на [ч]. Ребенок называет слово, которое у него получилось, находит соответствующее изображение. Например: «гайка» — «чайка».

Замени слово

Угадай, что это?

Игра активизирует словарь, стимулирует мыслительные способности.

Воспитатель называет части, из которых состоит какой-либо объект. Дети должны догадаться, о чем идет речь. Вот несколько примеров для понимания игры:

  • ветви, ствол, корни, крона, листва, плоды, дупло, сучья — дерево;
  • стены, крыльцо, окна, крыша, чердак, подвал, комнаты — дом;
  • крылья, шасси, кабина, салон, сиденья, двигатель, хвост — самолет.

Угадай, что это?

Слова-друзья

Игра расширяет словарный запас синонимов, закрепляет в памяти смыслы слов.

Воспитатель называет три слова. Ребенок должен сказать, какие из них близки по смыслу, аргументировать свое мнение. Педагог должен объяснить воспитаннику, что такие слова называются синонимами. Вот несколько примеров для игры:

  • спешить, торопиться, прогуливаться;
  • пляска, частушка, хоровод;
  • враг, товарищ, друг;
  • крупный, забавный, огромный.

Куда мы ходили?

Игра закрепляет навык употребления существительных в родительном падеже и множественном числе. Для занятия требуются предметные картинки по темам «Сад», «Лесная поляна», «Огород».

Воспитатель спрашивает у ребят: «Куда мы ходили? Что увидели?». Дети начинают с темы «Сад». Они отвечают: «Мы были в саду. Увидели много…». Далее педагог демонстрирует изображения садовых культур, а дети перечисляют: «Увидели много яблок, слив, персиков, груш, вишен». Аналогично с ответами по темам «Огород» и «Лесная поляна».

Исправь ошибку

Дидактическая игра развивает слуховое восприятие и логическое мышление.

Педагог произносит предложение с искаженным смыслом, а дети исправляют ошибку. Вот несколько примеров предложений для игры:

  • пошел снег, потому что Оля надела лыжи;
  • овощи на грядках забыли полить, потому что они засохли;
  • погода была жаркой, потому что семья отправилась на речку.

Составь фразу

Игра учит употреблять в разговорной речи предлоги. Для работы нужны предметные картинки.

Педагог кладет перед игроками пару изображений. По этим картинкам дошколята должны составить предложение с употреблением предлогов. Например, на одной картинке изображены книги, на другой — полка на стене. У ребят должна получиться фраза: «Книги стоят на полке».

Составь фразу