Каталог дидактических игр по сенсорному развитию для дошкольников всех возрастных групп

Дидактические игры по сенсорному развитию детей — эффективное средство совершенствования предметного восприятия, открывающего многообразие мира объектов и явлений. Результатом занятий становится полноценное формирование сенсорики, которая заменяет слабо дифференцированные впечатления раннего возраста. У дошкольника формируются правильные представления о палитре, величинах, формах, пространственном положении, иных признаках объектов. Сенсорное развитие — база для совершенствования интеллектуальной активности.

Сенсорное развитие детей через дидактические игры

Дидактические игры помогают формировать и закреплять представления о внешних характеристиках объектов, материалов и явлений. Дошкольники глубже знакомятся с такими параметрами как форма, величина, цвет, пространственное положение, вкус, запах, текстура, а также с возможностью изменений и преобразований исследуемого предмета с течением времени.

Помимо совершенствования зрительного, вкусового, тактильного, слухового восприятия, дидактические сенсорные игры способствуют улучшению мелкой моторики. У ребенка с высоким развитием моторных функций рук лучше развиты отделы мозга, отвечающие за память, умение логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание. Развитие моторики положительно влияет на интеллектуальные и речевые способности, психическое состояние.

Мелкая моторика

Сенсорное развития — одно из важнейших направлений занятий в дошкольных учреждениях. Такие игры не только показывают высокую эффективность, но и вызывают у дошкольников интерес, желание заниматься. Ведь маленькие дети с удовольствием возятся с разными предметами, изучают их, сжимают в руках, трясут, нюхают, делятся впечатлениями. Изучение нового вызывает у дошколят бурю восторга, это положительно влияет на усвоение и закрепление информации.

Когда ребенок, придя в школу, не понимает признаки предметов, не имеет представления о форме, пропорциональности, расцветке, временных и пространственных изменениях, то можно говорить о задержке развития. У такого ребенка процесс обучения сопровождается серьезными проблемами. Школьник демонстрирует неловкость, несобранность, тугодумие. Он плохо пишет, рисует, конструирует, работа с канцелярскими принадлежностями и материалами для декоративно-прикладного творчества вызывает у него затруднения.

Цель сенсорной дидактической игры

Цель — развитие разных форм восприятия окружающего мира, расширение и накопление сенсорного опыта.

Задачи:

  • формирование навыка сравнения и группирования предметов;
  • закрепление представлений о палитре, о цветовых свойствах объектов;
  • развитие цветового, пространственного, временного восприятия;
  • закрепление представлений о геометрических формах;
  • формирование умения ориентироваться в свойствах объектов;
  • улучшение зрительной и моторной координации;
  • совершенствование мелкой моторики и тактильного восприятия;
  • развитие логического и творческого мышления;
  • привитие стремления достигать поставленной цели, получать положительные результаты;
  • воспитание усидчивости, настойчивости, внимательности, целеустремленности, отзывчивости, коммуникабельности, умения работать самостоятельно и в коллективе.

Дидактические игры сенсорные в младшей группе

Приступать к сенсорному развитию можно, когда дети достигнут 2–3-летнего возраста. Игра, рассчитанная на самых маленьких, должна основываться на развитии какой-то одной формы сенсорного восприятия. То есть это может быть занятие для ознакомления, например, только с геометрическими формами, или величинами, или палитрой.

Бусинки

Игра учит чередованию предметов по размеру. Для занятия нужны крупные бусинки диаметром 2–3 см и в таком же количестве маленькие, около 1 см в диаметре. По расцветке и иным параметрам бусины должны быть одинаковыми. Они должны иметь отверстия для продевания в вощеную веревочку или шнурок.

Педагог предлагает воспитаннику сделать для любимой игрушки бусы. Нужно обратить внимание ребенка на то, что бусины имеют разную величину, нанизывать их на веревочку можно в разном порядке. Педагог должен показать, как это делается. Пусть ребенок сначала попробует сначала нанизать бусинки в простом порядке: крупная, маленькая, крупная, маленькая и так далее. Затем, освоившись в процессе, воспитанник может придумать свою очередность нанизывания бусинок.

Если ребенок затрудняется с выполнением задания, допускает ошибки, педагог должен ему помогать, корректировать процесс. В конце работы дошкольник демонстрирует товарищам получившиеся красивые бусы, надевает их на игрушку.

Бусинки и кубики

Игра схожа с предыдущей, только учит чередованию предметов по форме. Нужно подготовить в равном количестве круглые бусины и кубики такой же величины, такого же цвета, а также вощеные веревочки или шнурки для изготовления бус.

Педагог обращает внимание ребенка, что материал для создания бус различается формой. Есть бусины в форме шара, а есть в форме квадрата. Педагог показывает воспитаннику очередность нанизывания: сначала квадрат, потом шарик, квадрат, шарик и так далее. Это простое чередование, но, поняв принцип работы, ребенок может придумать свою очередность, более сложную.

Для дошкольников старшего возраста две вышеописанные игры с бусинами можно объединить, тем самым усложнить. Нужно придумать очередность, в которой бусинки будут разниться и по форме, и по величине.

Разноцветные крышечки

Игра учит различению основных цветов. Для занятия нужны игрушечные ведерки красного, зеленого, синего и желтого цветов, а также крышечки из-под пластиковых бутылок, окрашенных аналогично. Перед игрой желательно напомнить ребятам, как называют представленные цвета. Можно предложить воспитанникам перечислить, что бывает определенного цвета. Например, что бывает зеленым. Или красным.

Игра проводится в 2 этапа:

  1. Крышечки нужно высыпать в кучку, перемешать. Педагог берет произвольную крышечку, спрашивает, какого она цвета.
  2. Далее игра усложняется. Ребята должны рассортировать крышечки по ведеркам, учитывая окраску игрового материала.

Завершив сортировку, дети и воспитатель заглядывают в ведерки, смотрят, не оказалось ли там неправильной крышечки. Если нашлась такая крышка, ее нужно переложить в правильную емкость.

Мячики

Игра формирует навык различения предметов по размеру. Для занятия нужно взять несколько больших и маленьких мячей. Их следует положить вперемешку в корзину для спортивного инвентаря.

Дети становятся возле корзины. Педагог отходит на другую сторону игрового помещения. Каждый ребенок по очереди подходит к корзине. Воспитатель просит его принести ему мяч определенной величины: большой или маленький. Если игрок ошибся с выбором, педагог должен наглядно объяснить разницу между понятиями «большой» и «маленький». Для этого нужно вложить в одну руку ребенка большой мяч, в другую — маленький мячик.

Когда дети освоятся, игру можно усложнить. Пусть дети приносят не один мяч, а два одинаковой или разной величины.

Капельки

Игра предназначена для закрепления названий основных цветов. Для занятия необходимо вырезать из плотной бумаги небольшие капли разных цветов. Также нужно взять мисочки или пластиковые стаканчики соответствующих цветов.

Педагог, разложив перед игроками капельки вперемежку, просит собрать их в соответствующие по цвету емкости. Причем ребята должны четко проговаривать вслух свои действия. Например: «В синий стаканчик я кладу синюю капельку». Желательно, чтобы педагог сначала показал воспитанникам, как правильно раскладывать, что говорить.

Дидактические игры сенсорные в средней группе

Предлагаем картотеку сенсорных игр для дошкольников 3–4 лет.

Домик для мышонка

Игра учит различению и подбору цветов, развивает цветовосприятие, способствует запоминанию названий основных колеров. Для работы нужно подготовить картонные домики с дверями разных цветов и изображения мышат с хвостиками аналогичных колеров.

Педагог раскладывает перед игроками домики, просит назвать цвета, в которые окрашены двери. По сюжету игры мышата спасаются от кота. Чтобы они успели спастись, ребята должны быстро подобрать для каждого мышонка подходящий домик, ориентируясь на цвет двери и мышиного хвоста.

Разложи фигуры

Игра формирует представление об основных геометрических формах, учит подбору фигур по представленному образцу, знакомит со способом распределения методом накладывания на контур. Для занятия нужны картонные геометрические фигуры, а также карточки, изображающие контуры представленных форм. Картонные фигуры и изображенные контуры должны совпадать по размеру.

Для начала педагог напоминает воспитанникам названия фигур. Он обводит каждый контур пальцем, спрашивает: «Что это за фигура?». Важно обратить внимание ребят на то, что не все фигуры имеют углы. Далее дети сами обводят пальчиками фигуры, называют их. Затем накладывают картонные формы на контурные изображения, выискивая совпадающие пары. Игровая задача — разложить все фигуры так, чтобы они совпали с контурами.

Разложи фигуры

Домики для орешков

Игровой материал для увлекательного занятия, здорово развивающего мелкую моторику и закрепляющего названия цветов, несложно сделать своими руками. Потребуются гуашевые краски и принадлежности для работы с ними, картонная коробка из-под десятка яиц, грецкие орехи в скорлупе.

Дети открывают яичные коробки, окрашивают определенным цветом гуаши каждое углубление. Затем покрывают аналогичными цветами орехи. Дальнейшая игровая задача — разложить орехи по «домикам» с учетом соответствия цветов.

Чудесный мешок

Игра формирует умение тактильно, без задействования органов зрения, определять формы предметов. Для занятия требуются некрупные предметы разных геометрических форм, например, мячи, кубики. Можно сделать плоские фигуры из картона или другого плотного материала, ламинировать. Также для игры понадобиться холщовый мешок, в который нужно положить все подобранные предметы.

Педагог называет геометрическую фигуру, а ребенок, опустив руку в мешок, должен нащупать и вытащить предмет аналогичной формы. Чтобы игра получилась азартнее, можно установить время, за которое игрок должен отыскать предмет заданной формы.

Рождественская елка

Игра учит составлять изображение определенной расцветки по образцу. Для работы нужно сделать карточки, изображающие елку с шариками. На каждой карточке должно быть определенное сочетание шариков по цвету. Также нужно вырезать из картона елку с круглыми отверстиями на месте шариков и кружочки разных колеров, размером соответствующие этим отверстиям. Игровая задача — распределить шарики по елке, ориентируясь на заданную карточку как образец.

Сенсорно-дидактические игры в старшей группе

Ребята 3–4 лет уже получили базовые представления об основных признаках предметов. Поэтому можно применять дидактические игры, способствующие одновременному развитию нескольких навыков восприятия.

Заштопай платье

Игра здорово развивает моторику рук. Для работы необходимо сделать картонную матрешку, на платье которой вырезаны отверстия разных геометрических форм и размеров. Педагог обращает внимание воспитанников на то, что у матрешки истрепалось платье, нужно помочь его заштопать. Затем демонстрирует ребятам геометрические фигуры, которые должны стать заплатками. Дети прикладывают формы к отверстиям, определяя подходящие.

Ответственные задания

Игра учит различать объекты по множеству признаков, развивает слуховое восприятие и речевые навыки. Для занятия нужны разные игрушки: большой мишка и маленький медвежонок, мячики красного и зеленого цветов, кукла, машинка, белая и желтая кружки.

Сначала педагог демонстрирует воспитанникам игрушки, предлагает назвать их, указать размер и цвет. Когда ребята запомнят информацию, воспитатель начинает давать им задания такого типа:

  • положи куклу рядом с желтой кружкой;
  • посади маленького медвежонка справа от зеленого мячика;
  • поставь белую кружку слева от машинки.

Сортировщики

Игра направлена на улучшение моторики рук. Для ее проведения нужно подготовить крупы разной величины и текстуры: рис, гречку, фасоль. Воспитатель высыпает во вместительную емкость весь материал, перемешивает. Игровая задача — рассортировать крупы по мискам за определенное время.

Зашнуруй картинку

Игра эффективна как средство совершенствования мелкой моторики. Она улучшает пространственную ориентацию и концентрацию внимания, учит координировать свои действия, выполнять их последовательно. Для занятия необходимо изготовить из плотного, не склонного к деформации материала разные интересные изображения. В них нужно проделать несколько отверстий. Либо можно купить деревянные игрушки-шнуровки. Задача играющих — учиться шнурованию путем протягивания шнурков заданного цвета в отверстия изображений.

Подготовительная группа

Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр требуется и в подготовительной группе детсада. Немалое количество дошкольников старшего возраста не имеет навыка визуального сравнения объектов, определения их основных признаков. Это негативно сказывается на дальнейшей учебе в школе. Такой ситуации нельзя допускать.

Подбери пищу для зверят

Игру рекомендуется провести в рамках изучения темы «Животный мир». Занятие направлено на улучшение моторики рук и развитие визуального анализа. Для работы нужен круг, разбитый на секторы. На каждом секторе должна быть изображена пища определенного вида животных. Также нужно вырезать изображения мордочек зверят, прицепить их к бельевым прищепкам.

Педагог указывает на определенную пищу на круге. Задача игрока — определить, какое животное питается таким кормом. Сделав умозаключение, ребенок берет подходящую прищепку с изображением животного, цепляет ее на сектор с пищей. Педагог должен навести воспитанника на мысль, что одно животное может питаться несколькими разными кормами.

Кто что ест?

Забавные резинки

Игра здорово развивает мелкую моторику, способствует запоминанию названий цветов, совершенствует память и визуальное усвоение информации. Для занятия требуются в большом количестве резинки для волос разного цвета. Также необходимы карточки, изображающие определенное расположение резинок, нацепленных на руку, с учетом их цвета и количества захватываемых пальцев.

Педагог демонстрирует ребятам одну из карточек. Дети должны за определенное время нацепить на свою руку столько же резинок и в таком же положении, как изображено на карточке. Победителем становится первый игрок, правильно и быстро выполнивший задание.

Складные квадраты

Эта игра, развивающая моторику рук и знакомящая с геометрическими формами, требует наличия квадратов из плотного материала, разделенных на несколько частей, имеющих определенный цвет. Игровой материал можно не делать, а купить в детском магазине. Называется набор «Сложи квадрат» авторства Никитина.

Игровая задача — сложить квадраты из частей. Когда ребята начнут хорошо справляться с заданием, можно предложить им придумать свою фигуру из кусочков квадрата.