«Подбери заплатку» – увлекательная развивающая игра для дошкольников 2-6 лет
Дидактическая игра «Заплатки» – развивающее занятие, благодаря которому дошкольник получает навык анализа, выделения составных частей. Задача игрока – найти недостающий кусок изображения. Играть могут детсадовцы всех возрастных групп. Для самых маленьких воспитанников 2-3 лет предназначены примитивные картинки. А детям 4-6 лет можно предложить сложные изображения.
Цель игры «Заплатки»
Настольная игра не только необычайно увлекательна, но и приносит большую пользу, способствует физическому и умственному развитию ребенка.
Цель игры – научить выделению составных частей объекта, объединению их в одно целое.
Задачи:
- получение навыка различения и сопоставления цветов и форм;
- знакомство с объектами окружающего мира и геометрическими фигурами;
- развитие концентрации внимания, умения логически мыслить, анализировать;
- совершенствование визуального, в том числе цветового, восприятия и зрительной памяти;
- улучшение моторики пальцев рук;
- расширение индивидуального словаря;
- тренировка усидчивости, самостоятельности, любознательности, формирование навыка коллективной работы, воспитание дружелюбия.
Подготовка к игре
Картинки для игры можно приобрести в книжном или детском магазине, найти в интернете, а можно изготовить самостоятельно из печатных картинок. Изображения должны быть цветными и четко прорисованными. Если картинки распечатаны на тонком листе, следует приклеить их на плотный картон, затем ламинировать: это обеспечит их длительную эксплуатацию.
При выборе подходящих картинок следует учитывать возраст детей. Причем важно подбирать изображения не только по сложности для каждого возраста, но также они должны быть понятными и интересными для дошкольников. Это могут быть:
- геометрические формы;
- позитивные сюжеты;
- предметы гардероба;
- герои мультфильмов;
- овощи и фрукты;
- животные.
Подготовив картинки, из них нужно вырезать заплатки – небольшие куски круглой или квадратной формы. Места вырезания не должны повторяться, то есть в одной картинке заплатка может быть в верхней части, в другой – в нижней, в третьей – в центральной, у прочих справа или слева.
Если воспитанники совсем маленькие, не умеют пользоваться ножницами, выполните эту часть работы самостоятельно. Если дети постарше, доверьте им вырезать заготовки. Это будет дополнительной тренировкой мелкой моторики и усидчивости.
Игра «Подбери заплатку»
Для начала расскажите воспитанникам правила игры. Пусть они внимательно рассмотрят картинки. На каждом изображении не хватает определенного куска. Задача игроков – найти этот кусок, закрыть им пустое место картинки. В итоге получится полноценное изображение.
Построить игру «Найди заплатку» можно двумя способами: с использованием канцелярского клея и без. В первом случае заплатка приклеивается к изображению по принципу аппликации. Во втором случае просто накладывается по принципу пазлов. Второй вариант удобнее и практичнее, так как заготовки можно использовать многократно.
Существуют 3 варианта игры:
- Индивидуальный. Ребенок получает картинки с пустыми участками и отдельно предназначенные для них заплатки. Он поочередно прикладывает каждую заплатку к изображению, смотрит, подходит ли она. Таким образом собирает все картинки. Если дошкольник старшего возраста отличается сообразительностью или имеет опыт этой игры, можно предложить ему сыграть на время.
- Коллективный. Игроки получают по 1-3 картинки. Ведущий забирает заплатки, показывает игрокам каждую по очереди. А дети должны определить, подходит ли демонстрируемый кусок к их изображению. Игрок, определивший свою заплатку, поднимает руку. Игру можно организовать на убывание: тот, кто сделает неправильный выбор, выбывает.
- Соревновательный. Дети играют попарно, получают несколько картинок в равном количестве. Ведущий демонстрирует куски изображения. А игроки должны определить, относится ли заплатка к одной из его картинок. Если какой-то кусок изображения остается невостребованным обоими игроками, он откладывается. Побеждает ребенок, первым правильно собравший свои картинки.
Игра «Геометрические заплатки» предназначена для дошкольников старшего возраста, уже готовящихся к школе. В этом случае занятие помогает детям закрепить в памяти названия геометрических форм. Важно, чтобы в процессе игры дошкольник называл вслух фигуру, которая у него получилась при наложении заплатки на изображение.