Развивающие и познавательные игры для дошкольников на тему «Птицы»
Дидактические игры на тему «Птицы» формируют у дошкольников общие представления о зимующих и перелетных, диких и хозяйственных пернатых. Дети узнают о внешних особенностях, поведении, питании, территориях обитания птиц, воспитывают в себе уважительное отношение к природе. Игры предназначены для индивидуальных и групповых занятий с детсадовцами разных возрастных групп.
Содержание
Дидактические игры про птиц
Цель дидактической игры «Птицы» – расширение представлений о распространенных на территории нашей страны пернатых.
У представленных в картотеке игр следующие задачи:
- расширение и систематизация знаний о перелетных и остающихся на зиму, диких и живущих с человеком птицах;
- формирование познавательной активности;
- развитие творческих способностей, фантазии;
- улучшение речевых навыков, расширение индивидуального словаря по теме «Птицы»;
- развитие памяти, концентрации внимания, умения логически мыслить, приводить аргументы;
- улучшение моторики пальцев рук;
- улучшение коммуникабельности, умения продуктивно контактировать со взрослыми и сверстниками.
Назовите птицу
Игра для детей 3-4 лет учит узнавать по внешнему виду и правильно называть прирученных и диких пернатых, развивает зрительную память.
Для игры подготовьте картинки, изображающие курицу, индюка, гуся, воробья, ворону, скворца, голубя, синицу и прочие виды.
Разложите изображения перед игроками, попросите назвать птиц. Каждый участник говорит по очереди, остальные либо соглашаются кивком, либо мотают головой при несогласии.
Для расширения кругозора и знакомства с пернатыми обитателями нашей страны, их повадками, особенностями зимовки, рекомендуем развивающий материал «картинки птиц с названиями».
Угадай по описанию
Дидактическая игра «Птицы» в средней группе детсадовцев развивает логическое мышление, расширяет общие знания по теме.
Называйте определения, а игроки должны догадаться, о ком речь:
- серая, хитрая, крикливая, проворная – ворона;
- маленький, красивый, красногрудый, чернохвостый – снегирь;
- серый, длинноклювый, длинноногий, длинношеий – журавль;
- хищная, бесшумная, круглоглазая, пестрая – сова;
- черная, белобокая, красивая, длиннохвостая – сорока;
- маленький, шустрый, коричневый, прыгучий – воробей;
- красный, крестоклювый, лесной, темнокрылый – клест.
Кого не стало
Игра для младшей группы развивает зрительную память, делает детей внимательными, собранными.
Для занятия подготовьте карточки, изображающие пернатых.
Попросите участников посмотреть на картинки, назвать все изображенные виды, затем закрыть глаза. Пока дети ничего не видят, спрячьте одно изображение. Задача игроков – снова посмотреть на картинки, вспомнить, какая исчезла.
Кто дальше улетит
Логопедическая игра развивает у дошкольников продолжительный и плавный выдох, стимулирует мускулатуру нижней части лица.
Для занятия сделайте из тонкой цветной бумаги птичек-оригами.
Ход игры:
- Поставьте бумажные фигурки на край стола.
- Одновременно участвуют два ребенка. Каждый становится рядом с птичкой лицом к столу.
- Дайте команду сдунуть фигурку с края в центр стола. Перед этим объясните, что дуть нужно на одном выдохе. Выдыхать несколько раз нельзя.
- Участники сдувают птичек. Остальные наблюдают, чья фигурка продвинется дальше.
Дидактические игры на тему «Перелетные птицы»
Немало развивающих и познавательных игр посвящено перелетным и зимующим птицам. Они воспитывают у дошкольников желание помогать пернатым в голодные и холодные зимние месяцы.
Дети учатся узнавать по внешнему виду, отличать друг от друга крылатых гостей, прилетающих зимой к кормушкам. У них формируется представление о перелетных видах, о причинах такого их образа жизни.
Для первой игры подготовьте картинки известных детям птиц, улетающих на юг и остающихся зимовать в родном краю. Задача игроков – прикрепить перелетных на доску с одной стороны, зимующих – с другой.
Вторая дидактическая игра «Перелетные птицы» строится в форме беседы. Называйте обитающий в нашей стране дикий вид, а дети по очереди должны отвечать, остается он или отправляется на юг.
Для третьей дидактической игры «Зимующие птицы» подготовьте изображение кормушки. Разложите вокруг нее несколько картинок зимующих птиц, а среди них – одну перелетную. Задача детей – внимательно посмотреть на композицию, обнаружить лишнее изображение, аргументировать выбор. Повторите задачу несколько раз с разными изображениями.
Еще одна игра называется «Четвертый лишний». Перечисляйте по 4 вида пернатых, а дети должны догадаться, какой из них неправильный по способу зимовки:
- синица, [соловей], галка, сорока;
- ворона, воробей, [ласточка], клест;
- скворец, жаворонок, аист, [сойка];
- [сорока], журавль, кукушка, стриж;
- голубь, сова, [дрозд], снегирь;
- лебедь, [филин], иволга, цапля.
Дидактическая игра «Домашние птицы»
Дошкольники учатся различать домашних и диких пернатых.
Для занятия сделайте круглое игровое поле с движущейся стрелкой. Разделите круг на две части: справа – лесной пейзаж, слева – хозяйственный двор.
Раскрутите стрелку. Если она остановится на лесной картинке, игрок называет дикую птицу, если на изображении двора – домашнюю. И так каждый участник по очереди.
Нелепость
Произнесите заведомо нелепые фразы. А дети должны объяснить, в чем ошибка, как должно звучать правильно:
- цыпленок сидит на яйцах;
- на птичьих крыльях растет шерсть;
- соловей живет в конуре;
- для аиста школьники смастерили скворечник;
- из птичьих яиц появились черепашки;
- птицы роют норы.
Чей голос
Игра развивает зрительное и слуховое восприятие. Подготовьте картинки и соответствующие аудиозаписи голосов птиц. Воспроизводите птичьи голоса, а воспитанники на слух должны определить, кому они принадлежат, указать на правильную картинку.
Есть и другой вариант игры, дополнительно развивающей речевые навыки, обогащающей индивидуальный словарь. Называйте распространенных пернатых, а дети должны сказать, какими звуками те общаются:
- ворона – каркает;
- петух – кукарекает;
- воробей – чирикает;
- гусь – гогочет;
- сорока – стрекочет;
- кукушка – кукует;
- сова – ухает;
- синица – свистит;
- соловей – поет;
- щегол – щебечет;
- журавль – курлычет;
- голубь – воркует;
- утка – крякает.
Ягоды для снегиря
Творческое задание для детсадовцев младшего возраста. Объясните малышам, что снегири зимой лакомятся плодами рябины. Подготовьте изображение красногрудой птички на голой ветке.
Задача детей – подрисовать ягоды в пальчиковой технике. То есть макать пальчик в красную краску, ставить пятна на ветке.
Делаем скворечник
Объясните воспитанникам, что люди помогают птицам, вывешивая для них на деревьях домики – скворечники. Предложите детям составить скворечник из бумажных геометрических фигур:
- треугольник – крыша;
- квадрат – основа;
- круг – входное отверстие;
- прямоугольник – подставка.
Кто где живет
Воспитанники делятся на 5 групп по месту обитания птиц. Разложите на столе карточки, изображающие пернатых разных видов. Задача участников – правильно распределить картинки по группам:
- лес – дятел, клест, сорока, сойка, тетерев, глухарь, свиристель, дрозд, кукушка, филин;
- болото – журавль, выпь, кулик, аист, бекас, цапля;
- река – кряква, чайка, гагара, гоголь, лебедь;
- город – голубь, галка, синица, ворона, воробей;
- подворье – курица, утка, индюк, гусь.
В чем причина
Дидактическая игра «Птицы» в старшей группе обучает умению находить связь между природными объектами путем построения экологических цепочек.
Начинайте предложение, а дети должны закончить:
- осенью раньше остальных на юг оправляются насекомоядные птицы, потому что… (кормиться нечем, насекомые прячутся в укрытия перед зимними холодами);
- дятла называют санитаром леса, ведь он… (поедает жуков и личинок, прячущихся под корой);
- у журавля длинные ноги, чтобы… (было удобно ходить по болоту);
- стрижи быстро летают высоко в небе, потому что… (ловят насекомых);
- черный аист занесен в Красную книгу, потому что… (редко встречается, постепенно исчезает);
- водоплавающим птицам приходится улетать на юг, потому что… (зимой водоемы замерзают);
- весной птенцы клеста уже подросшие, ведь… (этот вид выхаживает потомство зимой);
- весной птицы начинают вить гнезда, чтобы… (высиживать яйца, растить птенцов);
- кукушка не вьет гнезда, потому что… (подбрасывает яйца другим птицам).
Дидактическая игра «Птица и птенчик»
Назовите взрослую особь, а игроки должны сказать, как называются птенцы этого вида:
- утка – утенок – утята;
- курица – цыпленок – цыплята;
- гусь – гусенок – гусята;
- глухарь – глухаренок – глухарята;
- сова – совенок – совята;
- галка – галчонок – галчата;
- сокол – соколенок – соколята;
- журавль – журавленок – журавлята;
- перепел – перепеленок – перепелята;
- кукушка – кукушонок – кукушата;
- орел – орленок – орлята;
- щегол – щегленок – щеглята;
- индюк – индюшонок – индюшата;
- аист – аистенок – аистята.
Подбери правильное слово
Дидактическая игра «Птицы» в подготовительной группе развивает логическое мышление у детей. Начинайте произносить предложение, а участники должны закончить его одним словом:
- у людей нос, у птиц… (клюв);
- у собаки шерсть, у вороны… (перья);
- щука плывет в реке, жаворонок летит… (в небе);
- у кошки четыре лапы, у аиста… (две ноги и два крыла);
- у женщины младенец, у курицы… (цыпленок).
Подбери признаки
Игра «Птицы» в детском саду учит подбирать правильные определения к существительному: сорока (какая?), орел (какой?), цыплята (какие?), сова (какая?), голубь (какой?) и так далее.
Назови стаю
Игра учит формированию прилагательных из существительных: лебеди – стая лебединая, утки – утиная, журавль – журавлиная, воробей – воробьиная, голубь – голубиная, ворона – воронья, гусь – гусиная и так далее.
Чего не хватает
Игра формирует представление о внешних особенностях пернатых, воспитывает сострадательное отношение к живым существам.
Для занятия подготовьте картинки птиц, у каждой из которых не хватает одной детали: клюва, хвоста, лапок, глаз, крыльев. Задача детей – внимательно рассмотреть картинки, сказать, чего нет.
Назови предмет по признаку
Игра обучает подбору существительных к определениям по смыслу, развивает логическое мышление, расширяет индивидуальный словарь по теме. Называйте прилагательное, дети должны придумать подходящее слово: журавлиный (клин), лебединое (озеро), соловьиная (песня), воронье (карканье), совиные (глаза), павлиний (хвост).
Что в кормушке
Игра формирует представление о питании разных видов пернатых.
Прикрепите к доске изображение кормушки. Объясните детям, что в нее необходимо положить разнообразную пищу. Ведь каждая птица питается своим кормом. Прикрепите к доске картинки, изображающие разные виды птичьей пищи: зерно, крошки, грызунов, ягоды, лягушек, водоросли, насекомых. Каждого игрока назовите представителем определенного вида птиц.
Дети по очереди подходят к доске, называют себя, выбирают подходящий корм. Например, «Я сова, моя еда – мыши», «Я воробей, кушаю крошки» или «Я аист, моя еда – лягушки».
Задания в картинках «Птицы»
Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет «Птицы». Автор: Русланова Н. С.
Самый лучший материал по теме птиц!