Дидактические игры по теме «Путешествия» для разностороннего развития дошкольников
Дидактические игры «Путешествия» для дошкольников — способы широкого и разностороннего развития, ознакомления с окружающим миром. Такие занятия полезны для ребят средней и старшей возрастной группы, они расширяют детский кругозор, положительно влияют на речевые, моторные и интеллектуальные навыки. Представляем несколько популярных в детсадах игр по тематике «Путешествия».
Дидактическая игра «Путешествие по городу»
Цель дидактической игры «Путешествие» — получение и закрепление широких знаний о своем городе, его истории, культуре, архитектуре.
Задачи:
- формирование умения ориентироваться в городе;
- получение представлений о том, как благоустраивается и развивается город, в том числе силами простых горожан;
- привитие интереса к исследованию городских достопримечательностей;
- воспитание патриотических чувств, положительного восприятия своего города;
- речевое развитие, обогащение лексики.
Перед началом игры педагог проводит наводящую беседу, демонстрирует воспитанникам фотографии и иллюстративные изображения города. Ребята с воспитателем обсуждают названия городских улиц, особенности общественного транспорта, разнообразие районов и типов застройки.
Для работы с ребятами нужно подготовить цельные и разрезанные на несколько частей изображения ключевых объектов и достопримечательностей своего города.
Педагог спрашивает у ребят, как называется их родной город, затем просит описать его. Дошкольники поочередно называют эпитеты: большой, просторный, зеленый, красивый, промышленный, развитый и прочие подходящие. Далее воспитатель говорит, что к ним в гости прилетел иностранец, который хотел бы познакомиться с таким славным городом поближе. А ребята должны ему помочь, стать для иностранного туриста гидами. Путешествовать педагог предлагает всем вместе в автобусе, который провезет по главным улицам мимо основных достопримечательностей.
Далее воспитатель называет одну за другой автобусные остановки, демонстрирует воспитанникам изображение достопримечательности, в реальности расположенной в этой точке города. Например, педагог говорит: «Первая остановка — кинотеатр «Октябрь». И показывает картинку этого кинотеатра. Ребята должны рассказать все, что знают об этом месте, бывали ли они там. При необходимости педагог помогает дошкольникам, рассказывает любопытные факты.
В конце воображаемого путешествия воспитатель демонстрирует ребятам изображение их детского сада. Дети узнают его, говорят, как называется их детсад.
Иностранцу прогулка по городу очень понравилась, и педагог предлагает подарить ему картинки достопримечательностей. Воспитатель раскладывает на столе вперемешку разрезанные картинки и с печалью в голосе говорит, что кто-то умудрился повредить изображения города. Чтобы иностранный турист не расстроился, ребята собирают из кусочков цельные картинки.
Путешествие по сказкам
Цель игры — расширение представлений о сказках, о главных персонажах и их поступках.
Задачи:
- тренировка узнавания сказочных персонажей;
- речевое развитие;
- формирование умения интерпретировать сказочные сюжеты для реальной жизни;
- воспитание сопереживания, желания помогать;
- совершенствование образного мышления, воображения;
- формирование интереса к настольным развивающим занятиям;
- тренировка умения продуктивно работать в команде;
- воспитание усидчивости, целеустремленности, сосредоточенности.
Для проведения игры требуется игровое поле, составленное из частей. Также нужно сделать карточки, на которых написаны задания, и большой кубик с изображенными на сторонах сказочными персонажами. За выполненные задания игрок будет получать «монетки», а для передвижения по игровому полю следует использовать фишки. В ходе игры дети стараются получить как можно больше «монет».
Педагог рассказывает, что изображенным на игровом поле сказочным героям нужна помощь ребят, а чтобы им помочь, необходимо выполнить задания на карточках. Первый ребенок, бросив кубик, переставляет фишку на изображение выпавшего персонажа. Затем берет карточку с нарисованным героем, переворачивает ее, смотрит задание, выполняет его. При правильном выполнении получает «монету», при неправильном — остается ни с чем. Победителем становится игрок, набравший наибольшее количество «монеток», то есть сумевший помочь наибольшему количеству сказочных героев.
Дидактическая игра «Путешествие по группе»
Данная игра по теме «Путешествия» актуальна в случаях, когда одному или нескольким новоприбывшим дошколятам нужно адаптироваться в группе. Ведь приход в новый детский коллектив для маленького ребенка — огромный стресс. Игра помогает новому воспитаннику влиться в коллектив, понять, как все устроено в группе, где что находится.
Цель игры — знакомство с обстановкой и обустройством детсадовской группы.
Задачи:
- формирование положительного восприятия группы;
- тренировка речевых и коммуникативных навыков;
- обогащение индивидуального словаря;
- улучшение координации движений и мелкой моторики;
- тренировка концентрации внимания и памяти;
- развитие сосредоточенности, сообразительности, наблюдательности.
Педагог условно делит помещение детсадовской группы на несколько частей — «станций». На каждой станции «путешествующих» ребят ожидает нечто новое и необычное. Например, на одной игровой станции дошколята обнаруживают на полке игрушку, которой раньше не было, на другой — материалы для совместного изготовления поделки, на третьей — посуду для чаепития и заваренный чай, которым они вместе дружно угощаются, и так далее. Двигаясь вместе со всеми ребятами, новички запоминают расположение вещей и предметов мебели, узнают, где хранятся те или иные предметы.