Дидактические игры по теме «Путешествия» для разностороннего развития дошкольников

Дидактические игры «Путешествия» для дошкольников — способы широкого и разностороннего развития, ознакомления с окружающим миром. Такие занятия полезны для ребят средней и старшей возрастной группы, они расширяют детский кругозор, положительно влияют на речевые, моторные и интеллектуальные навыки. Представляем несколько популярных в детсадах игр по тематике «Путешествия».

Дидактическая игра «Путешествие по городу»

Цель дидактической игры «Путешествие» — получение и закрепление широких знаний о своем городе, его истории, культуре, архитектуре.

Задачи:

  • формирование умения ориентироваться в городе;
  • получение представлений о том, как благоустраивается и развивается город, в том числе силами простых горожан;
  • привитие интереса к исследованию городских достопримечательностей;
  • воспитание патриотических чувств, положительного восприятия своего города;
  • речевое развитие, обогащение лексики.

Перед началом игры педагог проводит наводящую беседу, демонстрирует воспитанникам фотографии и иллюстративные изображения города. Ребята с воспитателем обсуждают названия городских улиц, особенности общественного транспорта, разнообразие районов и типов застройки.

Для работы с ребятами нужно подготовить цельные и разрезанные на несколько частей изображения ключевых объектов и достопримечательностей своего города.

Достопримечательности Москвы

Педагог спрашивает у ребят, как называется их родной город, затем просит описать его. Дошкольники поочередно называют эпитеты: большой, просторный, зеленый, красивый, промышленный, развитый и прочие подходящие. Далее воспитатель говорит, что к ним в гости прилетел иностранец, который хотел бы познакомиться с таким славным городом поближе. А ребята должны ему помочь, стать для иностранного туриста гидами. Путешествовать педагог предлагает всем вместе в автобусе, который провезет по главным улицам мимо основных достопримечательностей.

Далее воспитатель называет одну за другой автобусные остановки, демонстрирует воспитанникам изображение достопримечательности, в реальности расположенной в этой точке города. Например, педагог говорит: «Первая остановка — кинотеатр «Октябрь». И показывает картинку этого кинотеатра. Ребята должны рассказать все, что знают об этом месте, бывали ли они там. При необходимости педагог помогает дошкольникам, рассказывает любопытные факты.

В конце воображаемого путешествия воспитатель демонстрирует ребятам изображение их детского сада. Дети узнают его, говорят, как называется их детсад.

Детский сад

Иностранцу прогулка по городу очень понравилась, и педагог предлагает подарить ему картинки достопримечательностей. Воспитатель раскладывает на столе вперемешку разрезанные картинки и с печалью в голосе говорит, что кто-то умудрился повредить изображения города. Чтобы иностранный турист не расстроился, ребята собирают из кусочков цельные картинки.

Путешествие по сказкам

Цель игры — расширение представлений о сказках, о главных персонажах и их поступках.

Задачи:

  • тренировка узнавания сказочных персонажей;
  • речевое развитие;
  • формирование умения интерпретировать сказочные сюжеты для реальной жизни;
  • воспитание сопереживания, желания помогать;
  • совершенствование образного мышления, воображения;
  • формирование интереса к настольным развивающим занятиям;
  • тренировка умения продуктивно работать в команде;
  • воспитание усидчивости, целеустремленности, сосредоточенности.

Для проведения игры требуется игровое поле, составленное из частей. Также нужно сделать карточки, на которых написаны задания, и большой кубик с изображенными на сторонах сказочными персонажами. За выполненные задания игрок будет получать «монетки», а для передвижения по игровому полю следует использовать фишки. В ходе игры дети стараются получить как можно больше «монет».

Педагог рассказывает, что изображенным на игровом поле сказочным героям нужна помощь ребят, а чтобы им помочь, необходимо выполнить задания на карточках. Первый ребенок, бросив кубик, переставляет фишку на изображение выпавшего персонажа. Затем берет карточку с нарисованным героем, переворачивает ее, смотрит задание, выполняет его. При правильном выполнении получает «монету», при неправильном — остается ни с чем. Победителем становится игрок, набравший наибольшее количество «монеток», то есть сумевший помочь наибольшему количеству сказочных героев.

Сказочные герои

Дидактическая игра «Путешествие по группе»

Данная игра по теме «Путешествия» актуальна в случаях, когда одному или нескольким новоприбывшим дошколятам нужно адаптироваться в группе. Ведь приход в новый детский коллектив для маленького ребенка — огромный стресс. Игра помогает новому воспитаннику влиться в коллектив, понять, как все устроено в группе, где что находится.

Цель игры — знакомство с обстановкой и обустройством детсадовской группы.

Задачи:

  • формирование положительного восприятия группы;
  • тренировка речевых и коммуникативных навыков;
  • обогащение индивидуального словаря;
  • улучшение координации движений и мелкой моторики;
  • тренировка концентрации внимания и памяти;
  • развитие сосредоточенности, сообразительности, наблюдательности.

Педагог условно делит помещение детсадовской группы на несколько частей — «станций». На каждой станции «путешествующих» ребят ожидает нечто новое и необычное. Например, на одной игровой станции дошколята обнаруживают на полке игрушку, которой раньше не было, на другой — материалы для совместного изготовления поделки, на третьей — посуду для чаепития и заваренный чай, которым они вместе дружно угощаются, и так далее. Двигаясь вместе со всеми ребятами, новички запоминают расположение вещей и предметов мебели, узнают, где хранятся те или иные предметы.

Детский сад