«Съедобное – несъедобное» – все варианты развивающей дидактической игры

Игра «Съедобное – несъедобное» для детей – метод физического развития, формирования познавательной активности, расширения представлений об окружающем мире. Она предназначена для дошкольников 4-6 лет, то есть средней группы детсада. Играть можно в помещении и во дворе, количество игроков – от 2 человек. Существует несколько вариантов игры, подразумевающих большую или меньшую физическую активность, но все они увлекательные и веселые.

Цель игры «Съедобное – несъедобное»

Цель – получение навыка разделения объектов на продукты питания и несъедобные вещи, расширение представления об окружающих предметах, закрепление их названий.

Задачи игры:

  • расширение представлений об окружающем мире;
  • формирование любознательности, познавательной активности;
  • расширение индивидуального словаря;
  • речевое развитие;
  • формирование правильного поведения в коллективе, умения продуктивно работать в команде;
  • физическое развитие, улучшение координации движений, ловкости, скорости реакции;
  • тренировка памяти, смекалки, логического мышления;
  • улучшение зрительного восприятия, развитие воображения;
  • формирование позитивных эмоций.

Дети с мячом

Правила игры «Съедобное – несъедобное»

Для игры нужен мяч небольшого размера. Дети путем жребия выбирают ведущего. Он забирает мяч. Остальные участники игры рассаживаются либо становятся напротив ведущего.

Ведущий бросает мяч поочередно каждому игроку, при этом произносит слово. Слова для игры относятся либо к пищевым продуктам, например, молоко, персик, котлета, огурец, каша, либо к несъедобным предметам, например, автомобиль, стол, ведро, озеро, банка, колесо. Если названое слово – пища или напиток, игрок ловит мяч. Если нет, отбивает его.

Игра простая, но веселая. Все хохочут, когда игрок запутывается, не успевает среагировать, хватает мяч при названом несъедобном предмете. Насколько веселой будет игра, зависит от хитрости и словарного запаса ведущего. У некоторых хватает смекалки запутывать игроков: произносить друг за другом схожие по звучанию или одинаковые по первому слогу слова. Например, одному игроку ведущий говорит, нарочно растягивая первые звуки: «Бу-у-у-лочка». А второму: «Бу-у-у-мага». Второй ребенок может, не проявив должной внимательности, схватить мяч.

Задача ведущего – поскорее стать игроком. Задача игроков – не стать на его место. Существует несколько вариантов игры, рассмотрим их.

Игра «Съедобное – несъедобное» в детском саду

На лестнице

Если во дворе или неподалеку от дома есть длинная лестница – 8-10 ступеней, можно играть на ней.

Ведущий становится внизу, игроки выстраиваются в ряд на верхней ступени. Бросая участникам мяч, ведущий называет слова. Игрок, который среагировал правильно, то есть схватил мяч при съедобном, отбросил при несъедобном, становится на ступень ниже. Если реакция неправильная, остается на месте. Побеждает тот, кто первым спустится к подножию лестницы. Он становится новым ведущим.

Дети на лестнице

Игра с мячом «Съедобное – несъедобное»

Дети рассаживаются на скамейке или на диване, если играют в помещении. Можно играть стоя, в этом случае игроки становятся в ряд или в круг.

Ведущий бросает мяч игрокам, называя слова. Он может бросать каждому участнику по очереди, либо выбирать игрока наугад. Участник, среагировавший неправильно, становится ведущим.

Дети сидят на лавочке

Настольный вариант игры

Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное» предназначается для младшей группы, то есть для дошкольников 2-3 лет. Ребенок играет индивидуально или с товарищами. Настольная игра развивает способность концентрировать внимание, логически мыслить, улучшает зрительное восприятие и моторику пальцев рук.

Для игры необходимо подготовить ламинированные карточки, изображающие продукты питания и несъедобные предметы. Альбомный или светлый картонный лист нужно разделить маркером на две равные части. В верхней части с одной стороны написать «съедобное», с другой – «несъедобное». Желательно, помимо надписей, сделать условные обозначения, чтобы дети не запутались. Например, рядом с надписью «съедобное» изобразить конфету, а рядом с «несъедобным» – кофточку.

Ведущий дает игрокам по очереди карточки. Взяв картинку, ребенок должен за 3 секунды решить, куда ее положить: в секцию «съедобное» или «несъедобное». Ведущий вслух отсчитывает время. Если игрок положил карточку неправильно, остальные смеются, шутят по этому поводу. Но важно не допускать злобных насмешек. Организованная таким образом игра учит ребенка собранности, внимательности, навыку быстрого принятия решений.

Без мяча

Для этого варианта игры не нужен мяч, но необходимо сделать кольцо из крепкой резинки длиной около 5 м.

Дети формируют круг, став в резиновое кольцо, растянув его. Резинка находится невысоко, на уровне щиколотки. Когда ведущий произносит «съедобное» слово, дети остаются в кольце. Когда они слышат «несъедобное» слово, то выпрыгивают из резинки.

Игрок, среагировавший позже остальных, не успевший выпрыгнуть, становится ведущим. Также место ведущего занимает участник, выпрыгнувший из резинки, когда произнесено «съедобное» слово. Выпрыгнувших может быть несколько, тогда ведущим становится первый из них.

Правилами запрещено выпрыгивать, затем сразу прыгать обратно в кольцо. Поступивший так игрок считается нарушителем, покидает игру, пока не сменится ведущий.

С кубиками

Кубики для настольного варианта игры «Съедобное – несъедобное» можно приобрести в интернете или в детском отделе магазина. Игровой материал представляет собой 2 кубика, то есть в распоряжении игроков 12 изображений.

Игрок бросает кубики. Если верхнее изображение на обоих кубиках оказывается продуктом питания, участник должен сразу выкрикнуть «съедобное». Если оба изображения «несъедобные», ребенок выкрикивает соответствующее слово. Если на одном кубике выпадает продукт питания, а на другом – предмет, то участник молчит. Побеждает игрок, не допустивший ошибки 5 раз подряд.

Игра подходит не только для занятий в детском саду. Кубики приобретают родители, чтобы играть с ребенком дома, брать с собой на отдых за город.

Развивающие кубики