«Семья» – каталог социализирующих и развивающих дидактических игр для дошкольников

Перечисленные в каталоге дидактические игры «Семья» предназначены для формирования у старших дошкольников представления о смене поколений и внутрисемейных отношениях. Знания, полученные ребенком в раннем возрасте, помогут в реальной взрослой жизни. Роль дидактической игры в семье необычайно важна: несовершеннолетний узнает о родственных отношениях, распределении ролей в быту, у него формируются правильные привычки и поведение.

Что такое семья?

Семья простыми словами для детей

Лучшие игры на тему «Семья»

Цель дидактической игры «Семья» – способствование запоминанию домочадцев и их имен, воспитание любви и уважения к родным людям, формирование представления о себе, как о части ячейки общества.

Семья для дошкольников

Задачи:

  • расширение представления о членах семьи;
  • формирование представления о профессиях родителей, о трудовых и бытовых обязанностях;
  • воспитание доброжелательного и уважительного отношения к родственникам;
  • демонстрация значимости семьи для каждого человека;
  • воспитание гордости за родных людей, за их вклад в развитие общества;
  • формирование представления о внутрисемейном распределении функций и обязанностей;
  • развитие речевых навыков, расширение словарного запаса по теме «Семейные отношения»;
  • обучение грамотному изъяснению, вежливому общению, умению учитывать интересы окружающих;
  • воспитание доброжелательности, вежливости, готовности помогать близким;
  • развитие памяти, мышления, моторики пальцев рук.

Нижеприведенная картотека дидактических игр «Семья» позволяет выбрать оптимальное для детской возрастной группы занятие.

Дидактическая игра «Моя семья»

Для занятия дети подготавливают «семейное древо», к ветвям которого прикрепляют фото всех домочадцев.

Педагог предлагает воспитанникам перечислить членов семьи, рассказать о занятиях, работе, хобби, интересах каждого. Дети по очереди рассказывают.

Родовое дерево

Если кому-то рассказ дается с трудом, воспитатель помогает, показывая иллюстрации, на которых запечатлены взрослые и дети, занимающиеся определенными делами.

Далее играющие говорят, кого из домашних они считают главным, почему. Итогом игры должно стать заключение, что все равны, у каждого свои обязанности.

Рассказ о семье

Накануне занятия в детсаду ребенок дома с родителями составляет мини-фотоальбом, рассказывающий о семье в нескольких поколениях. В детском саду дети по очереди рассказывают историю каждой фотографии, объясняют, за что любят родных, гордятся ими.

Семейный фотоальбом

Имена членов семьи

Дети младшей группы детсада становятся в круг, поочередно называют имена тех, с кем живут: мамы, папы, братьев и сестер, бабушек и дедушек. Например: Мою маму зовут Алиса, папу Андрей, брата Максим, бабушек Ольга и Вера, дедушек Петр и Александр.

Ласковые словечки

Для игры нужен мяч. Педагог, бросив мяч ребенку, просит назвать членов семьи ласковыми словами. Например: «мама – мамочка», «бабушка – бабуля», «брат – братишка» и так далее.

Ласковые слова

Хорошо или плохо

Игра строится в форме общения. Воспитатель задает вопросы, игроки отвечают. Например: «Помогать маме мыть посуду – это хорошо?» – «Да!» – «Почему?». Или: «Отбирать у младшего братика игрушки – это хорошо?» – «Нет!» – «Почему?».

Хорошо или плохо

Помогать близким людям если тебя попросили - это хорошо или плохо

Помогать маме по дому хорошо или плохо

Ухаживать за своими домашними питомцами хорошо или плохо

Задание на тему хорошо или плохо

Угадай, кто это

Игра для средней группы строится в форме отгадывания по определениям. Воспитатель перечисляет прилагательные, а дети отгадывают, о ком идет речь:

  • ласковая, заботливая, красивая, хозяйственная – мама;
  • добрая, мудрая, милая, внимательная – бабушка;
  • сильный, строгий, работящий, умный – папа;
  • добрый, мудрый, серьезный, заботливый – дедушка;
  • красивая, активная, прилежная, модная – сестра;
  • веселый, шаловливый, задиристый, смышленый – брат.

Моя семья самая…

В ходе дидактических игр про семью детсадовцы лучше узнают родных, начинают понимать важность семейных отношений, ценить их.

Педагог задает вопрос «Какая твоя семья?». Играющие поочередно отвечают прилагательными: дружная, веселая, активная, спортивная, большая, любящая читать, любящая путешествовать и прочее. Объясняют свои определения. Например: «Наша семья большая, потому что в ней 8 человек».

Моя семья самая…

Кто что делает

Воспитатель задает вопрос, а играющие отвечают глаголами:

  • что делает мама? – убирает, готовит еду, стирает, ходит в магазин;
  • что делает папа? – ходит на работу, ремонтирует, ездит на рыбалку, сидит за компьютером;
  • что делает бабушка? – работает на огороде, вяжет спицами, печет пирожки, сидит на лавочке;
  • что делает дедушка? – читает газеты, смотрит телевизор, играет в домино, ходит по грибы;
  • что делаешь ты? – играю с игрушками, рисую, гуляю во дворе, смотрю мультфильмы.

Кто что делает?

Что делает папа? Что делает дедушка?

Что делает мама? Что делает бабушка?

Кто что умеет

Игра предназначена для дошкольников подготовительной группы. Для нее необходимо сделать изображения членов семьи, а также картинки, изображающие семейные занятия (готовку еды, стирку, уборку пылесосом, ремонт, вождение автомобиля и прочие). К изображениям домочадцев нужно прикрепить шторные прищепки.

Задача детей – прицепить к изображениям членов семьи картинки с соответствующими занятиями.

Бывает, что занятие подходит к обоим изображениям, например, и папа, и дедушка водят автомобиль. В этом случае картинку машины положено прикрепить к двум изображениям.

Играющие должны объяснить, почему прицепили картинку именно так.

Мама готовит

Папа строит будку

Поймай звук

Игра для старшей группы развивает слуховое внимание, обогащает тематический словарь.

Воспитатель задает определенный гласный звук. Далее называет слова, а дети должны хлопнуть, услышав этот звук:

  • А – мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, внучка;
  • О – дочка, сыночек, отец;
  • У – дедуля, сынуля, внучка, внук;
  • Я – тетя, дядя, племянник;
  • Ё – тётя, ребёнок, крёстный;
  • Ы – сын, сынок, сынишка.

Развитие фонематического восприятия

Поймай звук

Игра «Хлопни в ладоши»

Волшебный клубок

Многие дидактические игры на тему «Семья» воспитывают вежливое и доброжелательное отношение к родным, учат общаться с окружающими вежливо.

Для игры необходимо подготовить вязальные нитки. Педагог предлагает воспитанникам в процессе наматывания ниток в клубок произносить хорошие слова, которые они должны говорить родным людям.

Вязальные нитки

Мишка-помощник

Игра формирует у детсадовцев понимание того, что нужно помогать родным людям. Для занятия необходимо подготовить коробочку и игрушечного медвежонка.

Педагог рассказывает детям, что к ним в группу пришел медвежонок, который поссорился с родителями, потому что не хочет им помогать. А теперь просит помощи, чтобы помириться. Воспитатель объясняет, что нельзя обижаться на близких, когда они просят помощи, им нужно помогать. Далее открывает коробочку, просит рассказать воспитанников, как они помогают родителям. А все рассказы попадут в коробочку для медвежонка.

Дети рассказывают. Педагог закрывает волшебную коробочку, отдает медвежонку, чтобы он, вернувшись в лес, помирился с родителями, больше не забывал о своих обязанностях.

Белый медвежонок

Назови семью

Игра учит дошкольников составлять сюжетные повествования по теме «Семья», закрепляет навык согласования глаголов с существительными.

Педагог раскладывает перед воспитанником изображения членов семьи, объясняет, что в жизни каждого поколения происходят определенные события и изменения. Просит: «Назови семью, расскажи, кто что делает».

Воспитанник отвечает:

  • младенец – растет, кушает из соски, катается в коляске, плачет;
  • маленький ребенок – играет, балуется, учится читать, делает уроки;
  • подросток – учится, гуляет с друзьями, взрослеет;
  • папа и мама – работают, воспитывают ребенка, ходят в магазин, следят за порядком;
  • дедушка и бабушка – отдыхают, ездят на дачу, читают книги, заботятся о внуке.

Подарки для семьи

Игра учит детей заботиться о родных, проявлять любовь и внимание. Для занятия необходимо подготовить картинки, изображающие возможные подарки.

Задача играющих – выбрать для каждого члена семьи подходящий подарок, объяснить выбор. Например: «Для мамы фен, потому что она делает красивые прически», «Для бабушки посуду, потому что она вкусно готовит».