«Собери снеговика» — настольная игра для познавательного развития дошкольников
Дидактическая игра «Собери снеговика» — средство развития творческих способностей и познавательного интереса у дошкольников. Она формирует начальное представление о группировании и сопоставлении разных элементов для формирования цельного плоскостного объекта. Игра, которая может быть групповой и индивидуальной, учит анализировать, выявлять отличительные признаки.
Цель дидактической игры «Собери снеговика»
Цель — правильно составить образ снеговика из раздельных частей.
Задачи:
- закрепление представлений о величинах, геометрических фигурах и колерах, об их названиях и сочетаниях;
- знакомство с предметами гардероба, получение навыка их группирования;
- совершенствование зрительного восприятия и концентрации внимания;
- развитие умения логически мыслить, анализировать, сопоставлять;
- улучшение моторики кистей и пальцев рук;
- развитие воображения, формирование творческого интереса.
Описание игры «Собери снеговика»
Игру проводят в младшей группе детского сада.
Для занятия необходимо вырезать из цветной бумаги элементы снеговика: три разноразмерных круга — туловище, коричневую или синюю трапецию — ведерко на голове, оранжевый или красный остроугольный треугольник — нос-морковка. Если играют несколько детей, то количество заготовок должно быть соответствующим.
Педагог предлагает воспитанникам игровую задачу: по сюжету снеговики так весело и активно играли, что развалились на части, и без помощи ребят не могут восстановиться. Прежде чем дети начнут составлять фигуры, воспитатель должен обсудить с ними нюансы построения снеговиков: основанием становится самый большой круг, на него ставятся по уменьшению размера два остальных, чтобы фигура получилась устойчивой, далее прикрепляются ведерко и нос.
Другой вариант игры
Этот вариант игры сложнее, предназначен для дошкольников средней группы.
Для занятия необходимо подготовить несколько снеговиков 2-х видов по внешности, также силуэтное изображение и раздельные элементы снеговика, части гардероба разных форм и расцветок.
Игра проводится в два этапа:
- Ориентируясь на силуэтное изображение, воспитанники составляют образ снеговика. Причем важно, чтобы они учитывали очередность раскладки элементов, как если бы лепили настоящую фигуру. То есть первым выкладывается большой круг, затем средний и маленький, далее мелкие детали, ведерко на голову.
- Во второй части используется комплект цельных снеговиков. Для них нужно выбрать гардероб с учетом стиля, сочетания цветов, назначения. Для одного персонажа дети по заданию педагога подбирают праздничный наряд, для другого — теплый зимний.
Для дошкольников старшей и подготовительной группы задание можно еще больше усложнить. На первом этапе игры дети не должны использовать силуэтное изображение как вспомогательное, они должны составить фигуру сами, по представлению и памяти.
На втором этапе игры дошкольники должны из деталей гардероба, скомбинированных по цветам, составить в дополнение к имеющимся комплекты, различные по стилю. Также можно попросить у игроков дополнить уже составленные комплекты деталями гардероба, подходящими по расцветке, форме или стилю.