Познавательная детская игра «Сортируем мусор» для экологического воспитания

Дидактическая игра «Сортируем мусор» — эффективный и увлекательный способ экологического образования дошкольников. Материал предназначен для индивидуальной либо подгрупповой работы с детьми 5–6-летнего возраста. В процессе игры привлекается внимание дошкольников к проблеме загрязнения окружающей среды бытовыми отходами, рассматривается вопрос правильной раздельной утилизации и дальнейшей переработки мусора. Занятие относится к категории экологического воспитания, учит, как правильно обращаться с отходами.

Цель дидактической игры «Сортировка мусора»

Цель игры — расширение представлений о правильном решении важнейших экологических проблем, о важности раздельной утилизации и вторичной переработки твердых бытовых отходов.

Задачи:

  • знакомство с понятиями «сортировка отходов», «ТБО», «утилизация», «вторичная переработка»;
  • экологическое воспитание, развитие культуры взаимодействия с окружающей средой;
  • обучение правильной сортировке твердых бытовых отходов;
  • формирование навыка классификации мусора по материалу изготовления;
  • тренировка логического мышления, внимательности, памяти, сообразительности;
  • улучшение мелкой моторики;
  • воспитание уважительного и заботливого отношения к природе, окружающей среде.

Дидактическая игра «Сортировка мусора» для дошкольников

Для игры необходимо изготовить из картона или другого подходящего материала подобия мусорных контейнеров для раздельной утилизации мусора. Также нужно распечатать и вырезать карточки, изображающие разные виды твердых отходов. Каждый контейнер имеет определенный цвет и надпись, соответствующую выбрасываемому мусору:

  • красный — «Металлические предметы и электроника»;
  • желтый — «Пластмасса»;
  • зеленый — «Стекло»;
  • синий — «Бумага»;
  • серый — «Органика».

Дидактическая игра «Сортировка мусора»

Перед началом работы ребята рассматривают контейнеры, вместе с педагогом обсуждают, какой мусор положено утилизировать в тот или иной резервуар. Далее воспитатель предлагает такой сюжет: «Большая компания приехала отдохнуть на лесное озеро, но оставила на берегу большое количество мусора». Воспитанники обсуждают, что случится с природой, если каждый так будет мусорить.

Педагог предлагает очистить берег водоема. И не просто очистить, а рассортировать мусор по контейнерам так, чтобы его потом было проще вторично переработать. Дошкольники выполняют задание: берут карточку, называют изображенный мусор, кладут его в соответствующий контейнер.

Предметы для сортировки мусора

Сортировка мусора для дошкольников

Дидактическая игра «Сортируем мусор»

В конце игры воспитатель предлагает обсудить, что можно изготовить повторно из переработанного мусора определенного вида. Какие вещи могут получиться из пластмассы, бумаги, стекла, металла. Педагог должен объяснить воспитанникам, что при отсутствии резервуаров для раздельного сбора весь мусор утилизируется вместе, поэтому его практически невозможно переработать. В этом случае мусор просто вывозится на полигон и сжигается, что тоже очень вредно для окружающей среды, для атмосферы.

Также стоит побеседовать с ребятами на тему длительности разложения отходов разных видов. Дошкольники должны знать, что некоторые виды мусора разлагаются в земле очень долго. Например, для полного разложения пластика требуется 100–700 лет. Если не утилизировать мусор правильно, а просто выбрасывать его под ноги, как делают многие невоспитанные люди, то земля будет оставаться загрязненной еще очень много лет. Следует внушить ребятам, что, если они хотят видеть планету чистой и красивой, то выбрасывать отходы нужно только в мусорные урны и контейнеры.