Математические игры «Сравни» в старшей и подготовительной группах детского сада
Дидактическая игра «Сравни» – образовательное занятие, предназначенное для подготовки дошкольников к начальной школе. Это эффективное вспомогательное упражнение для формирования базовых математических представлений. Игра увлекательная, развивает память, мыслительные способности, концентрацию внимания, формирует навык коллективной деятельности. Возможно применение и групповой, и индивидуальной формы игрового процесса.
Содержание
Дидактическая игра «Сравни»
Цель дидактической игры «Сравни» – обучение прямому счету до 10 и обратному.
Задачи:
- формирование представления о составе чисел;
- обучение счету;
- знакомство с математическими понятиями «<», «>», «=»;
- обучение решению примитивных математических задач;
- развитие памяти и внимательности;
- формирование навыка коллективной работы;
- воспитание интереса к учебе.
Для игры подготовьте карточки, на каждой из которых изображены объекты в два столбца в определенном количестве от 1 до 10, одинаковом или разном. Также сделайте карточки, изображающие математические символы «<», «>» и «=».
Игру можно организовать как индивидуальную или групповую. Воспитанник, получив карточку, подсчитывает, сколько объектов изображено в правом и левом столбце. Сделав вывод о количестве объектов, берет соответствующий математический символ, кладет его между столбцами.
Сравни три фигуры
Игра предназначена для развития навыка сравнения. Для ее проведения возьмите логические блоки.
Перемешайте фигуры, выложите их в произвольном порядке. Возьмите две первые, положите перед воспитанниками. Первый игрок, взяв следующий блок, кладет ее рядом с двумя первыми фигурами. Затем внимательно рассматривает, пытаясь определить, есть ли у фигур общие параметры: величина, форма, цвет. Если есть, игрок берет себе все 3 блока. Если фигуры ни в чем не сходны, то последний блок нужно положить в конец основного произвольного ряда.
Следующий игрок продолжает сравнение, берет из начала ряда следующий блок, сравнивает с двумя другими. Если сходство находит не тот игрок, у которого ход, а его соперник, то второй забирает все 3 фигуры. Побеждает в игре тот, у кого окажется больше логических блоков.
Сравни предметы
Дидактическая игра «Сравни предметы» развивает способность логически мыслить, строить связную и грамматически правильную речь. Для ее проведения подготовьте несколько пар карточек. В каждой паре должны быть изображены предметы, относящиеся к конкретной категории, например, одежда, сезоны года, цветы, фрукты, транспорт.
Существуют 2 варианта игры:
- Индивидуальная. Положите перед игроком пару карточек. Ребенок внимательно их рассматривает, выискивает, чем схожи изображенные предметы, чем различаются. Игрок должен давать развернутые ответы, формировать словосочетания. Например, изображены лимон и апельсин. Ребенок объясняет, что это фрукты. Сходны оба фрукта тем, что сочные, состоят их долек. Различаются тем, что лимон кислый, желтый, овальный, а апельсин сладкий, оранжевый, круглый.
- Соревновательная. Положите пару карточек перед двумя игроками. Дети выискивают сходства и различия, как в первом варианте игры, только делают это по очереди. Здесь тоже важно контролировать, чтобы дети давали развернутые и грамотные ответы. Побеждает игрок, назвавший наибольшее количество правильных сравнительных признаков.
Вот примеры парных изображений для игры:
- яблоко – груша;
- скрипка – гитара;
- смородина – виноград;
- туфли – сапоги;
- туча – облако;
- панама – шапка;
- свитер – майка;
- зима – лето;
- лодка – теплоход;
- кружка – кастрюля;
- лошадь – зебра.
Сравни геометрические фигуры
Игра формирует у дошкольников начальные геометрические знания, развивает навык логического и зрительного анализа расположения фигур. Для ее проведения сделайте комплект картинок геометрических форм. Также начертите одну или несколько таблиц, в зависимости от числа игроков, с ячейками, соответствующими по размеру изображениям фигур.
Разложите фигуры по ячейкам в определенном порядке. Одну из ячеек оставьте пустой. Предложите игроку выявить закономерность в том, как разложены фигуры. Исходя из этого, выбрать правильное геометрическое изображение для пустой ячейки.
Игру можно сделать соревновательной, раздав таблицы нескольким детям. Побеждает тот, кто быстрее остальных и правильно выполнит задание.
Красочный, полезный материал. Спасибо автору.