Математические игры «Сравни» в старшей и подготовительной группах детского сада

Дидактическая игра «Сравни» – образовательное занятие, предназначенное для подготовки дошкольников к начальной школе. Это эффективное вспомогательное упражнение для формирования базовых математических представлений. Игра увлекательная, развивает память, мыслительные способности, концентрацию внимания, формирует навык коллективной деятельности. Возможно применение и групповой, и индивидуальной формы игрового процесса.

Дидактическая игра «Сравни»

Цель дидактической игры «Сравни» – обучение прямому счету до 10 и обратному.

Задачи:

  • формирование представления о составе чисел;
  • обучение счету;
  • знакомство с математическими понятиями «<», «>», «=»;
  • обучение решению примитивных математических задач;
  • развитие памяти и внимательности;
  • формирование навыка коллективной работы;
  • воспитание интереса к учебе.

Для игры подготовьте карточки, на каждой из которых изображены объекты в два столбца в определенном количестве от 1 до 10, одинаковом или разном. Также сделайте карточки, изображающие математические символы «<», «>» и «=».

Дидактическая игра «Сравни»

Игру можно организовать как индивидуальную или групповую. Воспитанник, получив карточку, подсчитывает, сколько объектов изображено в правом и левом столбце. Сделав вывод о количестве объектов, берет соответствующий математический символ, кладет его между столбцами.

Математические карточки

Дидактический материал для дошкольников по математике

Карточки для счета для дошкольников

Математические карточки для дошкольников

Сравни три фигуры

Игра предназначена для развития навыка сравнения. Для ее проведения возьмите логические блоки.

Перемешайте фигуры, выложите их в произвольном порядке. Возьмите две первые, положите перед воспитанниками. Первый игрок, взяв следующий блок, кладет ее рядом с двумя первыми фигурами. Затем внимательно рассматривает, пытаясь определить, есть ли у фигур общие параметры: величина, форма, цвет. Если есть, игрок берет себе все 3 блока. Если фигуры ни в чем не сходны, то последний блок нужно положить в конец основного произвольного ряда.

Следующий игрок продолжает сравнение, берет из начала ряда следующий блок, сравнивает с двумя другими. Если сходство находит не тот игрок, у которого ход, а его соперник, то второй забирает все 3 фигуры. Побеждает в игре тот, у кого окажется больше логических блоков.

Геометрические фигуры

Геометрические фигуры для занятий

Квадрат, круг и треугольник

Сравни предметы

Дидактическая игра «Сравни предметы» развивает способность логически мыслить, строить связную и грамматически правильную речь. Для ее проведения подготовьте несколько пар карточек. В каждой паре должны быть изображены предметы, относящиеся к конкретной категории, например, одежда, сезоны года, цветы, фрукты, транспорт.

Сравни предметы между собой

Сравни предметы на картинке

Существуют 2 варианта игры:

  1. Индивидуальная. Положите перед игроком пару карточек. Ребенок внимательно их рассматривает, выискивает, чем схожи изображенные предметы, чем различаются. Игрок должен давать развернутые ответы, формировать словосочетания. Например, изображены лимон и апельсин. Ребенок объясняет, что это фрукты. Сходны оба фрукта тем, что сочные, состоят их долек. Различаются тем, что лимон кислый, желтый, овальный, а апельсин сладкий, оранжевый, круглый.
  2. Соревновательная. Положите пару карточек перед двумя игроками. Дети выискивают сходства и различия, как в первом варианте игры, только делают это по очереди. Здесь тоже важно контролировать, чтобы дети давали развернутые и грамотные ответы. Побеждает игрок, назвавший наибольшее количество правильных сравнительных признаков.

Вот примеры парных изображений для игры:

  • яблоко – груша;

Сравни яблоко и грушу

  • скрипка – гитара;

Сравни гитару и скрипку

  • смородина – виноград;

Сравни смородину и виноград

  • туфли – сапоги;

Сравни туфли и сапоги

  • туча – облако;

Сравни тучу и облако

  • панама – шапка;

Сравни панаму и шапку

  • свитер – майка;

Сравни свитер и майку

  • зима – лето;

Зима и лето

  • лодка – теплоход;

Лодка и теплоход

  • кружка – кастрюля;

Кружка и кастрюля

  • лошадь – зебра.

Лошадь и зебра

Сравни геометрические фигуры

Игра формирует у дошкольников начальные геометрические знания, развивает навык логического и зрительного анализа расположения фигур. Для ее проведения сделайте комплект картинок геометрических форм. Также начертите одну или несколько таблиц, в зависимости от числа игроков, с ячейками, соответствующими по размеру изображениям фигур.

Разложите фигуры по ячейкам в определенном порядке. Одну из ячеек оставьте пустой. Предложите игроку выявить закономерность в том, как разложены фигуры. Исходя из этого, выбрать правильное геометрическое изображение для пустой ячейки.

Игру можно сделать соревновательной, раздав таблицы нескольким детям. Побеждает тот, кто быстрее остальных и правильно выполнит задание.

Сравни фигуры по форме, цвету и размеру

Сравни и запомни фигуры

На какие фигуры похожи предметы