Детская познавательная игра по сюжету сказки «Три медведя»
Дидактическая игра по сказке «Три медведя» — средство разностороннего развития дошкольников. Для возможности проведения занятия дошкольники должны быть знакомы с сюжетом сказки. Игра положительно влияет на образное и логическое мышление, учит отвечать на вопросы и строить предположения, самостоятельно анализировать и оценивать информацию, выстраивать сюжетные линии, давать описания объектам.
Цель дидактической игры «Три медведя»
Цель игры — формирование представления о понятии «величина», обучение навыку сравнения и распределения объектов по размеру.
Задачи:
- ознакомление с признаками величины;
- обучение сравнению объектов по высоте и ширине;
- речевое развитие, обогащение словаря новыми тематическими терминами;
- развитие воображения, активизация мыслительной деятельности;
- обучение умению выстраивать сюжеты по взаимодействию имеющихся персонажей.
Дидактическая игра «Три медведя»
Для игры нужно подготовить игровое поле табличного вида. Крайний левый столбец должен перечислять главных героев сказки: папу-медведя Михайло Ивановича, маму-медведицу Настасью Петровну и маленького медвежонка Мишутку. Верхняя строка должна перечислять предметы из медвежьего дома: стулья, кровати, ложки, тарелки, кружки, лапти, рукавицы, ковшики, корзины. Можно выбрать и другие предметы, которые наверняка могли быть в медвежьей избе. Отдельно нужно изготовить карточки, изображающие медвежью семью и все перечисленные предметы разной величины.
Педагог раскладывает перед ребятами изображения медведей, просит вспомнить, из какой сказки эти персонажи. Дошкольники вспоминают название сказки и ее сюжет, называют имена медведей, говорят, кто из этих персонажей самый большой, кто средний, а кто самый маленький. Далее школьники прицепляют изображения медведей по убыванию размера к ячейкам первого столбца.
Педагог раскладывает перед ребятами картинки стульев разной величины. Спрашивает, какой величины стулом мог бы пользоваться Михайло Иванович. Дети указывают на картинку, воспитатель прицепляет ее к соответствующей ячейке игрового поля. Аналогичным образом дети выбирают стулья для Настасьи Петровны и Мишутки. Далее приступают к распределению других предметов. И так, пока все игровое поле не будет заполнено.
В процессе раскладывания изображений педагог должен интересоваться у воспитанников, какое назначение имеет тот или иной предмет. Например, тарелки и ложки нужны для еды, потому что медведи в сказке культурные и воспитанные, кушают не лапами, а столовыми приборами. Рукавицы медведи надевают зимой, чтобы не застудить лапы. А с корзинами ходят летом по лесу, собирая грибы и ягоды. Ребята должны отвечать развернуто.
Игру можно организовать несколько иначе. Педагог заранее размещает картинки в ячейках игрового поля, но делает это неправильно. Задача игроков — распределить изображения по ячейкам правильно в соответствии с размером персонажей.
Музыкально-дидактическая игра «Три медведя»
В средней группе детского сада можно организовать музыкальную игру по сказке. Ее цель — развитие чувства ритма, совершенствование музыкального слуха и памяти, творческое развитие.
Для игры нужны картинки главных героев сказки. Педагог напоминает воспитанникам сюжет. Первым в избу по сюжету вошел папа-медведь Михайло Иванович. Педагог громко и медленно стучит по ударному музыкальному инструменту, имитируя звук тяжелых и неповоротливых медвежьих шагов. Следующей в дом вошла мама-медведица Настасья Петровна. Воспитатель стучит по инструменту немного тише и легче, имитируя шаги медведицы. Последним в избу вошел медвежонок Мишутка. Педагог стучит тихонько и быстро, имитируя маленькие и бойкие шажочки медвежонка.
Работая с музыкальным инструментом, воспитатель каждый раз спрашивает у ребят, догадываются ли они, кому могут принадлежать воспроизводимые шаги. Дети строят предположения.
Затем воспитатель раскладывает перед ребятами изображения медведей. Просит детей простучать медвежьи шаги с соблюдением ритма и громкости, отметить фишкой соответствующую картинку.
Для дошкольников старшей группы игру можно усложнить. Педагог не демонстрирует ребятам, как звучат шаги медведей, а просит их самостоятельно вообразить и воспроизвести звуки. Дошкольники должны сами сообразить, что папа-медведь двигается тяжело и неповоротливо, мама-медведица — легче и свободнее, а медвежонок — быстро и тихо. При необходимости педагог корректирует работу воспитанников.