Детская познавательная игра по сюжету сказки «Три медведя»

Дидактическая игра по сказке «Три медведя» — средство разностороннего развития дошкольников. Для возможности проведения занятия дошкольники должны быть знакомы с сюжетом сказки. Игра положительно влияет на образное и логическое мышление, учит отвечать на вопросы и строить предположения, самостоятельно анализировать и оценивать информацию, выстраивать сюжетные линии, давать описания объектам.

Цель дидактической игры «Три медведя»

Цель игры — формирование представления о понятии «величина», обучение навыку сравнения и распределения объектов по размеру.

Задачи:

  • ознакомление с признаками величины;
  • обучение сравнению объектов по высоте и ширине;
  • речевое развитие, обогащение словаря новыми тематическими терминами;
  • развитие воображения, активизация мыслительной деятельности;
  • обучение умению выстраивать сюжеты по взаимодействию имеющихся персонажей.

Дидактическая игра «Три медведя»

Для игры нужно подготовить игровое поле табличного вида. Крайний левый столбец должен перечислять главных героев сказки: папу-медведя Михайло Ивановича, маму-медведицу Настасью Петровну и маленького медвежонка Мишутку. Верхняя строка должна перечислять предметы из медвежьего дома: стулья, кровати, ложки, тарелки, кружки, лапти, рукавицы, ковшики, корзины. Можно выбрать и другие предметы, которые наверняка могли быть в медвежьей избе. Отдельно нужно изготовить карточки, изображающие медвежью семью и все перечисленные предметы разной величины.

Игровое поле для игры «Три медведя»

Дидактическая игра «Три медведя»

Педагог раскладывает перед ребятами изображения медведей, просит вспомнить, из какой сказки эти персонажи. Дошкольники вспоминают название сказки и ее сюжет, называют имена медведей, говорят, кто из этих персонажей самый большой, кто средний, а кто самый маленький. Далее школьники прицепляют изображения медведей по убыванию размера к ячейкам первого столбца.

Педагог раскладывает перед ребятами картинки стульев разной величины. Спрашивает, какой величины стулом мог бы пользоваться Михайло Иванович. Дети указывают на картинку, воспитатель прицепляет ее к соответствующей ячейке игрового поля. Аналогичным образом дети выбирают стулья для Настасьи Петровны и Мишутки. Далее приступают к распределению других предметов. И так, пока все игровое поле не будет заполнено.

В процессе раскладывания изображений педагог должен интересоваться у воспитанников, какое назначение имеет тот или иной предмет. Например, тарелки и ложки нужны для еды, потому что медведи в сказке культурные и воспитанные, кушают не лапами, а столовыми приборами. Рукавицы медведи надевают зимой, чтобы не застудить лапы. А с корзинами ходят летом по лесу, собирая грибы и ягоды. Ребята должны отвечать развернуто.

Игру можно организовать несколько иначе. Педагог заранее размещает картинки в ячейках игрового поля, но делает это неправильно. Задача игроков — распределить изображения по ячейкам правильно в соответствии с размером персонажей.

Музыкально-дидактическая игра «Три медведя»

В средней группе детского сада можно организовать музыкальную игру по сказке. Ее цель — развитие чувства ритма, совершенствование музыкального слуха и памяти, творческое развитие.

Для игры нужны картинки главных героев сказки. Педагог напоминает воспитанникам сюжет. Первым в избу по сюжету вошел папа-медведь Михайло Иванович. Педагог громко и медленно стучит по ударному музыкальному инструменту, имитируя звук тяжелых и неповоротливых медвежьих шагов. Следующей в дом вошла мама-медведица Настасья Петровна. Воспитатель стучит по инструменту немного тише и легче, имитируя шаги медведицы. Последним в избу вошел медвежонок Мишутка. Педагог стучит тихонько и быстро, имитируя маленькие и бойкие шажочки медвежонка.

Барабан

Работая с музыкальным инструментом, воспитатель каждый раз спрашивает у ребят, догадываются ли они, кому могут принадлежать воспроизводимые шаги. Дети строят предположения.

Затем воспитатель раскладывает перед ребятами изображения медведей. Просит детей простучать медвежьи шаги с соблюдением ритма и громкости, отметить фишкой соответствующую картинку.

Большой, средний, маленький

Для дошкольников старшей группы игру можно усложнить. Педагог не демонстрирует ребятам, как звучат шаги медведей, а просит их самостоятельно вообразить и воспроизвести звуки. Дошкольники должны сами сообразить, что папа-медведь двигается тяжело и неповоротливо, мама-медведица — легче и свободнее, а медвежонок — быстро и тихо. При необходимости педагог корректирует работу воспитанников.